«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОДИКА РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА С ЭЛЕМЕНТАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Четверг 22 ноября 2018

Использование английского языка в работе с дошкольниками представляет собой плодотворное поле для поиска ресурсов развивающей педагогики. Задача состоит в том, чтобы создать максимальные возможности для развития детей, сохраняя их право на детство. В данной статье анализируется литература, рассматриваются приёмы и технологии развивающего обучения, делается попытка предложить решение некоторых педагогических проблем. В опытном обучении проверяется гипотеза о том, что познавательная деятельность ребёнка становится более активной, если интегрировать визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт ребёнка.

Using the English language with preschoolers is a fruitful field for discovering resources of developmental teaching. The task is to open maximum opportunities for the development of children, while preserving their right to childhood. This article analyses the literature, examines the techniques and activities that boost intelligence and describes the attempts to find possible solutions to some pedagogical problems. The action research verifies the hypothesis that preschoolers’ cognitive activity rises if the task integrates visual, auditory, speech, and kinesthetic experience.

МильрудРП

ключевые слова: Развивающее обучение, английский для дошкольников, развивающий курс для дошкольников с элементами английского языка, developmental teaching, English for preschoolers, developmental course for preschoolers with elements of English

настроение: Заинтересованное

автор: Мильруд Р.П.

О проблеме
Я даю вам свой совет: слушайте, детишки.
Тем, кто хочет стать умнее, помогают книжки.
И учёба помогает, но конечно с отдыхом.
Спортом заниматься нужно, дышать чистым воздухом.
А друзьям шепну на ушко, самым, самым близким:
Если хочешь стать умнее, выучи английский!

Развивающий курс для дошкольников с элементами английского языка вызывает интерес не только у детей и их родителей. Работа с дошкольниками представляет собой плодотворное поле для детского и педагогического творчества, вознаграждая участников успешными результатами.
Проблема состоит в том, что в работе с ребёнком, возникает опасность перенапряжения нервной системы дошкольника. С одной стороны, детская психика нуждается в стимулировании, т.к. нейронные сети мозга развиваются при условии, что есть «пища для ума». С другой стороны, как показывает компьютерная метафора, жёсткий диск с переполненной памятью начинает «тормозить и зависать». Даже умная машина нуждается в освобождении от избытка информации и «чистке жёсткого диска», «перезапуске программы» и «перезагрузке компьютера», чтобы улучшить производительность мыслительных операций. В ряде случаев требуется полная смена «программного обеспечения» и «перезагрузка матрицы», после которой восстанавливается работоспособность компьютера. Сказанное в полной мере относится к гигиене детской психики. Малышам нужен дозированный объём информации, отдых, смена впечатлений и видов деятельности, а также периоды свободного времени и «эгоцентрической» активности, когда ребёнок имеет возможность подсознательно обработать полученный объём впечатлений.
В отличие от компьютера, ребёнок ‒ это активно действующий субъект с ранимой эмоциональной сферой и чувствами, индивидуальными потребностями и возможностями, избирательными интересами и системой личных ценностей, которые формируются под влиянием социального окружения, воспитания и образования. В дошкольном возрасте особую роль играют чувства. Дети бывают излишне эмоциональными, хотя могут выглядеть безучастными на занятиях, могут оказаться неусидчивыми учащимися, невнимательными слушателями и капризными зрителями с неустойчивыми запросами. Они способны быстро и с энтузиазмом включаться в деятельность и столь же быстро остывать, теряя всякий интерес.
Дошкольники мыслят конкретно и не всегда способны воспринимать абстрактные суждения. Не все пока ещё могут читать и обладают разным кругозором. В этом возрасте, нередко встречаются дефекты речи разного типа и малыши не только искажённо произносят фонемы и слова, но столь же своеобразно воспринимают и воспроизводят звуки иностранной речи. Ещё одной особенностью дошкольников является усвоение материала с педагогом «здесь и теперь». Дети пока не умеют сами организовать своё учение и усваивать знания потом, без помощи старших.
Подчеркнём, что многочисленные и многолетние наблюдения показывают: задача развития детей дошкольного возраста средствами английского языка решается наиболее успешно, если малышам предлагается не образовательный языковой курс, а «развивающий курс для дошкольников с элементами английского языка», создающий условия для полноценного и всестороннего развития личности. Именно такой подход заложен в ФГОС дошкольного образования.
Данная статья ставит своей целью рассмотреть существующие проблемы и предложить подход к их решению с помощью пособия «Английский до школы» (изд-во «Просвещение»).
В опытном обучении предстояло проверить гипотезу о том, что познавательная деятельность ребёнка становится более результативной, если в развивающие заданиях, направленные на познание реальности интегрировать визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт детей. Такая интеграция соответствует пока ещё не специализированной детской психике и определяет специфику игры, как доминирующей формы познавательной деятельности в детстве.

О сохранении детства
Важнейшим требованием ФГОС дошкольного образования является «сохранение детства» в развивающем курсе с элементами языка для малышей. Поэтому в соответствии с принятым в России стандартом, развивающий курс с элементами английского языка для дошкольников направлен на стимулирование познавательных функций ребёнка, воображение, зрительное и слуховое восприятие, физическую активность и творческое самовыражение как на индивидуальных, так и (предпочтительнее) на групповых занятиях. Будем помнить, что в дошкольном возрасте основополагающее значение имеет социализация ребёнка.
Ознакомление детей с иностранным языком обычно начинается, когда малышам исполняется 3‒4 года. В этом возрасте, они способны целенаправленно действовать по образцу, опираясь на доступную им наглядность. К 5 годам увеличивается способность придумывать и создавать конструкции из деталей, собирать изображения, пользоваться подручными предметами для счета и др. К началу школьного образовательного курса, т.е. в 6‒7 лет, дети обретают способность совершать внутренние действия. Они могут конструировать в уме, прогнозировать правильное решение и проч. Заметим, что в середине 20-го века названные стадии психического развития детей наступали значительно позже (см. исследования Пиаже).
Большое место в развитии детской психики занимает игровая деятельность, Игровой образ представляет собой доступную ребёнку условную модель реальности. Игровое моделирование жизни служит для ребёнка методом исследования окружающей среды и способом взаимодействия с миром. (Эльконин, 1999) Кроме того, игра является важнейшим средством социализации в детском возрасте, обеспечивая контакт детей со сверстниками, когда в полной мере реализуется роль социального фактора в развитии интеллекта и речи. (Выготский, 2016)
В наши дни сохраняется актуальность исследований Л.С. Выготского, выполненных в 30-е годы прошлого века в связи с тем, что нередко в ускоренном развитии интеллектуальных операций у дошкольников некоторые взрослые усматривают уже зрелые функции. Л.С. Выготский писал, что развитие всех психических функций уходит корнями в раннее детство, но они полностью созревают только в переходном возрасте. В этот период, ребёнок совершает «решительный переход» к абстрактному мышлению и другим «взрослым способам» осознания мира. Современный ребёнок действительно развивается раньше своих сверстников прошлого века, но его интеллектуальные проявления обладают лишь внешним сходством со зрелыми функциями мышления. (Выготский, 2016: 114)
Исследования Л. С. Выготского, сделанные в первой половине прошлого (20-го) века, особенно важны сегодня, когда нередко наблюдаются попытки перешагнуть в интеллектуальной нагрузке ребёнка через естественные возрастные пороги, ссылаясь на требования века информационно-коммуникационных технологий. Именно поэтому одним из важнейших принципов развивающего курса для дошкольников с элементами английского языка, является «сохранение детства», т.е. воспитание нравственных качеств, развитие интеллектуальных возможностей и обучение полезным знаниям по содержанию и форме в соответствии с возрастом.

Об игровой деятельности
Одним из признаков дошкольного возраста с полным правом считается игра как специфически детская форма познания жизни. Для детей характерны игры с предметами и изображениями, с заданиями, с элементами творческого конструирования, подвижные игры, по правилам, ролевые и т.д. Все игры, в той или иной степени, являются имитирующим способом познания мира и взаимодействия с ним.
Основанием для игровой деятельности как имитационной активности дошкольников, приближающей их к реальной деятельности, служат следующие положения:
‒ ментальная модель окружающего мира рождается в детском возрасте через интеграцию функций визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта, что обусловлено интеграцией функций левого и правого полушария в период до полового созревания;
‒ интеграция зрительного, слухового и двигательного анализатора реализуется во множественных формах детской имитационной игры (с предметами, по ролям или правилам, с элементами исследования окружающей среды);
‒ множественные формы детской имитационной игры наиболее адекватны возрастным особенностям и возможностям детства, поскольку условная деятельность в игровой форме сводит до минимума риски ребёнка в познании окружающего мира, экономит усилия и создаёт предпосылки для становления продуктивной деятельности в будущем.
Игра доминирует у дошкольника как средство социализации и познания, поскольку психологическим механизмом игровой деятельности является интеграция в едином образе зрительной, слуховой, речевой и двигательной активности, что, в свою очередь, обусловлено симметричной активацией мозговых механизмов у дошкольника. Этим объясняется то, что ребёнок лучше всего воспринимает сказку, если звучащий текст сопровождается не просто изображением, а анимацией, т.е. действиями героев. Этим объясняется популярность «мультиков». Восприятие становится ещё продуктивнее в интерактивных компьютерных играх, где соединяется визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт.
Ценным для детского развития является кинестетический опыт ребёнка, воспринимающего, перерабатывающего и выражающего свои знания, впечатления или чувства в изобразительном творчестве. Например, слушая сказку, дети могут рисовать или раскрашивать иллюстрации, делать маски или изготавливать кукольных персонажей для последующей драматизации. Не только восприятие, но и создание ребёнком сказки является важнейшим опытом расширения детского кругозора, формирования культурных представлений и речевого развития (Hong, 2016)
Игры различного типа, таким образом, становятся одновременно и эффективным методом познания и полезным учебным умением, которое важно сформировать у дошкольников. Дети учатся играть, чтобы чему-то научиться.

О регулировании эмоций
В развивающем курсе с элементами английского языка для дошкольников важно учить детей контролировать свои эмоции и регулировать поведение. Для решения такой задачи, полезными могут быть рифмовки-сигналы, позволяющие эффективно организовать занятие и управлять поведением детей в разных ситуациях на занятии (см. приложение к пособию «Английский до школы» на сайте http://citystars.prosv.ru/content/parents/2/5/ в рубрике «Дополнительные пособия»). Рифмовки-сигналы, произносимые педагогом вместе с детьми, помогают подготовиться к занятию, организовать групповую или индивидуальную деятельность, пригласить детей послушать или посмотреть сказку. Рифмовки-сигналы приглашают малышей поиграть в настольную или подвижную игру, выполнить занимательное задание за столиками. Для того, чтобы успокоить перевозбуждённых детей, можно использовать рифмовку:
Hush, hush, little mice.
Calm down, calm down.
Hush, hush, little mice,
The cat is in the town.
Рифмовка произносится подчёркнуто спокойным и слегка приглушенным голосом, с замедлением темпа чтения к концу текста. Можно добавить жесты, движения и мимику, изображая испуганных «мышек».
Есть рифмовка, которая сигнализирует окончание занятия и предлагает детям навести порядок в комнате.
На занятиях открываются возможности моделировать эмоции в разных жизненных ситуациях. В решении этой задачи помогает приём драматизации готового сюжета или ролевой игры, создаваемой вместе с дошкольниками. (Kwon & Yawkey , 2000)
В регулировании детских эмоций на занятиях помогают музыка и песни, размеренные движения в соответствующем темпе, тон общения педагога.

Об использовании родного языка
В научной литературе, посвящённой развитию ребёнка дошкольного возраста средствами английского языка, немалое внимание уделяется технологии «погружения», при котором занятие проводится только на английском языке, а использование родного языка объявляется нежелательным и даже вредным. Между тем, исследования показывают, что имеются основания отнести теорию и практику погружения в иностранный язык к ныне устаревшей «наивной методике». Эта теория противоречит современным научным данным о роли родного языка в обучении иностранной речи и не учитывает поликультурную и мультилингвальную реальность сегодняшнего дня. Рассмотрим подробнее причины, по которым обучение детей методом «погружения» оказывается на деле малоэффективным и монолингвальное обучение чаще всего декларируется, но последовательно, и полностью никогда не используется.
Во-первых, на монолингвальных занятиях, где используется только английский (иностранный) язык, резко возрастает время говорения педагога, а детям среднего и старшего дошкольного возраста навязывается «немой период», типичный для ребёнка в возрасте до одного года.
Во-вторых, рекламируемое «погружение» малышей в английский язык на занятиях сводится в реальности лишь к «мелкому погружению», когда на занятиях используется на самом деле ограниченное количество слов, фраз на английском языке и сам педагог, а также дети, постоянно «переключают код».
В-третьих, при естественном погружении в реальную языковую среду, ребёнок ежедневно слышит примерно 7,000 высказываний, 2,000 вопросов, 1,500 фраз из различных источников и другой языковой материал (Cameron-Faulkner, Lieven & Tomasello (2003). Ввод такого внушительного объёма информации на занятии невозможен.
В-четвертых, погружение ограничивается рамками коротких по времени занятий с педагогом и лишь в отдельных случаях продолжается в семье. Столь кратковременное «погружение» не способно оказать существенное влияние на овладение иным языком.
В-пятых, в отличие от реального погружения в языковую среду, где язык есть средство общения, иностранный язык в учебных условиях воспринимается детьми как объект изучения, даже если педагог запрещает использование родного языка на занятиях и стимулирует общение на английском языке. Для овладения объектом изучения ребёнок естественно использует родной язык-посредник в качестве средства общения.
В-шестых, дети нередко просят педагога дать им эквивалент английского слова или фразы на родном языке и задают вопрос: «Что означает по-русски …?»
В-седьмых, оправданное использование собственного языка и обращение к родной культуре на занятиях английским языком, способствует формированию и укреплению культурного самоопределения ребёнка, что важно для последующего самоутверждения личности в поликультурной среде современного мира.
Подчеркнём, что нередко выражаемые опасения межъязыковой интерференции не учитывают культурную и языковую реальность, в которой языки и культуры постоянно соприкасаются, взаимодействуют и влияют друг на друга в современном мире. Родной акцент, как и признаки принадлежности к культуре неизбежно проявляются как внешне физически, так и внутренне ментально вместе с другими наследуемыми человеком культурными признаками.
Не случайно наблюдается растущее количество научных публикаций, в которых подвергается сомнению монолингвальный подход к обучению иностранным языкам в любых возрастных группах учащихся, включая развивающее обучение дошкольников. (Butzkamm & Caldwell, 2009; Hall & Cook, 2012)
Интеграция языка и содержания (Contents and Language Integrated Learning – CLIL) в развивающем курсе для дошкольников с элементами английского языка, осуществляется намного успешнее, если родной язык выступает как средство педагогической поддержки.

Об особенностях развивающей среды для дошкольников
Развивающая среда с элементами английского языка для дошкольников отличается своими типологическими признаками. Малыши усваивают материал в единстве визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта, осваивают английское произношение и речевые действия через подражание, нуждаются в речевой тренировке фраз и грамматических структур и получают более прочные знания, если педагог обеспечивает регулярное повторение материала, добавляя «новое» к уже усвоенному. (Scheffer, 2015) Набор заданий на занятиях с дошкольниками отличается от видов деятельности на школьных уроках.
Лексика предъявляется детям с опорой на изображения или предметы, а также в ходе игровой и изобразительной деятельности. Грамматика даётся в виде речевых образцов в контексте учебных ситуаций. Связные высказывания строятся как фрагменты описания изображения, рассказа сюжета или повествования сказки с опорой на комиксы. Общение организуется в форме ролевой игры или драматизации.
В речевой тренировке помогают рифмовки, песни и игровые задания. Для демонстрации эпизодов общения, используются информационно-коммуникационные технологии (мультфильмы и др.). Измерение учебных достижений приобретает специфические для детства формы и используется, прежде всего, для изучения удовлетворенности детей занятиями и их умения описывать приобретенные умения (I know the words … , I can speak about … и т.д.) Учебные достижения дошкольников измеряются только для анализа эффективности развивающего курса.
Опыт работы с дошкольниками в разных странах показывает, что наиболее часто на занятиях используются следующие семь видов заданий: повторение за учителем, прослушивание записей, просмотр мультфильмов, общение в ролевой игре и драматизации сюжетов, участие в игре, декламация стихов и исполнение песен. (Bland, 2015) Добавим к этому, что малыши успешно усваивают языковой материал только при активном взаимодействии с педагогом, т.к. умение самостоятельно выполнять задания и учиться в целенаправленной учебной деятельности активно формируется у детей позже, т.е. в школьном возрасте.
Особое место на развивающих занятиях для дошкольников занимают творческие задания с использованием конструирования и моделирования, лепки, рисования и раскрашивания, догадки и сообразительности, запоминания, воображения и др.

О некоторых развивающих технологиях для дошкольников
Приведём примеры развивающих технологий занимательного характера для детей и покажем цели их применения:
‒ дети изготавливают из бумаги (картона) «бинокль» или «подзорную трубу», рассматривают животных в «сафари-парке», комментируя то, что видят и описывая зверей;
‒ с помощью вырезанных из бумаги «автомобилей» и «пешеходов», участники игры создают различные ситуации на «дорогах», подсказывая пешеходам правила дорожного движения;
‒ вылепленные из пластилина (глины) скульптурные изображения животных используются для описания частей тела и лица, размера, умений летать, бегать, прыгать; можно также лепить и описывать фрукты, овощи и др.;
‒ ребёнок на ощупь определяет находящиеся в мешке или ящике предметы, фрукты или овощи, называя их и демонстрируя остальным учащимся после извлечения (This is … This isn’t …);
‒ вырезанные из бумаги или объёмные / перчаточные куклы (мягкие игрушки), маски, элементы костюмов и реквизит используются для разыгрывания ситуаций в ролевой игре или для драматизации эпизодов сказки;
‒ дети изготавливают фантастические маски из бумаги, чтобы остальные участники ответили на вопрос “What am I?” получая маску в подарок в случае правильного ответа;
‒ дошкольники приносят на занятие фотографии своей детской комнаты или игрового уголка, описывая фотографию с помощью структур “There is/are …”;
‒ фотографии домашних питомцев, принесённые каждым ребёнком в класс, выставляются перед классом, а хозяин описывает любимца, не называя его, в то время как остальные пытаются установить соответствие между описанием и конкретной фотографией;
‒ карточки с изображением предметов полезны для развития памяти детей в игре, где нужно запомнить место каждого изображения и назвать его, глядя на карточки, перевёрнутые пустой стороной вверх;
‒ изготовленные детьми книжки-комиксы по сюжету сказки служат опорой для связного высказывания (рассказа) и развития умений устного высказывания.

О развивающей роли занимательных заданий
Целью занимательных заданий является отнюдь не развлечение детей. Занимательные задания в развивающем курсе с элементами английского языка для дошкольников формируют у детей интерес к окружающему миру, обучают полезным познавательным действиям сравнивать, находить различия, классифицировать, организовывать и выстраивать последовательности, учат описывать окружающий мир и излагать сюжеты сказок и рассказов, повышают познавательную мотивацию. (Wright & Maley, 2013)
Говоря о самых разнообразных заданиях, которые могут так или иначе повысить эффективность развивающего курса с элементами английского языка для дошкольников, отметим, что эффективность любой технологии существенно повышается, если она представлена в методической системе. По этой причине только единое пособие развивающего характера, а не случайный набор материалов, может служить надёжной основой целостного развития личности ребёнка и подготовки к школе. В связи с этим закономерно возникает вопрос качества пособия, которое, как показывает международный опыт, обычно оценивается в следующих аспектах:
• нормативном,
• лингвистическом,
• методическом,
• содержательном,
• эстетическом.
В нормативном аспекте пособие оценивается с точки зрения соответствии требованиям ФГОС для дошкольного образования. В лингвистическом плане анализируется отобранный для развивающего курса языковой материал. Методически, внимание обращается на развивающий и мотивирующий характер заданий для дошкольников. Под содержательным углом зрения рассматривается тематика занятий и их значение для воспитания мировоззрения маленькой личности. Эстетически, определяется ценность пособия с точки зрения формирования у детей художественного вкуса, как средствами полиграфического оформления книги, так и текстового содержания.
Нормативные требования государственных стандартов к пособиям для детей и содержание развивающих занятий могут быть разными в тех или иных странах и методических культурах. Однако везде, где уделяется внимание развитию детей средствами иностранного языка, одинаково ценится качество отбора языкового материала, мотивирующие задания и красочное оформление детских изданий. (Lin, 2014)

О развивающем курсе «Английский до школы»
Развивающие занятия для дошкольников с элементами английского языка были организован с помощью пособия «Английский до школы» (изд-во «Просвещение»).
Развивающий курс «Английский до школы» состоит из трёх разделов: «О себе», «Я люблю мою семью». «Мир вокруг меня». С учётом резервных занятий, материал пособия может быть освоен детьми за 30 недель. К пособию имеется бесплатный аудиоматериал с текстами, рифмовками и песнями. Есть также бесплатно скачиваемое приложение для занимательных заданий с буквами английского алфавита, рифмовками-сигналами для организации занятия и дополнительными играми.
С пособием «Английский до школы», дети учатся говорить о себе, своём возрасте и национальности, описывать внешность, рассказывать об одежде, вещах и игрушках. Они смогут рассказать о семейных праздниках и домашних обязанностях членов семьи, своих делах в течение дня.
Детям важно уметь рассказать о месте, где они живут и о своей стране. Интерес у детей вызывают путешествия, доступная возрасту информация о других странах и континентах, традициях, людях, национальных одеждах, животных в разных частях света.
С помощью пособия «Английский до школы» у малышей формируется первичное экологическое мышление, они знакомятся с домашними и дикими животными, их привычками, умениями и способностями. Оправданное внимание уделяется занимательным и игровым заданиям, в которых дети непроизвольно усваивают названия овощей и фруктов и даже могут научиться делать несложные салаты.

1

2

3

О дополнительных технологиях на развивающих занятиях
Возможности любого пособия реализуются полнее, если использовать дополнительные технологии развивающего обучения ребёнка.
Опыт показывает, что для расширения словарного запаса, лучше всего подходит активное взаимодействие взрослых с ребёнком. Дети и педагог вместе играют с предметами. В ходе занимательной активности малыши называют объекты, раскрашивают изображения. Они собирают картинки или конструкции из блоков, называя то, что получилось. Полезно регулярно вспоминать названия предметов на картинках и фотографиях, играть в лото с изображениями на карточках.
Детям может быть интересна игра «Передай слово» (“Pass the word”). Педагог шепчет первому ребёнку на ухо слово, и дети шёпотом передают это слово друг другу. Ребёнок в конце ряда громко произносит слово вслух. Игра позволяет многократно повторять слово, не утомляя детей однообразием деятельности.
В игре “Smiling or sad” ведущий показывают карточку с изображением, называя его. Остальные участники показывают карточки “Smiling/Sad” в зависимости от отношения к изображению на карточке (фруктам, овощам, животным, игрушкам, одежде, погоде).
Усвоению новых слов способствуют настольные игры с игровым полем, игральным кубиком или волчком со стрелкой. Требуется назвать выпавший предмет или действие, после которого игра продолжается.
На занятиях можно организовать «поиск клада» (“Treasure hunt”) – спрятанной карточки с изображением или предмета. Выигрывает тот, кто найдёт больше «сокровищ».
Дошкольникам ещё рано усваивать грамматические правила, но для закрепления грамматических клише полезны игровые задания, в которых тренируются нужные структуры построения предложений. Например, для тренировки вопросов, используется игра «Что это?» (“What is it?”). Карточка с изображением животного или предмета закрепляется на спине ведущего, и он спрашивает участников “Is it …? Does it …? Can it …?” Участник, после ответа которого ведущий угадал слово, сам становится ведущим.
Интенсивную тренировку грамматических клише можно организовать с помощью рифмовок, стихов и песен, поскольку этот материал многократно повторяется.
В усвоении грамматических клише помогают настольные игры. Например, в игре “How old is …?” в зависимости от выпавшего числа, играющие называют животное на игровом поле, определяя его возраст по количеству свечей на торте. Участник, ответивший правильно, получает право бросать игральный кубик или крутить волчок со стрелкой. Полезной настольной игрой с игральным кубиком или волчком со стрелкой, является “What is the weather like”, где на игровом поле размещаются изображения разной погоды. С помощью карточек и игрального кубика (волчка со стрелкой) можно организовать настольные игры “What is there in the fridge?” (с изображениями продуктов), “What is his/her job?” (с изображениями людей различных профессий), “What time of year is it?” (с изображением времени года или соответствующих предметов одежды, спортивных принадлежностей и др.)
Игровые задания создают условия для активной продуктивной речи детей. Однако напомним, что рецептивные виды речевой деятельности на иностранном языке являются пока ещё ведущими в дошкольном возрасте, когда дети накапливают речевые впечатления. Поскольку дошкольники обычно ещё не читают по-английски, у них наиболее активно формируется умение слушать с пониманием. Для этого детям предлагаются короткие рассказы с иллюстрациями, видеофрагменты с мультипликацией, а также содержательные высказывания педагога, которые рекомендуется подкреплять яркими иллюстрациями.

Об управлении вниманием детей
Полезно привлекать внимание детей к содержанию занятия песенками, рифмовками и стихами. Внимание детей активизируется в заданиях типа «Послушай описание и заметь ошибку в изображении». Вниманием малышей можно управлять, давая задание «на внимание», когда они слушают команды, но выполняют их только по условному сигналу, а в других случаях игнорируют.
Можно предложить дошкольникам послушать стихотворение и раскрасить иллюстрации в соответствии с текстом, послушать эпизоды сказки и подобрать к каждому эпизоду соответствующую картинку или предмет.
Существует мнение, что для управления вниманием детей, необходимо часто менять виды деятельности на занятиях. Суждение о «неустойчивости детского внимания» основано на том, что дети обладают повышенной реактивностью на изменения в окружающей обстановке. Чем больше раздражителей вокруг или чем чаще меняются окружающие детей сигналы, тем короче будет время сохранения детского внимания. Вместе с тем, наблюдения показывают, что малыши могут долго концентрироваться на одном виде деятельности, глубоко погружаясь в создаваемую идею, если отсутствуют внешние раздражители или когда они их не замечают. Это означает, что важно давать детям возможность и время самостоятельно и независимо действовать, убрав все внешние раздражители и предоставить шанс некоторое время побыть «наедине с собственной идеей».

О работе с буквами в развивающем курсе
Дошкольникам в большинстве случаев ещё рано читать по-английски. Однако малышам полезны занимательные задания развивающего характера с буквами алфавита. Буквы ‒ это объекты окружающего мира и детям целесообразно постепенно привыкать к этим письменным знакам. Во-первых, им важно понять, что буква ‒ это знак для звука. Если знаешь букву, можно назвать звук. Во-вторых, малыши постепенно начинают понимать, что буквы выстраиваются в ряд и получается слово. Если знаешь буквы и звуки, написанное слово можно прочитать. В третьих, дети способны сделать вывод о том, что если написанное слово можно прочитать, то из этих букв можно сложить (написать) слово. Иными словами, дошкольники ещё не учатся читать и писать по-английски, но им уже можно помочь понять «механику букв и звуков» и подружиться с этими знаками. Это подготовит детей к успешному овладению чтением в школьном образовательном курсе иностранного языка.

Об обучении письму
Ключевым приёмом в обучении дошкольников писать можно считать развитие мелкой моторики и формирование умения обводить, вначале изображения, а позже и буквы в прописях. Для того, чтобы такое «письмо» было осмысленным, желательно предлагать детям задания, где дошкольникам нужно обвести контуры интересных и понятных для них изображений. Можно предложить по прописям обвести первую букву в слове перед знакомым им изображением, которое они уже могут назвать по-английски. Любые осмысленные задания, например, обвести контуры изображения, в названии которого есть определённый звук, важны для развития мелкой пальцевой моторики у малышей и первичных элементов техники письма.
Дети могут запомнить рифмовку-поздравление и «читать» её, указывая на целые слова. Пропущенные в словах первые буквы они обводят по прописям и читают, подражая услышанному тексту.
Полезно научить детей оформлять поздравительную открытку, обводя в прописях пропущенные первые буквы слов поздравления. Это развивает у детей важное социальное умение поздравлять родных и друзей с праздником. Такое задание имеет коммуникативный смысл и воспитательное значение.
Педагог может приготовить раздаточный материал с прописями для детей, пользуясь «генератором прописей». Ссылка для доступа: http://www.writingwizard.longcountdown.com/multi-word_handwriting_worksheet_maker.html

Занимательные задания с буквами в пособии «Английский до школы»
Развивающее пособие «Английский до школы» имеет приложение: http://prosvfiles.ru/citystars/data/pdf/20180806182635_5b6868ab3bdae6.70322530.pdf
Приложение содержит иллюстрации (мини-карточки), с помощью которых можно знакомить детей с буквами английского алфавита в занимательных заданиях. Мини-карточки позволяют научить детей узнавать первую букву в написанном слове, пользуясь иллюстрацией-подсказкой и называть букву/звук. Можно узнавать слово целиком с опорой на иллюстрацию и произносить его, приклеивать этикетки (sticky labels) с написанным словом к нужной иллюстрации, подбирать краткие субтитры к эпизодам сказки и произносить элементарный текст, указывая на слова. Слова дети могут узнать по первым звукам и буквам в этих словах. Рекомендуется произносить рифмовки, указывая на целые слова и вставляя вместо пропущенных слов изображение, название которого соответствует смыслу и рифме. Например, из пособия «Английский до школы» можно использовать следующий стишок, в котором дети должны указать на нужное изображение в месте пропуска слова и прочитать всю рифмовку:

4

Предлагаем ещё один вариант задания вставить в рифмовку картинку вместо пропущенного слова:

5

Подобные задания формируют у детей установку на смысловое восприятие и чтение текста.

Об обучении говорению с пособием «Английский до школы»
Для обучения говорению целесообразно использовать следующие приёмы, в которых дети:
‒ играют в ролевую игру с имитацией жизненных ситуаций (“Let’s roleplay”),
‒ участвуют в драматизации эпизодов сказки или мультфильма с масками, элементами костюмов или куклами (“Let’s act out a fairytale”),
‒ создают игровые ситуации с вопросами (“Answer my questions”) и призами победителю,
‒ догадываются об исчезнувшем предмете в игре (“What is missing?”) для развития памяти,
‒ вспоминают о названиях перевёрнутых изображением вниз карточек в игре “What is this?”,
‒ описывают одну из картинок, чтобы остальные участники догадались о названии изображения (“Listen and guess”),
‒ складывают и описывают предметы в «корзинке супермаркета» (“Supermarket basket”),
‒ создают из иллюстраций свою «книжку с картинками» и рассказывают знакомый сюжет в игре “My picture book”.
Поскольку современный ребёнок является «цифровым аборигеном», на занятия можно использовать интерактивную доску, дозируя время такой активности. Современные дети предпочитают мультимедийные эффекты. Они привыкли к быстрой смене информации, умеют распределять внимание между разными источниками и готовы одновременно участвовать в нескольких видах деятельности. Их также привлекает возможность действовать интерактивно, соединяя визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт. (Prensky, 2001) Например, дошкольники с интересом слушают сказку, раскрашивают иллюстрации к этому тексту, вырезают персонажей, «оживляют» картинку с помощью фигур персонажей и сами драматизируют эпизод. Такого рода задания можно организовать с пособием «Английский до школы», где имеется немало материала для таких заданий.

О подготовке к школе с пособием «Английский до школы»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, на развивающих занятиях важно формировать у детей желание и готовность учиться в школе. В этом направлении у детей развиваются:
‒ элементарные познавательные умения, включая запоминание, группирование, исключение лишнего, тренировку пальцевой моторики, организацию своего рабочего места, самооценку выполненного задания;
‒ основы социальных умений общаться с членами семьи, педагогом, друзьями, участвовать в парной и групповой работе, соблюдать нормы этикета во взаимодействии со сверстниками и старшими, проявлять терпимость к индивидуальным различиям и способностью разрешать конфликты;
‒ доступные детям умения эмоциональной регуляции, такие как самоконтроль, сопереживание, взаимодействие, поддержка и помощь другим.

Об управлении дисциплиной на занятиях с дошкольниками
Сформулируем несколько положений об управлении дисциплиной на развивающих занятиях в группе дошкольников:
‒ дети должны быть заняты решением интересной для них задачи,
‒ целесообразно поощрять желание детей помочь друг другу,
‒ количество заданий для разных детей на занятии может быть разным,
‒ на занятии рекомендуется менять задания, чередуя коммуникативную, творческую и физическую активность,
‒ желательно периодически давать детям время для спокойной самостоятельной деятельности.

Об опытном обучении дошкольников с интеграцией визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта
В опытном обучении детей в возрасте 5‒6 лет проверялась экспериментальная гипотеза о том, что познавательная деятельность ребёнка становится более результативной, если в развивающих заданиях интегрировать визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт детей. Основанием было предположение, что интеграция функций соответствует особенностям мозговой организации детской психики и обусловливает доминирующую роль игры, как имитационной формы продуктивной деятельности в детстве.
Для проверки этой гипотезы использовались фрагменты рисунков, из которых нужно было собрать изображение, соответствующее рифмовке для запоминания и воспроизведения, бытовой ситуации для описания или фрагменту сказки для драматизации. Использовался материал из пособия «Английский до школы».
Знакомясь с рифмовкой, дети слушали и воспроизводили её, собирая картинку-иллюстрацию из фрагментов. Например, в работе с детьми использовалась следующая рифмовка из пособия «Английский до школы»:

6

Аудиальный опыт был организован с помощью профессионально записанного аудиофайла к пособию «Английский до школы». Кинестетический опыт дети накапливали, собирая рисунок из фрагментов или, как вариант, они изображали жестами то, о чем говорится в стихотворении.
Детям также предложили следующий «проект». Дошкольники, с помощью старших, готовили фотографии, иллюстрирующие их действия (пантомиму) в соответствии со стихотворными строчками. Они декламировали стих и одновременно показывали свои снимки (фотографии или изображения на экране смартфона / компьютера).
Для интеграции визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта использовался красочный иллюстративный материал пособия «Английский до школы» ‒ фрагменты сказки «Белоснежка и семь гномов»:

7

Учитель, пользуясь приложением PowerPoint, может сделать несложную анимацию к этому и другим эпизодам сказки. После того, как малыши посмотрят эпизод и усвоят языковой материал, они смогут принять участие в создании «живой иллюстрации» с вырезанными фрагментами изображения, разыгрывая сценки сказочного сюжета».

После того, как дошкольники познакомились с очередным эпизодом сказки и усвоили речевой материал, была организована проектная деятельность. Детям раздали черно-белые «раскраски» эпизодов из сказки (изображения доступны в интернете). Малыши раскрашивали изображения и, с помощью старших, вырезали нужные для драматизации объекты: дворец, деревья в лесу, домик гномов, основных героев, животных и проч. Далее, они произносили текст эпизода, размещая в ходе драматизации эпизода, объекты, предметы и персонажи на рисунке. Получалась собираемая из фрагментов иллюстрация разыгрываемого эпизода – динамичная картинка. Это мини-представление снималось на видеокамеру (телефон) и демонстрировалось детям и родителям. Приводим в качестве примера образец коллажа-раскраски, сделанного для одного из занятий. Учащиеся раскрашивали рисунки и вырезали их. Затем дети разыгрывали эпизод «отравленное яблоко – bad apple», собирая рисунок из фрагментов в ходе драматизации:

8

Отдельные элементы рисунка можно было многократно использовать для других эпизодов сказки.

Обсуждение результатов
Опытное обучение позволило сделать полезный практический вывод. Интеграция визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта детей в игровой активности оказалась эффективной технологией в развивающем курсе с элементами английского языка для дошкольников.
Малыши более внимательно слушали рифмовку или эпизод из сказки, если слуховое восприятие подкреплялось зрительным и кинестетическим впечатлением – постепенным сбором рисунка-иллюстрации из фрагментов в процессе их высказываний. Наблюдения показали, что сбор изображения из фрагментов синхронно с восприятием текста на слух привлекал внимание дошкольников не менее эффективно, чем мультипликация. Познавательная деятельность становилась ещё более активной, если дети получали возможность раскрасить фрагменты изображения и самостоятельно драматизировать сюжет, одновременно собирая изображение из фрагментов и проговаривая текст.

Выводы
В статье сделана попытка изучить возможности развивающего курса с элементами английского языка для дошкольников. Изучались развивающие возможности активных действий детей с предметами и наглядными изображениями, ролевых, подвижных и настольных игр, изобразительной деятельности, а также интеграции визуального, аудиального, речевого и кинестетического опыта.
Обзор литературы позволил определить стадии развития детей дошкольного возраста и выделить наиболее адекватные виды заданий для активизации интеллектуальной деятельности малышей. Были изучены роль и место родного языка на развивающих занятиях с элементами английского языка. Рассматривались наиболее эффективные материалы, приёмы и технологии развивающего курса с элементами английского языка для дошкольников.
В опытном обучении детей 5‒6 лет использовалось пособие «Английский до школы», содержащее разнообразные формы проведения занятий, включая задания, полезные интеллектуальной деятельности и для подготовки детей к школьному образовательному курсу английского языка. Проверялись способы педагогического управления вниманием, эмоциями и познавательной активностью детей.
В проведённом исследовании подтвердилась гипотеза о том, что познавательная деятельность ребёнка становится мотивированной, активной и результативной, если в заданиях интегрируется визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт. Это, по всей видимости, объясняется тем, что интеграция полимодального опыта соответствует особенностям нейрофизиологической организации детской психики, когда функции соответствующих мозговых центров ещё не обрели характерную для взрослых автономную специализацию.
Исследование также подтвердило трансцендентальный (всепроникающий) характер игры, как специфической формы развивающей деятельности дошкольников, позволяющей имитировать разные аспекты внутренней и внешней деятельности, готовя ребёнка к продуктивной деятельности. Интересно, что в любом виде игровой активности дошкольников накапливается пока ещё в интегрированной форме визуальный, аудиальный, речевой и кинестетический опыт.

ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Мышление и речь. ‒ М.: Национальное образование. ‒ 2016.
Мильруд Р.П. Английский до школы. ‒ М., Просвещение. ‒ 2016.
Мильруд Р.П.. Культурное самоопределение дошкольников в развивающем курсе английского языка (с пособием «Английский до школы») // Просвещение. Иностранные языки. ‒ 2015.
[Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://iyazyki.prosv.ru/2015/10/cultural-self-identity/
Мильруд Р.П.. Подготовка ребёнка к школе в развивающем курсе английского языка // Просвещение. Иностранные языки. ‒ 2018. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
https://iyazyki.prosv.ru/2018/08/preparation-for-school/
Эльконин Д.Б.. Психология игры. ‒ М.: Владос. ‒ 1999.
Bland J. Teaching English to young learners: critical issues in language teaching with 3‒12 year olds. . N.Y.: Bloomsbury Academic. ‒ 2015.
Butzkamm W. and Caldwell J. A Paradigm Shift in Foreign Language Teaching. ‒ Bonn: Gunter Narr Verlag. ‒ 2009.
Cameron-Faulkner Th., Lieven E., and Tomacello M. “A construction based analysis of child directed speech.” Cognitive science 27(6):843-873.‒ 2003.
Hall H., and Cook G. “Own-language use in language teaching and learning: state of the art.” Language teaching 45(3):271-308. ‒ 2012.
Hong Ph. “Folktales as a Valuable Rich Cultural and Linguistic Resource to Teach a Foreign Language to Young Learners.” International Journal of Education, Culture and Society 1(0):23-28. ‒ 2016. ‒ Accessed September 19, 2018. doi: 10.11648/j.ijecs.20160101.15
Kwon J., and Yawkey Th. “Principles of emotional development and children’s pretend play.” International journal of early childhood 32(1):9-13. ‒ 2000.
Lin L. “The Framework of Usefulness Evaluation of English Coursebook for Young Learners.” Education Journal 3(0):361-365. ‒ 2014. ‒ Accessed September 19, 2018. doi: 10.11648/j.edu.20140306.16
Murray J. “Value/s in early childhood education.” International journal of early years education 26(3):215-219. ‒ 2018.
Prensky M. “Digital natives, digital immigrants: Do they really think differently?.” On the horizon 9(6):1-6. ‒ 2001. ‒ Accessed November 30, -0001. doi: http://dx.doi.org/10.1108/10748120110424843
Scheffer P. “Introducing very young children to English as a foreign language.” International Journal of Applied Linguistics 1(25):1-22.‒ 2015.
Wright A. and Maley M. Arts and crafts with children. Oxford: Oxford University Press. ‒ 2013.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.