Тематический словарь: как можно его использовать? / Word list: how can we use it?
Автор: Наталья Рожкова | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 13 августа 2018
Мне очень нравится словарь, который предложен в конце каждого учебника. Начиная с 5 класса, словарь делится не просто на разделы, а на подразделы, и это просто замечательно. Здесь такое поле для деятельности учителя и, особенно, учеников. Здесь такая прекрасная возможность поработать не только над произношением, лексикой, грамматикой, но и поговорить на английском языке.
I like the word list that is given at the end of every student’s book. Beginning with Spotlight5 the Word list is divided into Modules and Units and it’s wonderful. It provides teachers and students with great opportunities. Using the word list we can improve not only our pronunciation, vocabulary, grammar but we can just speak English.
ключевые слова: Список слов, активная лексика, говорение, усовершенствовать навыки, расширить знания, Word list, vocabulary, speaking, improve one’s skills and broaden one’s knowledge.
настроение: Жизнерадостное настроение со стремлением общаться на английском языке
Я работаю в школе № 19 г. Химки учителем английского языка всего лишь 8 лет, из них 7 лет по учебникам издательства Просвещение Spotlight. Знаю, что у каждого учителя есть свои приемы работы с УМК издательства Просвещения и постоянно интересуюсь разработками своих коллег, однако, хочу поделиться своим весьма продуктивным способом работы с этими учебными пособиями, а точнее с учебником.
Мне очень нравится словарь, который предложен в конце каждого учебника. Начиная с 5 класса, словарь делится не просто на разделы, а на подразделы, и это просто замечательно. Здесь такое поле для деятельности учителя и, особенно, учеников. Здесь такая прекрасная возможность поработать не только над произношением, лексикой, грамматикой, но и поговорить на английском языке.
Постараюсь рассказать о том, как я это делаю по порядку. Когда я только начинала работать с учебными пособиями издательства Просвещение, то, как и многие, добросовестно отрабатывала со своими учениками лексику по разделу Word List. Вообще следует отметить, что с самого первого урока учеников нужно не просто ознакомить с учебником, а систематически приучать их этим учебником активно пользоваться. Ученики должны не просто легко ориентироваться в учебнике, но уметь его использовать для выполнения и создания разных заданий. Проделать добросовестно упражнения – это только малая доля того, что предлагает учебник. Так перейдем непосредственно к работе над словарем. Дети к нам приходят разные, большим счастьем для меня, как и для многих моих коллег, является самой учить ребенка английскому языку с самых азов. Но всех детей так учить невозможно. Кто-то приходит к нам с какими-то знаниями, кто-то уходит от нас, и хочется заложить такую базу знаний, которая ему поможет поскорее привыкнуть к новому учителю и, возможно, другим методам и приемам преподавания английского языка. Но вернемся к Word List, я начинаю им почти каждый урок по разделу, а также урок подготовки к контрольной работе. Это и языковая разминка для всех и сразу, хочу только добавить, что не единственная. Но не только. У каждого ребенка есть при этом шанс научиться правильно читать английские слова и понимать значки транскрипции. Если с этими учениками таких проблем нет, а с помощью Word List это проблема решается за 2-3 недели просто добросовестной работы со словарем (в особо сложных случаях не более 2-х месяцев), то следует систематически анализировать правила чтения. Например, отмечать, в каких словах не читается буква «t» (often, listen, hustle, bustle и т. д.), как ведет себя буква «w» в словах начинающихся с «wr», например, write, wrong, wrist и других, отметь значение немой гласной «e» в конце слова, обратить внимание на удвоение согласных в английских словах, которые никогда не ведут к удвоению звуков, как в русском языке (слова суббота и attractive). Я не говорю уже о разном чтение «ea», «ou», «ow» и других буквосочетаний, о чтении или непроизношении «gh», о разном чтении букв «c» и «s», о значении долготы гласных в английском языке, об озвончении непроизносимой согласной «r» в конце слов, когда следующее слово начинается с гласного звука. Все правила чтения я перечислять не буду, хочу лишь отметить, что дети в любом возрасте с удовольствием вначале играют в эту игру, а позже, анализируют правила чтения и без транскрипций правильно читают незнакомые слова. Конечно, не нужно забывать и про подводные камни: не все слова читаются по правилам ( мы в русском языка не по правилам читаем слова «что», «солнце» и другие). Нужно объяснять ученикам, что если мы произносим слово по правилам, а оно является исключением, то носители языка нас поймут, скорее всего, деликатно поправят, и это не помешает дальнейшему общению на английском языке.
Далее, с расширением словарного запаса, а это происходит достаточно быстро, можно поработать над синонимами и антонимами, разобраться какие слова из синонимического ряда где лучше употреблять, поработать с устойчивыми словосочетаниями, поговорить о различии в использовании «to look» и «to have a look», «to breakfast» и «to have breakfast» и многими другими. Детям обычно интересно разобраться в таких ситуациях. Вначале они слушают, потом пытаются приводить свои примеры, задают вопросы.
Вообще со словами очень интересно играть. Вначале игры придумывает учитель, а затем самые неожиданные и интересные игры придумывают сами дети. Никогда не забуду игры, которую придумала одна моя ученица во втором классе (сейчас она закончила 8 класс и перешла в 9). Мы проходили предлоги «in», «on», «under». Я размещала простые предметы, которые они могли назвать на английском языке, а ребята должны были составить простое предложение с этими предлогами. Во-первых, расположение предметов моя ученица показывала с помощью кистей рук :правая рука на левой – «on», правая зажата в левой –«in», правая под левой –«under», и мы старались правильно назвать предлог, который она нам показывала. Так сделали еще несколько человек, затем с помощью звукоподражания ребята пытались объяснить где находится какое животное. Например, кто-то говорил «мяу», руками показывал предлог «in» и на плакате Spotlight для 2 класса показывал коробку, кувшин или что-то еще. Детям это очень понравилось.
Используя Word List можно активно заниматься не только устойчивыми словосочетаниями, но и словообразованием, это также очень увлекательное занятие. С новыми словами можно придумывать предложения по темам раздела, а затем, составлять рассказы. Предложения в рассказ можно добавлять по очереди, таким образом, будут задействованы все ученики. Можно загадывать слова на английском языке уже с 6-7 класса. Заданий на слова очень много и их можно постоянно менять. Начиная с 7 класса при работе со словами по Word List можно просить каждого ученика вспомнить правила, которые связаны с чтением определенного слова. Не стоит забывать, что ученикам обычно нравится выступать в роли учителя. Если кто-то из учеников забыл некоторые правила чтения, можно попросить других учащихся задать наводящие вопросы. Если ученик недавно перешел в нашу школу и не привык к такой форме работы, то можно рассказать ему правила и попросить на них привести примеры с другими словами. Вообще составлять предложения или придумывать мини рассказы на определенное правила чтения, или словообразования, или на однокоренные слова очень увлекательное занятие. Подобного вида деятельность очень выручает, когда дается задание, которое не может быть выполнено одновременно всеми учащимися. Кроме того, не надо забывать, что такие слова, над которыми ведется постоянная и систематическая работа самими учениками, всегда будут в активном употреблении учащегося.
Я также очень люблю работу по Word List направленную на употребление фразовых глаголов. Можно составлять предложения с данными фразовыми глаголами, можно придумывать ситуации, по которым нужно понять о каком фразовом глаголе идет речь, можно постараться припомнить все ранее изученные фразовые глаголы, в которых есть данное составляющее.
Еще хотелось бы отметить, что работа с лексикой неразрывно связанна и с работой над грамматикой. Когда мы говорим о словообразовании, то обычно указываем на разные части речи. Здесь к месту будет вспомнить о том, какой предлог идет после того или иного прилагательного, какая форма глагола пойдет после того или иного слова, какие артикли используются с тем или иным существительным, совпадает ли число этого существительного в английском языке с аналогичным существительным в русском языке (например, advice, news, watch, police, clothes и другие слова). Вообще работу с лексикой по УМК Spotlight легко и естественно совмещать с работой над грамматикой соответствующего или предыдущего раздела. Проработав определенный подраздел учебника можно попросить учеников сделать небольшое высказывание о том, о чем шла речь в этом подразделе. Я, как правило, прошу учащихся закрыть учебник на странице подраздела, но открыть его на Word List, при этом разрешаю пользоваться разделом Grammar Reference Section. Детей обязательно надо учить не только говорить, выражать свои мысли на английском языке, но и думать на нем. И здесь очень помогает раздел Word List .
А еще работу с лексикой нельзя оторвать от работы с культурой, обычаями, традициями, историей, географией страны изучаемого языка. Мы начинаем изучать иностранные языки со 2 класса. Стоит задуматься, почему в английском языке местоимение «я» (I) пишется с большой буквы. Некоторые дети спешат сделать предположение, что англичане очень высокомерные («задиристые», как говорят мои ученики). Здесь стоит посмотреть на карту Соединенного королевства, подумать о том, что страна эта – остров, что культура и обычаи этих людей связаны и с географическим положением страны. А что касается вежливости, то ребятам нужно сказать, что в Великобритании принято говорить My friend and I, что переводится как “Я с другом/подругой», о себе они говорят после упоминания того, с кем они были вместе. Так лексика неразрывно связана с культурой и традициями.
А слово always, оно является наречием настоящего неопределенного времени (The Present Indefinite Tense). Как странно, что оно может быть и в настоящем продолженном времени (The Present Continuouse Tense). Это грамматическая ошибка? Вовсе нет. Это традиция выражать свое недовольство или, даже, раздражение. Так как в английской культуре не принято бурно выражать свои эмоции, это может быть расценено как невоспитанность. Но британцы не являются бесчувственными людьми, просто это другой способ выражения чувств и эмоций. Так мы постепенно и перешли к культуре носителей языка.
А ведь в Word List есть еще и слова, где в транскрипции указаны звуки, которые мы обычно не произносим. Зачем их указывать?
Это ошибка? Нет, здесь нет никакой ошибки. Так мы постепенно переходим на диалекты, приводим примеры с диалектами в русском языке и рассказываем о диалектах в британском варианте английского языка, говорим об американском диалекте, о том, как в Австралии или Индии говорят на английском языке, вспоминаем песни на английском языке, которые поют не только британцы и американцы, но и европейцы.
Работа с лексикой – это огромное поле деятельности. Я только упомяну об ударениях в английском языке. В отличии от русского языка, их может быть 2 и 3. Я не упомянула о заимствованиях в английском языке, с которыми мы сталкиваемся при работе с Word List. А заимствования – это и история, и культура, и достижения, и взаимосвязи народов и культур.
Таким образом, благодаря активной работе с Word List, мы учим не только произношение и перевод слов, но активно используем всевозможную лексику (антонимы, синонимы, устойчивые выражения, фразовые глаголы, словообразование и прочее), стараемся активно использовать расширенный словарный запас, отрабатываем грамматику, развиваем интерес к устной и письменной речи, аудированию, но и узнаем новое о культуре, традициях, обычаях, истории, географии страны изучаемого языка.