Особенности внеурочной деятельности лингвистической направленности в кадетском классе
Автор: Алексей СМИРНОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 30 января 2019«Профильное образование» — термин, имеющий в педагогической науке разные определения, однако любое его понимание сводится к тому, что это период личностного самоопределения. Именно в системе профильного образования создаются наилучшие условия для того, чтобы учащиеся наиболее полно реализовали свои интересы, раскрыли учебные способности, продемонстрировали творческие возможности, сделали профессиональный выбор.
автор: Смирнов Алексей Валерьевич
Не случайно в условиях профильного образования недавние неудачники находят в себе скрытые резервы и начинают удивлять неожиданными учебными достижениями. Многочисленные примеры показывают, что, если дать учащимся возможность концентрировать внимание на образовательных курсах по своему выбору, многократно возрастает познавательная мотивация, что приводит к положительным результатам.
Наиболее эффективно задачи личностного развития учащихся решаются в том случае, если созданы условия для активной реализации их возможностей не только в усвоении готовой информации, но и в самостоятельной добыче знаний. В связи с этим адекватной технологией обучения профильным дисциплинам являются учебно-исследовательские проекты. Самостоятельный поиск информации, умение обработать и представить аудитории полученные данные, способность аргументировать формулируемые выводы и делать новые знания достоянием сверстников — важнейшие функции учащихся, получающих образование в XXI веке.
Решение этой задачи будет наиболее полным, если школьники овладеют необходимыми исследовательскими умениями, включая готовность видеть проблемы, намечать пути их решения, использовать доступные методы исследования, собирать и обрабатывать экспериментальные данные, представлять и обсуждать результаты, а также формулировать собственные умозаключения. Обучение должно быть построено с максимальным учетом их интересов и дальнейших жизненных планов и обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что является основной целью профильного образования.
Использование специфики иностранного языка как учебного предмета, а именно его ярко выраженного межпредметного характера, даёт возможность ориентировать содержание обучения на выделенный в той или иной образовательной организации профиль. Тем самым иностранный язык выступает как бы средством реализации профильного обучения. При некотором переструктурировании содержания образования и введении за счет этого профильного обучения иностранному языку может быть придана определенная профильная направленность. Ведь при введении определенной специализации в обучение иностранному языку в соответствии с профилем становится более вероятным достижение порогового уровня обученности школьников, что является несомненным плюсом, так как позволяет выпускникам использовать иностранный язык в выбранной в соответствии с профилем сфере деятельности или в учебе при продолжении образования в среднем специальном учебном заведении или вузе.
Более того, реализация профильного обучения на уроках иностранного языка служит определённым фактором повышения мотивации к его изучению, что также способствует превышению порогового уровня.
К таким профильным классам относятся кадетские классы. В положении о кадетских классах изложены цели и задачи, порядок формирования, управления, характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности кадет и их родителей, взаимоотношения участников образовательных отношений, а также методы и средства организации их жизнедеятельности.
В основном положении о кадетских классах говорится:
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
— Конвенцией о правах ребенка;
— Конституцией Российской Федерации;
— Семейным кодексом Российской Федерации;
— Федеральным законом от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
— уставом и другими локальными актами, регламентирующими деятельность образовательной организации общего образования.
1.3. Кадетский класс реализует образовательные программы основного общего образования, среднего общего образования и дополнительные общеразвивающие программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, а также дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие учащихся, их военно-патриотическую подготовку.
В положении о целях и задачах кадетских классах говорится:
2.1. Кадетский класс создается в целях интеллектуального, общекультурного, физического, духовно-нравственного и морально-волевого развития учащихся на основе реализации образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также реализации дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних обучаю- щихся к военной или иной государственной службе, и дополнительных общеобразовательных программ.
В положении о характеристики организации образовательного процесса говорится:
5.8. Внеурочная деятельность в кадетском классе предполагает проведение:
— коллективных творческих дел;
— занятий в городских учреждениях и организациях культуры, спорта и образования;
— занятий в детских творческих объединениях школы и центре детского творчества;
— занятий с инструкторами управления противопожарной службы и гражданской защиты по прикладным и военно-техническим видам спорта;
— занятий по изучению библиотечного и музейного дела;
— занятий проектной деятельностью;
— занятий в научных объединениях школьников.
Понимая возрастающий интерес выпускников школ к продолжению обучения в вузах силовых структур и желание многих школьников в будущем работать на государственной службе, многие общеобразовательные организации открыли кадетские классы.
Наша школа 1282 не является исключением и всегда старается поддерживать инициативы Департамента образования города Москвы. Поэтому в этом учебном году в школьном отделении по ул. Старослободской открылся кадетский класс 7«К». Основное отличие кадетского класса состоит в том, что обучающиеся, мальчики и девочки, ходят на занятия в военной форме, перед началом каждого урока дежурный кадет сдает рапорт учителям-предметникам, и их рабочий день продолжается до 19.00. За классом, кроме классного руководителя, закреплен воспитатель – офицер, который следит за успеваемостью, дисциплиной, а также занимается с обучающимися строевой и профессиональной подготовкой. Особенностью лингвистического образования в данном классе является тот факт, что помимо 3-х обязательных часа иностранного языка по УМК «Английский в фокусе», кадеты осваивают навыки военного перевода в качестве внеурочной деятельности. Класс 7 «К» сформирован из учеников нашей школы и других школ города, поэтому состав класса неоднородный. Обучающиеся 7«К» имеют разную степень языковой подготовки и разный уровень мотивации к обучению.
Цель внеурочной деятельности в данном классе — формирование стойкой мотивации к изучению иностранного языка посредством реализации профессионально-ориентированного (военного) компонента.
В ходе работы решаются такие задачи, как:
— формирование языковой компетенции обучающихся в различных видах речевой деятельности;
— развитие интереса обучающихся к изучению иностранного языка с помощью современных технологий;
— способствование формированию правильной гражданской позиции и патриотизма в каждом обучающемся.
По окончании учебного года кадеты должны достигнуть следующих результатов:
— способность к осознанию возможностей самореализации средствами иностранного языка;
— способность использовать иностранный язык как средство получения информации, позволяющее расширять свои знания в других предметных областях;
— сформированность интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки;
— сформированность дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур;
— сформированность общекультурной и этнической идентичности;
— сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих культуру поведения через освоение этикетных клише.
Работа по курсу «Военный перевод» ведётся по пособию издательства «Просвещение» «Первые шаги в военной карьере», автор Т.Н. Крисковец. Пособие удобно в применении, содержит 8 тем военной специфики: «Жизнь кадетов в летнем лагере», «Моя будущая профессия», «Военная карьера», «Основные качества военнослужащего», «Лидерские качества командира», «Выдающиеся полководцы России», «Структура и руководство ВС РФ», «Военное образование в России». Данное пособие включает в себя обширный языковой материал, интересные и разнообразные упражнения на тренировку всех видов речевой деятельности. Разнообразные развивающие упражнения для парной и групповой видов работ помогают сделать занятие менее утомительным, что очень важно для подростков во второй половине дня.
Релаксационные паузы, как одно из требований к современному занятию, помогают решить задачу повышения мотивации. Для них я использую рок композиции, которые мы поем под гитару, клипы известных английских групп, а также смотрим фильмы и читаем комиксы по военной тематике. Занятия по военному переводу всегда проходят очень плодотворно и интересно.
Список литературы.
1. Е. Морозова, Учительская газета № 48 от 27.11.18
2. Положения о формировании кадетских классов на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»
2. Т.Н. Крисковец и др., «Первые шаги в военной карьере», изд. Просвещение, Москва 2018 г.