Практический опыт использования нового УМК по английскому языку «Сферы» в общеобразовательных организациях
Автор: Елена СМИРНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 26 ноября 2018Новый УМК «Сферы», умело сочетающий классический и инновационный подходы к обучению английскому языку, создан специально для детей нового поколения Z. Он успешно прошёл апробацию в различных регионах России, получил положительные заключения трёх экспертиз на соответствие ФГОС и ожидает включения в новый федеральный перечень. Всё больше учителей выбирают данный УМК для своей работы. Так в чём же секрет успеха?
автор: Смирнова Елена Юрьевна
Решающим фактором здесь является практический подход к проблеме обучения школьников иностранному языку. Я работаю учителем английского языка общеобразовательной школы более 35 лет, из них почти 33 года в своей школе. Поэтому в процессе работы над УМК я постоянно представляла себе своих учеников, «примеряя» на них каждое упражнение и «перекраивая» задания при необходимости. Я работаю в различных параллелях начальной, основной и старшей школы, мои ученики растут, взрослеют и развиваются на моих глазах. Как учитель-практик я прекрасно понимаю особенности обучения на разных этапах. Вот почему материал учебника максимально адаптирован для конкретной возрастной группы.
Так, в учебниках для основной школы присутствуют герои-сверстники, их семьи и одноклассники, а в начальных классах малыши с удовольствием знакомятся с забавными персонажами, которые помогают им постигать азы нового увлекательного предмета. Аудирование на всех этапах обучения похоже на фрагменты интересной радиопередачи, чётко сформулированные задания не вызывают растерянности, почти все упражнения начинаются с примеров, опираясь на которые даже очень слабый ученик будет успешно работать. Следует отметить обилие увлекательных развивающих упражнений и проектов, что заставляет ребят задуматься об окружающем мире, найти дополнительную информацию самостоятельно или побеседовав с членами своей семьи. Словом, учебник интересен обучающимся, значит, они работают с удовольствием.
Немаловажным является тот факт, что учебник чётко структурирован, в нём невозможно «заблудиться». Это очень удобно всем участникам образовательного процесса. Учитель сразу видит тот объём материала, который следует дать на уроке. Ученик, в свою очередь, может самостоятельно понять, чем он будет заниматься, и сформулировать для себя цели и задачи урока. Это очень удобно, если ребёнок вынужден пропустить занятие по какой-либо причине.
В структуре учебника хотелось бы обратить внимание на отдельные разделы, вызывающие немалый интерес и положительные отзывы обучающихся и их родителей. Характерной чертой курса является его цикличное построение. Учебники для начальной школы включают в себя девять циклов, по одному циклу для каждого учебного месяца, что немаловажно для учителя при составлении календарно-тематического планирования. Последний девятый цикл учебников для вторых, третьих и четвёртых классов посвящён сказкам. Это сделано неслучайно, ведь в мае из-за большого количества праздников учебных дней немного. Более того, многих детей начальной школы родители уже в мае отправляют на отдых. Если ребёнок пропустит этот материал, от одноклассников он серьёзно не отстанет.
Учебники для основной и старшей школы состоят из шести циклов, из расчёта по два цикла на осень, зиму и весну, что позволяет учителю планировать материал независимо от того, работает ли школа по четвертям или триместрам. При этом вводная страница каждого цикла играет важную роль как в работе с мотивацией учащихся к познавательной деятельности, так и в развитии умений постановки учебных задач. Все разделы этой страницы напрямую отражают предстоящую деятельность учащихся, включая развитие конкретных речевых умений. Характерны сами названия рубрик вводной страницы, охватывающих всё содержание цикла. В учебниках для второго и третьего классов рубрики даны по-русски, а с четвёртого по одиннадцатый класс дети видят: In this Unit you will listen, read and talk about…; learn how to… и т. п. Учителю предоставляется возможность организации антиципации (ожидания), активного поиска знаний самими учащимися. Таким образом, вводная страница всех учебников «Сферы» соответствует этапу мотивации и целеполагания.
Такой раздел как «Проверочное занятие» для первых двух классов и Checkpoint для 4 – 11 классов в конце каждого учебного цикла предлагает задания для самоконтроля по изученному материалу цикла. Следом размещен раздел «Теперь я могу…» или Self-evaluation. Работа с ним организуется как рефлексия (осмысление) учебных достижений учащихся по окончании работы над циклом и способствует развитию самосознания. Для учителя этот этап работы – диагностика успешности освоения материала, дающая возможность организовать доработку и повторение на этапе промежуточного контроля – перед проверочной или контрольной работой по циклу.
Подбор текстов и формат заданий направлены на активные формы обучения, осмысление и сопоставление с родной культурой, на воспитание главных ценностных ориентаций. Знакомство с опытом сверстников, его обсуждение, выход на практическую деятельность (проект) – таков путь воспитания каждого ребёнка средствами английского языка и формирования в нём таких важных духовно-нравственных качеств, как открытость миру, способность к диалогу с другими национальными культурами.
В заключение хочется сказать, что материал учебника полностью соответствует основному содержанию обучения, разработанному в соответствии с ФГОС, как в отношении развития речевых умений, так и в вопросе освоения языковых средств и знаний о языковых явлениях. Решение этих задач обеспечивается структурой и содержанием учебника, разработанным с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Предметное содержание полностью соответствует целям и задачам предмета «иностранный язык», в том числе целям духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, возможностям для формирования базовых национальных ценностей.
Хочется надеяться, что мои коллеги оценят по достоинству данный УМК и с удовольствием будут работать по нему даже в группах с невысоким уровнем языковой подготовки.