О некоторых подходах к совершенствованию профессиональной компетентности учителя иностранного языка
Автор: Галина Савоничева | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Среда 12 декабря 2018Вступительное слово к сборнику «Обучаем иностранному языку. Из опыта учителя тульской области»
город: Тула
Главная цель в работе с учителями иностранных языков Тульской области состоит в совершенствовании уровня их профессиональной компетенции для обеспечения более высокого уровня владения иностранным языком обучающимися системы общего среднего образования в условиях внедрения Федеральных государственных стандартов нового поколения. Эта цель реализуется по нескольким направлениям.
Учебное направление осуществляется в рамках традиционных курсов повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы теории и методики преподавания иностранных языков в контексте ФГОС общего образования» (126 часов); в ходе целевых курсов по проблемам: «Обучение второму иностранному языку», «Использование современных образовательных технологий», «Совершенствование системы работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по иностранному языку» (36 часов), «Совершенствование коммуникативной компетенции учителя иностранного языка» (72 часа); на основе программы переподготовки неспециалистов по английскому языку (504 часа). Особое внимание в курсовой подготовке уделяется осуществлению индивидуального подхода к слушателям на основе организации их работы в составе малых групп, где каждый обучающийся может проявить свои индивидные, субъектные и личностные качества, т.е. свои умения работать головой, сердцем и руками. Одним из вариантов такой работы является использование технологии «Обучение по станциям», которая предлагается как для изучения нормативных документов, так и для работы над литературными текстами на иностранном языке.
В межкурсовой период слушателям предлагается знакомство с практическим опытом реализации актуальных проблем методики преподавания иностранного языка при посещении региональных педагогических мастерских и учебно-методических семинаров по таким темам как: «Пути достижения личностных и метапредметных результатов на основе интеграции иностранного языка с другими образовательными областями», «Совершенствование речевой компетенции обучающихся иностранному языку на основе коммуникативных заданий», «Применение современных образовательных технологий на основе использования учебно-методических комплектов издательства «Просвещение».
В рамках научно-методической деятельности учителям иностранных языков предоставляется возможность продемонстрировать положительный опыт своей работы на научно-методических семинарах по таким темам как: «Опыт формирования универсальных учебных действий на основе учебно-методических комплектов издательства «Просвещение», «Пути формирования лингвострановедческой компетенции обучающихся иностранному языку»; в ходе Круглого стола «Первый опыт внедрения немецкого языка как второго иностранного: проблемы и перспективы», «Обучение иностранному языку в начальной школе на основе новых стандартов»; на региональных научно-практических конференциях по темам: «Формирование поликультурной личности учащегося средствами предмета иностранный язык на уроке и во внеурочное время», «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку», «Информатизация в образовательном процессе по иностранному языку», «Векторы нашей новой школы: развитие интеллектуальных и творческих умений обучающихся иностранному языку». По материалам региональных научно-практических конференций издаются сборники статей, выступающих по заявленным проблемам. Профессиональному росту учителя способствует и их участие в конкурсном движении. Так, победителем регионального этапа конкурса «Учитель года 2015» стала учитель французского языка МБОУ «ЦО-гимназия № 11» г. Тула Бабкина Л.Г.
Немаловажную роль в развитии профессиональной компетентности учителя играет и его внеурочная деятельность по предмету: организация кружковой работы, элективных курсов, проведение недель иностранного языка, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня, а также работа в Ассоциациях учителей немецкого и английского языков.
Новым в деятельности учителей иностранных языков стало участие в двух проектах. Учителя английского языка участвуют в региональном проекте «Английский для общения. Добро пожаловать в Тулу!». Проект направлен на усиление краеведческого компонента средствами предмета иностранный язык. Учителя немецкого языка участвуют в проекте, инициированном Гете-Институтом, «Немецкий-первый второй иностранный». 32 школы области приступили к обучению 5-ков немецкому как второму иностранному языку в 2017, 2018 годах. Для участников этого проекта было проведено 6 обучающих семинаров, а для учащихся был организован конкурс видеороликов «Мои первые шаги в немецком языке». 92 ученика 5-х классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде, организованной по материалам Гете-Института.
Таким образом, вся деятельность учителей иностранных языков Тульской области направлена на реализацию основных идей стандартов нового поколения: фундаментальность образования, поликультурность, реализация развивающего потенциала образования для формирования универсальных учебных действий обучающихся иностранному языку.