МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Автор: Рамиля ВАГАПОВА | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Понедельник 27 августа 2018Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.
город: Уфа
«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»[1, стр.11]
В условиях модернизации образования учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса:
-коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»);
— исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций);
-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество — статьи, выступления, участие в конкурсах);
-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.
Как отмечает Е.Н Жукатинская, «…профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры» [2,стр.165].
Процессы, происходящие в современном образовательном пространстве, требуют специально организованной деятельности методической службы, которая организует процесс повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. В данной статье и в сборнике сделана попытка обобщить лишь небольшую часть накопленного опыта по повышению профессиональной компетентности учителей иностранных языков города Уфы.
На сегодняшний день в школах города преподаются шесть языков: английский, немецкий, французский, китайский, испанский и турецкий. Работа по созданию условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, в частности иностранных языков, которая ведется в МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ, позволяет каждому учителю:
-постоянно знакомиться с современными исследованиями в области преподавания языков;
-изучать прогрессивный опыт коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
-знакомиться с новыми программами, технологиями, концепциями обучения и воспитания.
Систему научно — методического сопровождения процесса преподавания иностранных языков в городе составляют несколько направлений:
- Информационно-методическая работа: издание сборников методических статей, освещение деятельности учителей в СМИ, сбор и анализ статистических данных, анализ соответствия используемых образовательных средств, предъявляемым ФГОС, современному образованию.
- Распространение педагогического опыта: участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, мастер — классы, публикации авторских материалов педагогов в сети Интернет и печатных изданиях, разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебных программ.
- Повышение профессионального мастерства учителей иностранных языков: организация и проведение курсов повышения квалификации, семинаров, единые методические дни, экспертиза результатов педагогической деятельности, участие в экспертной деятельности. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах и учебных семинарах, изучение профессиональной литературы, посещение образовательных Интернет-сайтов, разработка собственных учебно-методических материалов, являются дополнительными условиями для профессионального совершенствования учителей иностранных языков.
- Научно-методическое сопровождение деятельности учителей иностранных языков реализуется обеспечением связи Школа-ВУЗ. Важную роль в вопросах совершенствования профессиональной компетентности учителей в нашем городе играют преподаватели иностранных языков Башкирского государственного университета и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, поскольку педагоги нуждаются в постоянной методической и консультационной поддержке. Не только учебно-тренировочные сборы, консультации при подготовке к научно-практическим конференциям с ведущими учеными и методистами нашей страны, но и семинары, вебинары, несомненно, положительно влияют на профессиональный рост учителей. Общение происходит не только с учеными, но и с педагогами других регионов Российской Федерации.
- Работа с молодыми специалистами: открытые уроки, наставничество, семинары для молодых специалистов позволяют в достаточно краткие сроки адаптироваться в новых условиях, активизировать их саморазвитие.
Неоспоримую помощь в повышении компетентности учителей иностранных языков оказывает сотрудничество МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ с Центром лингвистического образования издательства «Просвещение». Результат сотрудничества — освоенные и внедрённые в учебный процесс новые передовые технологии, мотивированность учителей иностранных языков на повышение своей квалификации, высокий уровень знаний иностранных языков у учащихся, уверенный карьерный рост и плодотворная работа в будущем.
В 2016 году Уфа вошла в список Глобальной сети обучающихся городов мира. Это международное объединение, которое содействует установлению связей и партнерских отношений между городами для обмена опытом в различных областях. В нынешнем учебном году одно из перспективных направлений — продолжение работы по установлению сотрудничества в сфере образования с городами — побратимами, некоторые из которых также вошли в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО. Особое внимание будет уделено программам по обмену преподавателями и студентами.
Большую роль в представлении города в данной сети играет деятельность учителей иностранных языков, работающих в школах — участницах проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», количество которых в городе Уфа достигло 34. В течение учебного года ими реализовано более 60 проектов городского, республиканского и международного уровня, что также имеет большое значение в деле повышения компетентности педагогов в различных областях.
В данном сборнике представлен опыт учителей иностранных языков города Уфы Республики Башкортостан. Среди авторов статей — молодые учителя, учителя с большим опытом, преподаватели ВУЗов столицы. Одни из них представили опыт урочной работы, опыт качественной подготовки к итоговой аттестации, другие затронули вопросы организации работы методического объединения в школе. Затрагивается также регионоведческий компонент — опыт организации и проведения социального, образовательно-тематического проекта Welcome to Bashkortostan.
Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов — это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы. При условии правильной организации методического сопровождения труда педагога данная работа позволит достичь высоких результатов в обучении иностранным языкам.
ЛИТЕРАТУРА
- Казанцев С.В. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения. // Педагогика, 2011, № 6. – с.11-12.
- Липатова Н.О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сб. науч. статей. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – с.160-170