Обучаем французскому языку: из опыта учителя Российской Федерации
Автор: Латифа Мамедова | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Пятница 30 ноября 2018
Вступительное слово к Сборнику статей учителей французского языка
ключевые слова: французский язык, второй иностранный, твой друг французский язык, французский в перспективе, синяя птица, встречи
город: Москва
Дорогие коллеги, дорогие друзья!
Издательство «Просвещение», Центр лингвистического образования, редакция романских языков приветствуют всех вас, энтузиастов французского языка, всех, кто сделал свой выбор и посвятил свою профессию такому прекрасному предмету, как французский язык.
Мы благодарим всех, кто принял участие во Всероссийском Конкурсе «Обучаем французскому языку: из опыта учителя Российской Федерации», организованном Центром лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение» совместно с кафедрой иностранного языка Московского центра развития кадрового потенциала образования.
В конкурсе приняли участие учителя из многих регионов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Твери и Тверской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Саратовской области, Уфы и Республики Башкортостан, Республики Коми, Волгограда и Волгоградской области, Новосибирской области, Мурманской области, Воркуты.
Мы рады, что на Конкурс представлены статьи как опытных учителей, так и молодых преподавателей. Все представленные на Конкурс статьи интересны. Все они освещают реальный опыт учителей, современные подходы и методы преподавания французского языка. Все будут полезны каждому учителю. Тематика статей очень разнообразна – от игровых и современных компьютерных технологий, работы с песнями и стихотворениями, творческой проектной деятельности до работы с одаренными детьми, дистанционного обучения, внеурочной деятельности, МЭШ и т. д.
Мы рады, что в своей работе вы применяете учебные курсы по французскому языку, созданные в издательстве «Просвещение». Современные учебно-методические комплекты по французскому языку, издаваемые редакцией сегодня – это учебные книги нового поколения, отражающие реальное состояние отечественной и зарубежной методической науки.
Ведущей линией учебно-методических комплектов по французскому как первому иностранному языку для общеобразовательных организаций является линия УМК «Твой друг французский язык. 2–11 классы» авторов А. С. Кулигиной, А. В. Щепиловой. Основными особенностями учебного курса являются коммуникативность в обучении всем аспектам языка, реализация концепции Европейского Союза с установкой на всемерное развитие самостоятельности учащихся и их ответственности за результаты обучения, социокультурная информация о России и Франции, представленная в духе диалога двух культур, система заданий, последовательно готовящих к государственной итоговой аттестации (ОГЭ/ЕГЭ), выход по окончании 11 класса на уровень В1 в соответствии с требованиями Евросоюза, предъявляемыми к уровню владения иностранным языком.
Следующей ведущей линией учебно-методических комплектов по французскому языку как первому иностранному является линия «Французский в перспективе»
Учебно-методические комплекты линии «Французский в перспективе» для школ с углубленным изучением французского языка созданы разными авторскими коллективами. УМК для 2–9 классов, авторами которых являются Н. М. Касаткина, Т. В. Белосельская, Э. М. Береговская, А. С. Кулигина, Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, обеспечивают достижение развивающих и образовательных целей обучения на начальном и основном этапах школьного образования, дают возможность развития коммуникативно-игровых способностей учащихся, являются основой для формирования интереса к культуре Франции, предоставляют обширную страноведческую информацию. Цель УМК для 10–11 классов авторов Г. И. Бубновой и А. Н. Тарасовой – обеспечить достаточно свободное владение французским языком в различных ситуациях общения, научить работе с различными аутентичными документами (в том числе с аутентичными аудиозаписями, буклетами, объявлениями, таблицами, графиками и т. д.), заложить основы быстрого и эффективного чтения, конспектирования и реферирования, расширить социокультурный кругозор, развить интеллект и творческие способности старшеклассников, а также помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ и международных экзаменов TCF, DELF-DALF.
Наиболее популярная линия УМК по французскому как второму иностранному языку – «Синяя птица» для 5–9 классов авторов Э. М. Береговской, Т. В. Белосельской, Н. А. Селивановой,
А. Ю. Шашуриной – результат сотрудничества издательства «Просвещение» и французского учебного издательства «CLE International», посольства Франции в России, Международного центра педагогических исследований в Севре (Франция). УМК этой линии ставят перед собой интегративную цель – формирование коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности Учащихся к межкультурному взаимодействию в самых разных ситуациях общения, а также развитие личности каждого учащегося посредством изучения иностранного языка. В основу методической концепции всего курса положены коммуникативный подход к обучению иностранному языку, принцип социокультурного развития учащихся средствами иностранного языка, личностно ориентированное обучение французскому языку, что соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебнику иностранного языка.
Другой популярной линией УМК по французскому как второму иностранному языку является линия УМК «Встречи. 7–9 классы. Первый, второй и третий годы обучения» (авторы Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина). УМК линии «Встречи» адресованы тем, кто начинает изучение французского языка с 7 класса в качестве второго или третьего иностранного языка. Это очередная совместная работа издательства «Просвещение» и французского издательства «CLE International». Основными особенностями данного курса являются: воспитание поликультурной и многоязычной личности на основе формирования коммуникативной компетенции, обучение на базе аутентичных текстов различных жанров и стилей, интересный подход при подаче грамматических явлений французского языка, широкое использование в учебном процессе интернет-ресурсов и других мультимедийных средств.
Все наши линии учебно-методических комплектов отвечают не только требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и других отечественных нормативных документов, но и ключевым международным требованиям к разработке учебных материалов по французскому языку для школьной ступени. Своевременное появление этих учебно-методических комплектов позволило издательству «Просвещение» занять ведущие позиции на книжном рынке учебной литературы на французском языке.
Мы восхищаемся французской культурой, литературой, живописью, архитектурой, с удовольствием смотрим французское кино, слушаем французскую музыку. Почему мы говорим об этом сегодня? Потому что мы любим французский язык. Потому что мы любим вас и ваших учеников. И нам хочется, чтобы наши книги были достойны французского языка и французской культуры.
Обучая по учебным курсам издательства «Просвещение», вы поможете своим ученикам увидеть богатство и подлинное очарование французского языка, его актуальность и функциональность в реальной жизни уже с первых занятий.
Позвольте еще раз поблагодарить всех учителей за участие в Конкурсе, за ваши творческие наработки, за выбор учебных курсов по французскому языку издательства «Просвещение», за энтузиазм, с которым вы подходите к своей работе.
Желаем вам и вашим ученикам больших успехов и новых открытий!
Л. Д. Мамедова, заведующая редакцией романских языков
Центра лингвистического образования издательства «Просвещение»