«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Работа над пополнением словарного запаса на уроках английского языка в средней школе (в рамках работы с УМК Spotlight)/Improving Junior High School Students’ Vocabulary with “Spotlight” within the English lessons

Вторник 30 октября 2018

Иллюстрация

Статья посвящена системе работы над пополнением словарного запаса обучающихся в среднем звене. Предлагаются практические приемы введения лексики, ее актуализации и выведения в устную и письменную речь.

The article discusses the systematic work on improving junior high school students’ vocabulary. There are some practical techniques of introducing vocabulary, its actualization and using in oral and written speech.

фото

ключевые слова: Лексика, системная работа, словарный запас, отработка, грамматический материал, vocabulary, systemic approach, drilling, grammar reference

настроение: Деятельностное, творческое, позитивное

автор: Павлова Мария Сергеевна

При переходе из начальной школы в среднее звено у учащихся возникает проблема при работе с большим количеством новой лексики. Если в начальной школе необходимо было выучить 6-10 новых слов, и этого было вполне достаточно для успешной работы с конкретным юнитом, то в средней школе таких слов 20-30, а может быть, и еще больше. Знание лексики является неотъемлемой составляющей успеха при работе с текстами, для успешного выполнения заданий из рабочей тетради или сборника упражнений, а также для промежуточной и итоговой аттестации по предмету. Таким образом, можно обозначить проблему: как работать с большим количеством новых слов и научиться применять их в контексте?
Опыт работы показывает, что делать это можно исключительно в системе. В данной статье я хотела бы поделиться своим положительным опытом работы в этом направлении.
Итак, с 5 по 7 класс работа с новой лексикой организована следующим образом:
1. Первичная семантизация лексики. На данном этапе учитель вводит незнакомую лексику любым из известных способов. Например, в УМК «Английский в фокусе» в 5 классе в теме School! вводятся названия школьных предметов:

1

Учебник предлагает прослушать названия предметов и повторить их за диктором.
2. Первичная визуализация лексики. После этого обязательным шагом считается первичная визуализация новой лексики: необходимо сопоставить звуковой образ слова с графическим. Для этого воспользуемся заданием из учебника:

2

Отличное задание и для первичной визуализации, и для повторения алфавита. В тетрадях учащиеся записывают школьные предметы в алфавитном порядке.
3. Работа над особенностями произношения и правописания.
На данном этапе необходимо разобрать особенности в плане произношения и правописания новых слов. Как это сделать? Мы отрабатываем произношение самыми типичными способами: 1. Повторяем слова хором за учителем. 2. Просим учащихся произнести все новые слова в индивидуальном порядке. 3. Снова повторяем слова за учителем. После этого организовывается так называемая “spelling game”, в которой учащиеся делятся на пары. Один учащийся произносит слово по буквам, второй – записывает. После чего, оба учащихся проверяют себя с помощью учебника, правильно ли они запомнили новые слова.
4. Работа со списком слов.
После того, как отработана активная лексика конкретного урока (обычно это 5-10 слов), мы обращаемся к Word List, который расположен в конце учебника и содержит в себе более распространенный список лексики. Обычно, когда обучающиеся видят, какое количество слов им необходимо выучить, ими овладевает чувство паники. Но паниковать точно не стоит. Вашему вниманию представляю скриншот списка слов из модуля 1а в 5 классе УМК «Английский в фокусе».

3

В этом списке 28 слов. Вот что мы делаем с такими списками: 1. Отрабатываем произношение слов (учащиеся хором повторяют слова за учителем). 2. Дома, учащиеся еще раз отрабатывают произношение слов. Кроме того, учащимся необходимо выбрать 10 слов, которые им нравятся больше всего, и составить с ними словосочетания (именно словосочетания, не предложения). 3. На следующем уроке учитель проводит опрос: ученики должны уметь читать этот список слов без ошибок. После этого идет фронтальная работа со словосочетаниями, которые обучающиеся подготовили дома. 4. На домашнее задание ученики получают тот же список слов, но уже необходимо слова выучить наизусть. Мы учим наизусть только слова из активной лексики, слова, не входящие в эту категорию уходят в пассивный словарный запас. Кроме того, что лексика должна быть выучена наизусть, мы учимся сразу употреблять ее в контексте. Таким образом, теперь, дома, нужно составить предложение с каждым словом из активной лексики и записать его в тетрадь. Чаще всего мы составляем так называемые “vocabulary story”, где нужно употребить определенное количество новых слов. Предложения в таком рассказе могут быть нелепыми, смешными, нереальными. Все зависит от фантазии и способностей обучающихся. Предлагаю вам пример такой работы:

5

Эта vocabulary story была выполнена в этом году в ходе работы над первым модулем в Spotlight 5. Как можно видеть из изображения, желтым текстовыделителем выделены слова из активного вокабуляра. Их в работе 13. Остальными цветами мы выделяем активный грамматический материал, который отрабатывается в том, или ином модуле, и который необходимо использовать в ходе работы над лексикой. Лексика и грамматика неразрывно связаны при выходе на уровень предложения. Здесь можно увидеть, что розовым цветом выделены местоимения, зеленым цветом выделен глагол to be, а оранжевым цветом отмечен неопределенный артикль a/an. Если обучающиеся получают подобное задание впервые, это может оказаться сложным для них. Но, выполняя такие задания систематически, они привыкают к отработке и выводу на уровень предложения необходимой лексики, а также правильного употребления изучаемого грамматического материала. Я считаю, что именно такие “vocabulary stories” является неотъемлемым компонентом в ходе работы над пополнением словарного запаса обучающихся, а также совершенствования их грамматического потенциала.
5. Творческая работа с лексическим материалом.
В среднем звене творческая составляющая также крайне важна. Это способствует созданию ситуации успеха для обучающихся, развитию их творческого потенциала, а также тренировке орфографических норм при написании изучаемой лексики. Так, например, при изучении темы School! творческим заданием может стать составление своего собственного, индивидуального расписания уроков на английском языке. Примеры таких работы вы также можете увидеть:

Безымянный

6. Вывод лексического материала в устную и письменную речь.
Конечным этапом работы над новым лексическим материалом в средней школе становится устная и письменная речь. Письменная речь предполагает написание личного письма формата ОГЭ (структура письма обучающимся уже знакома с 3 класса), в котором будет использоваться необходимая активная лексика. Такие письма мы тоже чаще всего пишем, проверяем на уроке, а затем оформляем в творческую работу и вкладываем в портфолио.
Устная речь на данном этапе предполагает монолог с использованием активной лексики модуля. Например, при презентации творческих проектов со школьным расписанием уроков на английском языке, учащимся был предложен образец устного сопровождения презентации: On Monday I have Literature, PE etc. On Tuesday I have… On Saturday and Sunday we have no lessons at all! Используя предложенный образец, обучающиеся представляли свои творческие работы, сопровождая процесс устной разговорной речью.
Таким образом, лексика отрабатывается на уровне фонем, лексем, фраз, предложений, что крайне важно при изучении иностранного языка и пополнении активного и пассивного словарного запасов обучающихся. Более того, именно системная работа над лексикой может стать эффективным инструментом в обучении разговорной речи.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.