«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Использование эффективных приемов когнитивной визуализации или как добиться успеха через свое воображение/Some effective techniques of cognitive visualization or how to become successful through your imagination

Четверг 6 сентября 2018

storytelling-1
В данной статье рассказывается о том, как на примере приемов когнитивной визуализации, работать с ключевыми словами и словосочетаниями на уроке, а также как создать визуальные опоры для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

This article describes how by using means of cognitive visualization techniques to work with key words and phrases during the lesson, and also how to create visual supports and develop
the communicative competence of students.
абрамова
ключевые слова: визуализация, хештег, облако тегов, мотивация, критическое мышление, visualization, hashtag, tag cloud, motivation, critical thinking
настроение: творческое
автор: Абрамова Дарья Владимировна

Современный стандарт российского образования открывает перед нами широкие возможности выбора различных форм и методов проведения занятий. Выбирая приемы для достижения педагогических задач сегодня учителю необходимо отобрать именно те, которые захватят внимание учащихся. Не стоит также забывать, что сегодня в век Интернета и развитых мобильных технологий мы ориентируемся не на текстовую, а на визуальную информацию. Тем самым очевидны причины пристального внимания научно-педагогической общественности к технологии визуализации.
Так что такое визуализация? Визуализация это – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия [1]. Иными словами – это система приемов, помогающая более зримо представить учебный материал. Подобные приемы обучения не новы для методики, ведь принцип наглядности, или «золотое правило дидактики», известен со времен Яна Амос Коменского.
В отечественной методике ярким примером использования визуализации на уроках считают опорные схемы-сигналы Виктора Федоровича Шаталова. Сущность данной технологии не противоречит принципам наглядности. Это не просто обращение к иллюстрации предмета обучения, а последующее его преобразование, переосмысление.
Мы живем в мире, в котором молниеносно ускоряется темп жизни, все быстро увеличивается объем информации, и стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии. Сегодня Интернет уже прочно вошёл в нашу жизнь, а вместе с ним и социальные сети, как принципиально новый вид коммуникации. Проникая во все сферы жизни они и породили новые когнитивные (исследовательские) предпочтения у обучающихся. Таким образом, суть когнитивной визуализации заключается в смещении акцента с иллюстративной функции в обучении на развитие познавательных способностей и критического мышления.
Одним из приемов когнитивной визуализации, основанный на социальных явлениях 21 века, который я использую на своих уроках является хештег. В социальных сетях хештеги используются с целью систематизировать информацию для последующего быстрого поиска и навигации. Но как перенести это на бумагу, в тетради учеников? И я решила, что возможно использовать хештеги как ключевые слова к прочитанным параграфам, произведениям, текстам. И тем самым производить контент-анализ или сопоставительный анализ текста.
Вот пример контент-анализа текста, из учебника Spotlight для 6 класса.
11
По данным хештегам легко определить тему текста, а также его пересказать. Таким образом пересказ текста можно превратить в одно из любимых заданий на уроке. К тому же пересказав текст таким способом несколько раз учащийся с легкостью может его воспроизвести уже по памяти.
Продолжив работу в данном направлении уже сами учащиеся могут создавать и работать с облаками тегов на уроке. Как показывает практика, возможности данного приема практически безграничны. Поскольку его можно использовать на разных этапах урока. Суть данного приема заключается в том, что весь объем новых лексических единиц вписывается в ключевую графическую фигуру. Так с одной стороны, создается визуальный образ ключевых слов любого текста в привлекательной форме. С другой стороны, развивается ассоциативное мышление и воображение обучающихся [2].
Облако тегов можно использовать и в заданиях, содержащих грамматическую структуру, которую надо повторить или закрепить. В ходе урока учащиеся выполняют ряд упражнений от репродуктивного уровня (узнавание изученной структуры) до продуктивного (составления собственных предложений по образцу).
На своих уроках я часто использую облако тегов и с целью развить творческие способности обучающихся. Учащиеся самостоятельно дома составляют «облака тегов» с ключевыми словами модуля или текста. На уроке школьники обмениваются рисунками, их задача – составить рассказ по картинке одноклассника, потом обсудить, что было сказано верно. А вот пример создания облака тегов к тексту «The Man of Steel» (Spotlight, 6 класс).
22
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что приемы когнитивной визуализации на уроке позволяют:
1. повысить уровень заинтересованности учащихся в изучении материала;
2. увеличить объем запоминаемой информации;
3. обеспечить систематизацию полученных знаний;
4. стимулировать креативные процессы, логические вводы и ассоциации;
5. формировать и развивать критическое и визуальное мышление.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно» [3]. Несмотря на то, что времена изменились, эти слова актуальны и по сей день.

Библиография:
1) Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2) 5 Ways To Use Word Clouds In The Classroom – URL: http://www. edudemic.com/5-ways-use- word-cloud-generators-classroom/ (дата обращения: 15.10.2017)
3) Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. – Новосибирск: Дет. лит., 1994. – 424 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.