Второй иностранный язык? Выбор очевиден!
Автор: Два АВТОРА | Рубрика: ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ, КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 18 февраля 2019«Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку.»
(Вольтер)
Еще несколько лет назад английский язык занимал лидирующие позиции в системе российского образования среди иностранных языков. Тенденции изменились и в настоящее время и родители, и дети понимают, чтобы добиться успеха и иметь широкий кругозор, необходимо знание нескольких языков. С введением второго иностранного языка в школах, который раньше являлся привилегией гимназий и лицеев, эта возможность теперь доступна абсолютно всем учащимся.
автор: Сатина Екатерина Сергеевна, Шувалова Надежда Владимировна
Несмотря на очевидные преимущества, появление второго языка породило и немало вопросов, особенно среди педагогов: является ли второй иностранный язык обязательным предметом? как мотивировать учащихся и достичь планируемых результатов? и, наконец, какой учебно-методический комплекс лучше всего подойдёт для работы?
Ответ на первый вопрос был получен в мае 2018 года, когда Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации опубликовал письмо (№ 08-1214). Согласно документам, упоминаемым в письме – ФГОС основного образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897) и примерной основной общеобразовательное программе (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» предусматривается на уровне основного общего образования и является обязательным.
Что же касается поиска идеального УМК для работы с вторым иностранным языком, обратимся в Центр лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение». Специалисты Центра оперативно реагирует на все изменения и нововведения в системе образования, поэтому предлагают учителям разных иностранных языков: английского, немецкого, французского, испанского и китайского, использовать в работе современные учебники, которые получили положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз и Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. за № 345 включены новый «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ действует с момента опубликования. Настоящий Федеральный перечень учебников рекомендован к использованию для формирования, обновления и комплектования библиотек образовательных организаций в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах.
Лидером выбора учащимися среди вторых иностранных языков является немецкий. Для преподавания данного предмета подойдёт УМК «Горизонты» („Horizonte”), совместный проект издательств «Просвещение» и Cornelsen. На сегодняшний день эта завершенная предметная линия вошла в ФПУ под номером 1.2.2.2.3.1 – 1.2.2.2.3.5; 1.3.2.3.2.1 – 1.3.2.3.2.2. Линия продолжает пополняться учебными пособиями, которые помогают педагогам и их учащимся не только овладеть вторым иностранным языком на достойном уровне, но и подготовиться к итоговой аттестации и олимпиадам по немецкому языку.
Французский язык представлен двумя линиями. Первая из них – это УМК линии «Синяя птица» для 5-11 классов, включенная в ФПУ под номерами 1.2.2.2.4.1 – 1.2.2.2.4.5; 1.3.2.3.3.1 – 1.3.2.3.3.2. Учебники данной линии – результат сотрудничества издательства «Просвещение» и французского учебного издательства CLE International, посольства Франции в России, Международного центра педа¬гогических исследований в Севре (Франция). Этот учебный курс известен учителям и успел зарекомендовать себя как эффективный инструмент для достижения всех результатов. Учебный материал непрестанно обновляется в соответствии реалиями времени.
Не менее популярной линией УМК по французскому как второму иностранному языку является линия УМК «Встречи. Первый, второй и третий годы обучения». Учебный курс адресован тем, кто начинает изучение французского языка с 7 класса в качестве второго или третьего иностранного языка. Это очередная совместная работа издательства «Просвещение» и французского издательства CLE International, которую отличает содержательный, аутентичный языковой материал и нестандартный подход к изучению французского языка. И поэтому ещё приятней сообщать, что учебники данной линии теперь в Федеральном перечне под номерами 1.2.2.2.5.1– 1.2.2.2.5.2.
Все больше учащихся и их родителей предпочитают в качестве второго иностранного испанский язык. Это очевидно, поскольку этот иностранный язык занимает второе место в мире по распространенности и количеству носителей. Для обучения данному предмету в школе идеально подходит УМК «Завтра» («Mañana»), который по праву занимает место в ФПУ под номером 1.2.2.2.6.1 – 1.3.2.3.4.1. Ведь этот учебный курс был создан совместно с испанским издательством Anaya. Обладая чертами европейских пособий, данные УМК сочетают в себе прагматичную подачу материала и ориентированы на развитие коммуникативных навыков в ситуациях повседневного общения.
Неудивительно, что и китайский язык проник и набирает популярность в российских школах. Знание этого языка в современном мире является главным преимуществом выпускников и выделяет их среди сверстников на рынке труда. Конечно, овладеть удивительным восточным языком непросто. Заинтересовать их историей и культурой Китая призваны УМК «Время учить китайский!». Линия по китайскому языку как второму иностранному подготовлены издательством «Просвещение» совместно с издательством «Народное образование» (Китайская Народная Республика). Коммуникативно-когнитивный подход к изучению китайского языка в данных учебниках органично сочетается с большим количеством материалов, посвященных истории, культуре и традициям Китая. Теперь учащиеся и учителя полноправно могут работать по данным учебнику, поскольку они включены в Федеральный перечень под номерами 1.2.2.2.9.1 – 1.2.2.2.9.5.
В связи с обязательным введением второго иностранного английский язык также приобрел новый статус. До недавнего времени не было УМК, который был разработан для данного предмета именно с учётом особенностей его преподавания в качестве второго иностранного. Поэтому издательство «Просвещение» совместно с британским издательством „Express Publishing“ выпустило УМК «Мой выбор — английский!» („Options“), предназначенный для учащихся, которые начинают изучать английский язык с нуля в 5 классе и который также успешно включен в ФПУ под номером 1.2.2.2.2.1– 1.2.2.2.2.5; 1.3.2.3.1.1 – 1.3.2.3.1.2. В курсе нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российских и зарубежных методик обучения иностранному языку. Особенностями УМК являются модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Выбирая УМК для работы, учителя обращают внимание на наличие методической поддержки учебного курса. Каждая предметная линия по второму иностранному языку издательства «Просвещение» обеспечивает комплексную поддержку в работе учителя. Так, дополнительные компоненты, среди которых рабочие программы, книги для учителя и аудиокурсы, можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение» в разделе каталог catalog.prosv.ru
Ведущие авторы издательства, среди которых М.А. Лытаева, А.Е. Бажанов, Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, С.В. Костылева, А.А. Сизова и др., а также методисты, редакторы и приглашенные тьюторы Центра лингвистического образования регулярно проводят тематические вебинары и очные встречи с учителями в разных регионах страны. Особое внимание уделяется темам, которые волнуют учителей. Так, в конце октября 2018 года Мария Александровна Лытаева, к.п.н., доцент Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, автор пособий по немецкому языку, соавтор УМК «Вундеркинды Плюс», «Горизонты», провела серию вебинаров для учителей, которые преподавают второй иностранный язык не с 5 класса. Данные вебинары получили большое количество положительных отзывов и благодарностей. С этими и другими вебинарами у каждого педагога есть возможность ознакомиться в удобное для него время на официальном YouTube-канале «Просвещение. Иностранные языки».
Центр лингвистического образования также способствует обмену педагогическим опытом самих учителей и предоставляет возможность бесплатно опубликовать материалы в интернет-журнале «Просвещение. Иностранные языки». Авторам опубликованных материалов предоставляются сертификаты, подтверждающие публикацию. Так, под конец 2018 года вышли в свет сразу три методических сборника: «Обучаем немецкому языку: из опыта учителя Российской Федерации», «Обучаем французскому языку: из опыта учителя Российской Федерации» и «Обучаем китайскому языку: из опыта учителя Российской Федерации», в которых много внимания было уделено именно преподаванию вторых иностранных языков. Педагоги из разных уголков нашей страны активно делились своим опытом и наработками по этой тематике. Хорошая новость для учителей испанского языка, поскольку сейчас продолжается прием статей для публикации сборника «Обучаем испанскому языку: из опыта учителей Российской Федерации». Ознакомиться со всеми вышедшими региональными сборниками можно в соответствующем разделе «Региональный методический сборник» на сайте iyazyki.prosv.ru.
В заключение хотелось бы сказать, что независимо от того, какой из языков выберут учащиеся в качестве второго иностранного, важно то, что любой из них поможет им расширить кругозор, познакомит с культурой и традициями изучаемого языка и, возможно, станет тем самым ключиком, который откроет дверь навстречу будущему. А издательство «Просвещение», в свою очередь, окажет необходимое содействие как учащимся и их родителям, так и учителям.