Использование квест-технологий на уроках немецкого языка (на примере УМК М.М. Аверина и др. «Горизонты» издательства «Просвещение»)
Автор: Оксана ИПАТОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Четверг 28 февраля 2019В МАОУ-СОШ №91 г. Екатеринбурга уже более 10 лет немецкий язык преподается как второй иностранный. Последние пять лет при обучении немецкому языку за основу берется УМК «Горизонты» — это серия учебников по немецкому языку как второму иностранному издательства «Просвещения».
автор: Ипатова Оксана Владимировна, учитель немецкого языка МАОУ-СОШ №91 г. Екатеринбурга
При изучении любого предмета важно заинтересовать ученика. А сделать это можно лишь в том случае, когда сам обучающийся понимает, что конкретно эти знания и умения пригодятся ему в жизни. Исключением не является и немецкий язык. На начальном этапе обучения немецкому языку в пятом классе учеников привлекает новизна предмета и осознание того, что он учит уже два иностранных языка. Этот факт выделяет его среди его друзей (вне школы) и повышает собственную самооценку. Поэтому у них отслеживается высокая заинтересованность предметом. К 6-7 классу интерес начинает теряться, и на данном этапе возрастает роль учителя. Основная задача учителя — показать, что непосредственно сам немецкий язык и лингвострановедческая информация обязательно пригодятся в жизни. В этом учителю могут помочь использование на уроке квест-технологий.
В профессиональной литературе квест определяется как интеллектуальная игра [2], как приключенческая командная игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету [1], как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности [4]. Квест может сочетать в себе активные и интерактивные методы проведения занятий: тренинг, викторину, игру, микрогрупповую работу, дебаты, дискуссии, беседу, тестирование и другие [1]. Сегодня используют различные виды квестов [3], но больше всего теоретически обоснованы и эмпирически выверены веб-квесты и «живые» квесты. «Живые» квесты — это квест-технологии, проводимые в реальном режиме, «направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы» [4].
Приведем пример организации «живого» квеста в 8 классе в рамках изучения темы «Путешествие по Рейну». Данный урок является первым в данной теме. Основная задача данного квеста – развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе применения усвоенного ранее лексико-грамматического и страноведческого материала в новых ситуациях, предваряющих изучению новой темы «Путешествие по Рейну».
Название квеста — Летим в Кёльн
Цель — познакомить учащихся с этапами организации перелета в европейский город (оформление загранпаспорта и визы, покупка авиабилета, обмен валюты, сбор чемодана, прибытие в аэропорт и посадка в самолет)
Продолжительность — 80 минут
Возраст учащихся — 13-14 лет
Легенда — Наш класс выиграл путешествие по Рейну, которое начинается в Рейне.
Квест-герои — туристы (ученики), сотрудник банка, сотрудник службы оформления загранпаспорта и визы, продавец авиабилетов, помощник в сборе чемодана, сотрудники аэропорта, стюардесы
Сюжет: для того, чтобы совершить поездку в Берлин мы должны самостоятельно оформить документы и совершить авиаперелет. Организаторы выделили каждой группе на оформление документов и перелет 50000 рублей. (ученики получают конверт с деньгами в начале прохождения квеста)
Задания
Задание 1. Оформление паспорта и визы. Ученики должны заполнить анкету и оплатить оформление документов.
Анкета (образец). Над заполнением анкеты ученики работали в рамках темы 2 «Обмен школьниками» в 8 классе.
Примечание: у сотрудника службы заготовлены шаблоны загранпаспортов и виз (можно найти в сети Интернет). Он фотографирует детей, распечатывает фотографии на принтере и вклеивает в документы.
Задание 2. Покупка авиабилетов. Группа беседует с представителем авиакомпании Luftgansa и каждый ученик приобретает билет (обязательно наличие паспорта).
Вопросы (образец)
Möchten Sie einen Ticket von Jekaterinburg nach Köln?
Für wann?
Hin und zurück?
Möchten Sie einen Platz reservieren?
Fenster oder Gang?
Das kostet …
Примечание: для учеников заготовлены образцы фраз, которые он может использовать при покупке авиабилетов. Также сделано расписание рейсов и стоимость билетов в эконом- и бизнес-классе. Представитель авиакомпании после оплаты выдает билеты.
Задание 3. Омен валюты. Ученики приходят в банк и, ознакомившись с с курсом покупки и продажи евро, покупают необходимую валюту (Обязательно наличие паспорта).
Примечание: заранее должны быть напечатаны «евро» в нужном количестве. Подготовлено информационное табло с курсом валют. На данном этапе также могут быть подготовлены фразы, которые ребята могут использовать при необходимости.
Задание 4. Сбор чемодана. В соответствии с прогнозом погоды на ближайшие две недели ребята должны выбрать необходимые вещи в поездку (с прогнозом погоды ученики работали в рамках темы 5 «Мир и окружающий мир»).
Примечание: подготовить видеосюжет «Прогноз погоды в Берлине» (можно найти в сети Интернет). После просмотра сюжета обучающиеся выбирают из 20 названия предметов те, которые им понадобятся в поездке (на доске подготовлены карточки со словами на немецком языке). При правильном выборе каждый в группе получает чемодан (картинка заготовлена заранее).
Задание 5. Посадка в самолет. Ученики при наличии загранпаспорта, визы, авиабилетов, валюты изучаемой страны и чемодана проходят в самолет.
Примечание: контроль всего перечисленного производиться перед кабинетом-самолетом. В самолете включается видео-сюжет о том, как взлетает самолет. Стюардессы просят пристегнуть ремни и желают приятного полета.
Навигаторы — ученики получают маршрут следования (индивидуальный для каждой группы)
Ресурсы — справочные материалы, информационные табло, словари, сборники фраз для каждого задания
Итог квеста — каждая группа составляет буклет «Наши советы. Как лучше подготовиться к полету в европейский город »
Обучающиеся в рамках прохождения квестов проживают реальные ситуации, используя при этом немецкий язык как инструмент для достижения цели. При прохождении квеста каждому участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать полученную информацию и на основе сравнения синтезирвать новую информацию. Таким образом в рамках прохождения квеста создаются условия, содействующие личностному развитию и успешной социализации обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Истомина В.В. Квест в профессиональном образовании // Личность в профессионально-образовательном пространстве. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков; ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — 2015. — С. 70-75.
2. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5. — [Электронный ресурс]
3. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. — 2014. — №6 (09). — С. 138-140. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.
4. Эльмуратова Н.А. Квест как современная педагогическая технология — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html