Грамматика в младшей школе – это просто и весело! / Have fun with primary school grammar!
Автор: Светлана Рязанцева | Рубрика: НОВЫЕ УМК Пятница 17 августа 2018Представляем учебные пособия «Английский язык. Сборник грамматических упражнений» для начальной школы
Как сделать так, чтобы грамматика в младшей школе превратилась из скучной, суровой необходимости в занимательный процесс, развивающий речевые навыки ребёнка? В этом поможет новое пособие по грамматике для младших школьников «Звёздный английский. Сборник грамматических упражнений»
Primary school students face the challenge of a new language. This is how to turn the burden into fun with the new grammar book – “Starlight 2. Grammar exercises”
ключевые слова: обучение грамматике в младшей школе, Звездный английский, пособие по грамматике для младших школьников, просто о сложном, Starlight 2, primary grammar, grammar book for young learners
настроение: не сдаваться!
Маленький человек, восьми лет от роду, только-только закончивший изучать родной алфавит из 33 букв и едва научившийся читать, сталкивается с новой задачей – освоить ещё один алфавит, 26 букв, в котором даже по написанию совпадают лишь некоторые буквы, а по звучанию и того меньше! А ведь ему приходится ещё и учить новые слова, осваивать новые звуки, новые грамматические явления, которым нет аналогов в родном языке, такие, как артикли, настоящее длительное время, абсолютная форма притяжательных местоимений и т.д. Вот с чем приходится столкнуться маленькому ученику, когда он начинает изучение иностранного языка. Однако, огромный плюс изучения иностранного языка в таком возрасте – то, что он не знает обо всех этих трудностях и наша задача – не разубедить его в этом. Пусть изучение английского языка будет для него волшебным путешествием в мир неизведанного и прекрасного.
Перед вами – новый компонент УМК «Звездный английский» для второго класса «Сборник грамматических упражнений», учебное пособие для начальной школы. Цель пособия – создать дружелюбную, простую и понятную среду для отработки грамматических навыков, в которой ученик будет чувствовать себя комфортно и успешно. В грамматическом пособии появляется постоянный персонаж – котёнок Рыжик (Ginger), который сопровождает ученика на протяжении всего учебного года. Он не помогает ученику делать задания, он является тем мотивирующим моментом, ради которого эти задания выполняются. К ученику обращается не учитель с требованием выполнить задание, а маленькое, беспомощное существо, которому нужна помощь.
«Английский язык. Сборник грамматических упражнений. 2 класс» состоит, как и учебник, из 8 модулей. В начале каждого модуля – «легенда» — стимул, призванная помочь котёнку решить какие-то его проблемы, например, собрать воздушные шарики на день рождения друга, цветы для мамы, пирожные на день рождения и т.д.
За каждое выполненное задание ребёнок получает награду – раскрашивает рисунок, помогая котёнку. В конце каждого модуля он «собирает» рисунки и дорисовывает картинку.
Грамматические темы каждого модуля сборника соответствуют грамматике учебника и расположены в том же порядке. Например, в первом модуле – это предложения с глаголом to be в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах, личные и притяжательные местоимения.
«Сборник грамматических упражнений» является пособием, по которому можно работать самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Ученик может познакомиться с теорией грамматики в простом, понятном для него виде и в том объёме, который предусматривается для данного уровня.
Презентация каждого грамматического явления разбита на мельчайшие, простейшие составляющие с тем, чтобы ученик освоил новый грамматический материал логично, не встретив никаких затруднений.
Ребёнок, который только начинает изучение иностранного языка, нуждается в постоянном напоминании о том, как образуются определённые грамматические структуры. Нелишним будет напомнить ему о тех правилах построения предложений, которые он должен усвоить, но которые так трудно удержать в памяти!
Задания постепенно усложняются, начиная от узнавания грамматического явления и соотнесения его с родным языком, где это возможно. Затем от ученика требуется соединить несколько грамматических явлений, попробовать применить их в разных ситуациях, сначала по образцу, затем самостоятельно. В итоге наш ученик выходит на самостоятельное употребление грамматического материала в заданиях такого типа, как «напиши письмо», «напиши рассказ», «расскажи о себе» и т.д.
Имея перед глазами образец, ученик без труда перенесёт грамматику на более высокий уровень – самостоятельное употребление в речи, письменной или устной.
Все законченные тексты рекомендуется читать вслух, особенно те, которые ученик сочиняет сам или про себя. Вообще, чтение вслух – первый шаг на пути к говорению. Пусть ребёнок читает вслух родителям, одноклассникам, коту Рыжику, своей собаке, домашнему привидению, бабушке, кому угодно. Читает громко, с разной интонацией, от имени разных персонажей, под музыку, как своё выступление «на радио», «на телевидении» и т.д.
Грамматические задания в пособии построены в основном на лексике модулей УМК «Звёздный английский 2» соответственно. В некоторых упражнениях встречаются незнакомые слова, употребление которых не мешает выполнению грамматического задания. По возможности включены интернациональные слова, которые похожи на русские и не вызывают дополнительных трудностей у ученика, либо простые слова для дополнительного «дриллинга». Таким образом происходит первое знакомство с новым словом. В следующий раз это уже будет «почти знакомое слово» и его нужно будет лишь немного вспомнить.
Формулировка заданий даётся на русском языке, чтобы исключить возникновение дополнительных трудностей, не связанных с основной целью пособия по грамматике. Это позволяет расширить формулировку заданий, включить личностный компонент, прямое обращение к ученику как к другу.
Лексический запас в младшей школе небольшой и одна и та же лексика встречается в разных УМК, так как обсуждаются одинаковые темы, это «Знакомство», «Я и моя семья», «Мир моих увлечений», «Я и мои друзья», «Моя школа», «Мир вокруг меня», «Страны изучаемого языка и родная страна». Грамматические темы, подлежащие изучению в начальной школе тоже одинаковые, может меняться только порядок их предъявления. Всё это делает «Сборник грамматических упражнений» универсальным пособием, которое можно использовать не только как дополнение к УМК «Звёздный английский», но и к любому другому, если ребёнку требуется дополнительная поддержка в формировании грамматических навыков. 78 страниц дополнительного грамматического тренинга обязательно помогут ему в этом!
Ученик начальной школы активно взаимодействует с окружающим миром, поэтому в пособие включены задания игрового характера, художественное творчество (нарисуй, раскрась, дорисуй). Книга выполнена в чёрно-белом варианте, что предоставляет ученику дополнительную возможность развивать мелкую моторику, раскрашивая рисунки к каждому заданию. В итоге, вместо чёрно-белой, к концу года у ребёнка оказывается цветная книжка, выполненная своими руками, к тому же уникальная, потому что он раскрасил и нарисовал рисунки исходя из своих желаний и представлений!
Пособие направлено на достижение таких предметных результатов в сфере коммуникативной компетенции, как формирование грамматических навыков, чтения, письма и говорения (диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию), социокультурной осведомлённости (правила вежливости и речевой этикет)
Ученик начальной школы легко запоминает новые слова, а вот структурно-смысловые связи выстраиваются гораздо медленнее, на формирование грамматического навыка уходит много времени и усилий. Как учитель, много лет работающий в начальной школе, знаю, что если у ребёнка есть интерес, есть личная мотивация, язык усваивается незаметно, трудности не замечаются и результаты поражают и родителей и самих учеников. К дополнительному компоненту УМК «Звёздный Английский 2» — «Сборнику упражнений» авторов Е.В.Сахарова, М.Л. Бахтиной и К.К. Романовой теперь добавился «Сборник грамматических упражнений» — пособие, которое поможет сформировать грамматические навыки в простой и увлекательной форме.
Идёт время, взрослеет ребёнок, расширяется его кругозор, круг общения, сфера интересов. Вместе с ним взрослеет и наш герой – Рыжик. В издании «Английский язык. Сборник грамматических упражнений. 3 класс» у него появляются новые друзья в разных городах нашей Родины, он узнаёт о своих дальних родственниках. И вот наш Рыжик выбирается из своего уютного дома, своего родного города и отправляется в путешествие по России, чтобы навестить своих друзей и родственников. Вместе с ним путешествует и его лучший друг — ученик, попутно узнавая, какая у нас огромная страна, знакомясь с разными городами, дикими животными, картой России. Все друзья учат в школе английский язык, всем нужна английская грамматика. Попутно с ними происходят разные приключения, а время от времени приходится писать письма домой или отвечать на звонки родных.
В книге «Английский язык. Сборник грамматических упражнений. 4 класс» география путешествий Рыжика и его друга – ученика расширяется. Они отправляются в Большое Кругосветное Путешествие! И как же здорово, что все их друзья тоже учат английский язык в школе. Иначе как они смогли бы общаться?
Учебные пособия «Сборник грамматических упражнений» помогут ученику в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов, сделают занятия английской грамматикой простыми и увлекательными и помогут сохранить интерес к изучению английского языка в младшей школе.