Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Автор: Лидия СЕМЕНОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 14 ноября 2018Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка.
Цель моей практической работе в гимназии — постоянный поиск эффективных способов активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к изучению немецкого языка, повышение мотивации, развитие творческого и ассоциативного мышления и языковой догадки, повышение языковых компетенций обучающихся.
Одной из них является речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо)
При обучении говорению мы акцентируем внимание учащихся как:
— начинать, вести/ поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдение нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
— расспрашивать собеседника и отвечать на эти вопросы, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
— рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
— сообщать краткие ведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
— описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанного/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Основы иноязычного говорения закладываются уже в начальной школе. Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.
ключевые слова: Немецкий язык, постоянное творчество, исследовательская деятельность учащихся, нестандартные формы обучения, речевая активность
настроение: познавательное
автор: Семенова Лидия Георгиевна
Развитие речевой компетенции невозможно без текстовой деятельности.
Начиная со 2 класса, в первую группу упражнений, направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковую правильность отношу следующие упражнения:
— подбери слова по определенной теме:
— найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа;
— составь предложение по картине;
— составь несколько предложений по картине, по серии картинок;
— придумай своё название текста.
Ввожу и закрепляю следующие фразы и выражения с целью расширять лингвистический кругозор младших школьников; развивать элементарные лингвистические представления, доступные им и необходимые для овладения устной и письменной речью.
«Фразы дня» с употреблением модального глагола dürfen, können, wissen для начальной школы: Darf ich? Darf ich herein? Darf ich heraus? Darf ich sagen? Ich kann antworten. Ich weiß es nicht.
«Фразы дня» c использованием Konjunktiv
Ich möchte antworten.
Ich möchte gerne lesen.
Ich könnte helfen.
Könnte besser sein!
Фразы дня» для выражения поддержки или мнения учащихся
Das hast du gut gemacht!
Du schaffst das!
Ich bin mit dir(nicht) einverstanden!
Ich habe eine andere Idee! Gute Idee!
Das war gut! Weiter so!
Для обучения говорению использую различные речевые упражнения.
Речевые упражнения – тип упражнений, которые служат для развития речевых умений на основе фонетических, лексических и грамматических навыков; применяют для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлений в речи. Речевые упражнения ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование учащимися отрабатываемого лингводидактического материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих.
Виды речевых упражнений:
— Составление плана прослушанного текста;
— Пересказ общего содержания текста кратко / подробно;
— Характеристика действующих лиц;
— Пересказ по заданному плану.
Предлагаю несколько речевых упражнений:
7 класс
Тема «Отношения родителей и детей»
Цель упражнения: тренировать в диалогической речи по теме.
Задание: Beschreibt die Bilder.
(Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает картинку с изображением ссоры между братьями и сестрами.)
Schreibt einen Dialog zwischen den streitenden Geschwistern. Spielt die Dialoge in der Klasse. Gebraucht die folgenden Ausdrücke.
Seit einer Stunde … !
Jetzt… doch endlich … !
Ich dachte (wirklich)… !
Das wollte ich echt nicht!
Das stimmt überhaupt nicht!
Lass mich in Ruhe!
Könntest du vielleicht…?
Определяются победители: наиболее убедительно изобразившие ссорящихся.
Тема: «Filmkunst»(10 класс)
Цель упражнения: практиковать в диалогической речи по теме с использованием опорного материала
Задание: Ihr wollt mit einer Freundin / einem Freund heute Abend ins Kino gehen. (учащиеся получают карточки с заданиями и опорными выражениями)
Diskutieren Sie zu zweit, welchen der Filme ihr euch ansehen wollt:
(a) Macht einen Vorschlag und begründet ihn, warum
ihr den Film sehen wollt.
Was hältst du von …
Ich würde mir ganz gern … ansehen.
Ein Freund von mir war schon im Kino und fand diesen Film …
Ich habe gehört, der Film soll… sein.
(b) Geht auf den Vorschlag ihrer Gesprächspartnerin / Ihres
Gesprächspartners ein. (eingehen (auf A) – соглашаться с чем-либо)
Das ist eine gute Idee.
Ja, von dem habe ich schon (viel) gehört.
Schade, aber den habe ich schon gesehen.
Ich weiß nicht, der Film scheint mir nicht so interessant zu sein.
При составлении предложений учащиеся используют речевые клише:
Ich finde es…
Meiner Meinung nach…..
Ich glaube/meine………
Ich bin überzeugt……
Ich bin sicher…….
Ich vermute…..
На основе лексики по теме, речевых клеше, упражнений для развития диалогической речи учащиеся учатся высказывать свое мнение о своих любимых фильмах.
Речевые упражнения соответствуют следующим требованиям:
— последовательность;
— систематичность;
— доступность;
— взаимосвязь разнообразных упражнений;
— умение подчинять их единой цели.
Изученную лексику, грамматические структуры (т.е. речевой и языковой материал) учащиеся используют при написании рассказов, сочинений-рассуждений, сравнений, писем, творческих работ. Данный подход используется как ведущий на уроках развития письменной речи.
Умение создавать собственные письменные высказывания включает умения:
• планировать последовательность изложения материала;
• формулировать идею и развитие темы;
• учитывать ситуацию общения: куда, кому и с какой целью пишется текст.
Для формирования письменной коммуникации используются приемы, снимающие трудности содержательного характера и позволяющие ученикам сконцентрировать внимание на языковом оформлении сообщения.
Такими приемами могут быть:
• заданная коммуникативная ситуация – задача: текст письма, объявления;
• содержательные опоры для выполнения задания, показывающие, какие коммуникативные задачи должны быть решены при написании собственного текста: ответ на письмо, запрос дополнительной информации.
Задание: написать письмо другу, пользуясь схемой (см. таблицу 1).
При выполнении упражнений учитель ставит каждый раз перед учеником конкретную задачу. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц.
Такие задания помогают учащимся высказать свое мнение, согласиться с услышанным или прочитанным, выразить уверенность, сомнение, предположение. Это делает их речь более грамотной, выразительной, интересной.
При обучении чтению как виду речевой деятельности использую различные способы и приемы:
— подбор картинок с описанием событий;
— завершение предложений;
— расположение событий по порядку в логической последовательности;
— выбор правильного или неправильного утверждения;
— деление текста на абзацы;
— вопросы по содержанию к прочитанному тексту.
Учащиеся читают аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания.
В своей работе я считаю важным подробно остановиться на работе с текстом «Gelassen und humorvoll.», так как на практике я уделяю обучению чтению большое внимание. Приложение 1
Овладение письмом, говорением и чтением облегчает аудирование. С его помощью идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Учащиеся учатся воспринимать на слух прослушанный текст и понимать речь учителя, одноклассников.
Подводя итог моей работы, я могу сказать, что методы и приемы, которые я применяю, дали положительные результаты. Учащиеся смогли преодолеть серьезный психологический барьер – страх перед большими по объему упражнениями и текстами и стремление прибегать к помощи словаря по поводу любого незнакомого слова. Оптимизация (использование) системы традиционных и специальных упражнений способствует логическому мышлению ученика, адекватному пониманию исходной информации, ее прочному усвоению.
Литература
1. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько Настольная книга преподавателя иностранного языка, М.,1996, 522с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М., «Просвещение», 2011
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык, 5-9 классы, М., «Просвещение», 2011
4. М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012, 80с.
5. Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова Теория обучения иностранным языкам, М., «Просвещение», 2006
6. И.Л. Бим Методика преподавания иностранных языков: общий курс (учебное пособие) отв. ред. А.Н. Шамов, М., АСТ-Москва, 2008
Приложение 1 к статье
Gelassen und humorvoll
1. In der Rubrik «Der andere Blick» berichten junge Menschen aus dem Ausland über ihr Leben in Deutschland. Die Russin Ksenija Gorbatenko aus der Stadt Samara erzählt von ihrem Alltag an einer deutschen Universität. Die 18-Jährige studiert Chemie an der Ruhr-Universität.
Meine früheren Besuche in Deutschland hatten mir sehr gut gefallen. Ich habe nicht erwartet, dass mich jetzt noch etwas überraschen würde. Aber es gibt einige deutsche Besonderheiten, von denen ich noch nichts wusste. Meine Kommilitonen sind viel älter als ich. Manche haben ihr Studium erst mit Anfang 20 begonnen. Es gibt sogar Studenten, die noch bei ihnen Eltern wohnen und zwischen den Vorlesungen von Mama gemachte Butterbrote essen! Mit der Ausbildung dem Berufsleben und der Heirat haben sie es nicht so eilig. In meinem Heimatland muss man sich immer beeilen. Einige Studenten sind im Alter von 18 Jahren schon mit dem zweiten Semester fertig. Diesen Zeit-und Leistungsdruck sehe ich jetzt kritischer.
2. In Deutschland habe ich gelernt, was es bedeutet, gelassen zu sein. Eines Morgens hörte ich Lärm auf der Straße. Es war das Blöken von Schafen! Eine riesige Herde von Schafen versperrte den Weg zu unserem Studentenwohnheim. Meine deutsche Mitbewohnerin nahm das ganz gelassen. Sie sagte: «Heute kommen wir eben zu spät zur Uni. Was soll’s?» Als wir dann verspätet an der Uni ankamen, stellten wir fest, dass die erste Stunde sowieso ausgefallen war. Der Professor war krank. Oder er steckte wie wir in einer Schafherde fest.
3. Deutsche Professoren und Universitätsassistenten sind oft zum Scherzen aufgelegt. Ein Lektor erklärte zum Beispiel einmal das chemische Phänomen «Reaktionsgleichgewicht» in Form eines Spiels. Er bat drei Studenten, Volleyball zu spielen. Aber nicht mit einem Ball, sondern mit Gummibärchenpackungen. Das ganze Auditorium war fasziniert. Vor allem die ersten Reihen haben viele Süßigkeiten bekommen. Ein anderes Mal haben wir im Unterricht über Helium gesprochen. Jeder weiß, dass Helium die Stimme verändert. Jetzt stellt euch einen Professor der Quantenmechanik vor, der etwas Heliumgas einatmet, um dann mit der Stimme eines 10-jährigen Mädchens seine Vorlesung zu halten! Das war ein unvergessliches Erlebnis. Da wurde mir klar: Es geht nicht darum, jemanden auszulachen, sondern mitzulachen.
I. Die Schüler schlagen unbekannte Wörter im Wörterbuch nach: die Gelassenheit, das Blöken, zum Scherzen auflegen, die Gleichgewicht, auslachen, ausfallen, die Kommilitonen, Leistungsduck, gelassen.
Sie haben alle Unklarheiten des Textes gelöst und verstehen alle Wörter und Sätze und
arbeiten am Wortschatz des Textes:
II. Die Schüler finden in der zweiten Spalte Synonyme zu den Wörtern und Wortverbindungen aus dem Text und füllen die Tabelle aus
III. Die Schüler teilen den Text in Abschnitte ein und benennen sie:
1. Ksenija in Deutschland
2. Deutsche Gelassenheit
3. Nicht auslachen, sondern mitlachen.
Die Schüler markieren das Wichtigste in jedem Abschnitt und finden das Wichtigste in jedem Abschnitt
IV. * Die Schüler beantworten folgende Fragen:
Woher ist Ksenija Gorbatenko?
Wofür interessiert sich sie?
Welche Besonderheiten gibt es an der Ruhr-Universität?
Warum kommen die Studenten eines Morgens zu spät zur Uni?
Die Schüler suchen nach Antworten auf Fragen, die sie an den Text haben und sortieren diese Information.
Die Schüler stellen Dialoge zusammen:
— zwischen Ksenija und ihren Kommilitonen
— zwischen den Kommilitonen
— zwischen Ksenija und den Professoren
Die Schüler können einen Brief an Ksenija schreiben, geben ihr Ratschläge, wie man gelassen zu sein.
Приложение 2 к статье
«Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка»
I. Hör zu und ergänze die Wörter.
Lehrerin: Guten Tag! Das …………..Julia Klein. Sie …………..aus München und ………. jetzt in Ulm.
Markus: Hallo, ich ……Markus.
Julia: Hallo, Markus!
Markus: Jetzt……… Geschichte. ……….Geschichte?
Julia: Ja, sehr.
Markus: Ich ………. Ich …………. Geschichte. Ich …………. Englisch.
( wohnt, ist, kommt, ist , magst, hasse, nicht, mag)
II. Hör zu und ordne den Dialog.
— Ach so! Hallo, Martin.
— Hallo, Alexandra.
— Dein Freund?
— Ja, mein Schulfreund.
— Hallo, Tim. Das ist mein Freund Martin.
III. Hör den Text zu und ergänze die Sätze.
Unsere Clique
Wir sind vier Freunde und mögen Sport. Ich heiße Rosita, komme aus Spanien und wohne jetzt in Berlin. Ich lerne Englisch. Ich mag Tennis und spiele ganz gut. Meine Freundin Martha spielt auch Tennis. Sie spielt in der Schule auch Basketball und macht Judo. Sie lernt nicht gern, sie hasst Mathe, Bio und Geschichte, aber sie mag Englisch und Deutsch. Michael und Lukas wohnen nicht weit von uns. Sie spielen Basketball, Tennis und Fußball. Wir sind alle in Klasse 5 und machen oft etwas zusammen nach der Schule. Manchmal lernen wir auch zusammen.
Rosita kommt aus ……….. und wohnt in ………………..
Rosita und Marta spielen ………….. Marta spielt auch ………….. und macht ………….
Michael und Lukas spielen ………………………………………………………………
Rosita lernt Englisch in der …………………………………………………………
Die Freunde sind alle in…………………………………………………………………