Непрерывное языковое образования младших школьников. Опыт и перспективы
Автор: Екатерина КИСЕЛЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 22 марта 2019Изучение английского языка-это уверенность в общении и доступ к жизни, обогащающей опыт и возможности в интеллектуальных международных конкурсах и экзаменах, что особенно важно для школьников младшего возраста. Изучение языка может быть длительным процессом, требующим от каждого человека не останавливаться на достигнутом. Очень важно иметь регулярные вехи, чтобы проверить знания, мотивировать младших школьников на каждом этапе пути достижения самых высоких стандартов. В статье анализируются методики и мероприятия, способствующие повышению интеллекта, описываются попытки обеспечения подготовки к экзаменам с использованием УМК “Starlight” и материалах электронного портала “City Stars”.
Автор: Учитель английского языка высшей категории ГБОУ Школа №1302
Ключевые слова: подготовка к международному кембриджскому экзамену по английскому языку для младших школьников, учебник «Звёздный английский», электронный портал “City Stars”
Настроение: заинтересованное
Город: Москва
Мы все являемся свидетелями стремительных изменений, происходящих во всех сферах нашей жизни, включая языковое образование, целью которого является развитие таких ключевых компетенций, как критическое и творческое мышление, веру в себя и свою уникальность, стрессоустойчивость, способность работать самостоятельно и взаимодействовать с окружающими людьми. Таким образом, владение иностранным языком из «препятствующего» фактора должен превратиться в фактор, способствующий вовлечению каждого члена общества в глобальные процессы, расширяя его социальную свободу и мобильность, делая его конкурентоспособным. Очевидно, что участникам образовательных отношений необходимо объективно оценивать уровень владения английским языком и соответствие знаний международным стандартам. И, как следствие, растёт интерес родителей и школьников к сдаче международных экзаменов и участие в интеллектуальных соревнованиях по английскому языку, начиная с обучения в начальной школе.
Такую возможность продемонстрировать готовность к академическому успеху, быть субъектом непрерывного образования в России и за рубежом позволяет один из самых популярных экзаменов по английскому языку для младших школьников — кембриджский экзамен – Cambridge English: Young Learners. Я работаю в ГБОУ «Школа №1302» г. Москвы, где мы уже на протяжении многих лет предоставляем обучающимся возможность попробовать свои силы в такого рода экзамене сначала у нас в школе, т.к. переводная аттестация в начальной школе строится на формате международного экзамена Movers. Ранее, когда УМК по английскому языку не интегрировали передовые идеи и инновационные технологии международной практики преподавания английского языка, обучение по этим курсам в нашей школе проходило в форме дополнительного (внеурочного) образования. Сейчас, когда у нас есть возможность использовать в своей работе УМК «Звёздный английский» для начальной школы и электронный портал “City Stars”, которые интегрируют международные и Российские педагогические традиции, и тенденции в соответствии с Законом об образовании в РФ, подготовка обучающихся к международным интеллектуальным испытаниям проводится в основном на уроках. Ресурсы «Звёздного английского» позволяют достигать метапредметных результатов образовательного курса и формировать у учащихся универсальные учебные действия личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного типа, используя учебно-исследовательские технологии проектной деятельности, предусмотренные уже в самом учебнике. Предметные результаты достигаются благодаря аутентичному языку учебника, балансом развивающихся устно-речевых умений, творческого письма, смыслового чтения и активного слушания. Учебно-методический комплект «Звёздный английский» содержит широчайшие возможности для подготовки обучающихся к Cambridge English Exams: Young Learners, не требуя отдельной, дополнительной подготовки.
Хочется отметить, что подготовка к сдаче кембриджских экзаменов у нас в школе является сильнейшим способом мотивации учащихся к овладению английским языком. Очевидным также становится то, что обучающие, посещающие курсы дополнительного образования по подготовке к экзаменам с первого класса, показывают результаты обученности гораздо выше своих одноклассников. Представляя мощный инструмент для ориентации на коммуникативный подход в обучении, подготовка к кембриджским экзаменам позволяет с самого начала обучать говорению, практическому общению в ситуациях, которые действительно нужны нашим детям. С точки зрения ребенка, кембриджский экзамен – увлекательная игра, которая дает возможность проверить и поверить в свои возможности. Игровая форма, яркие, цветные картинки, вполне посильные задания, вместе с погружением в язык, с большим количеством материала для слушания делают опыт сдачи YLE ярким незабываемым приключением. С точки зрения родителей, кембриджский экзамен — объективная оценка «успешности» ребенка в овладении английским языком, ведь этот уровень оценивается независимыми экспертами, носителями языка. Важно также для ребенка и родителя то, что каждый ребенок, принявший участие в экзаменах, получает сертификат. Следовательно, каждый ребенок сдает YLE успешно, вдохновляя детей на дальнейшие «подвиги».
С точки зрения учителя, подготовка и сдача кембриджских экзаменов, позволяет в свободной, игровой форме оценить не отдельно взятую грамматику или знание первых двух сотен наиболее частотных слов, а навыки, которые находятся в полном соответствии с Российскими и европейскими требованиями изучения английского языка. Сами задания разнообразны и, безусловно, требуют владения обширной лексикой и точного использования грамматики, но совершенно не настаивают на знании теории грамматики или основ перевода. Подбор требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, необходимых для сдачи кембриджских экзаменов, делает их близкими к реальной жизни и доступными огромному большинству детей, которым язык нужен как инструмент коммуникации, а не теоретически. Как же мы у себя в школе готовимся к кембриджскому экзамену для начинающих изучать английский язык? Вот только несколько приемов и рекомендаций:
В задании Reading and Writing требуется подобрать слово из данного списка к его определению. На данном этапе важным становится умение понять определение и внимательно скопировать слово, которое уже дано и иллюстрировано картинками. Такие задания позволяют работать над расширением лексического запаса обучающихся, опираясь на объяснение слов, картинки, демонстрацию действий, пользуясь переводом крайне редко. Предъявляя обучающимся лексику в контексте, мы используем не тематический, а алфавитный принцип организации словаря. При этом к слову дается не столько перевод, сколько синоним или антоним, определение на английском языке, и, обязательно, пример использования в предложении.
Говоря о составлении истории в разделе Speaking, эффективно начать с записи глаголов около каждой картинки, пользуясь приемом brainstorm. Если в истории участвуют ключевые слова, которые могут вызвать трудности, их тоже лучше записать. Затем проводится фронтальная работа по составлению истории, предложение за предложением. Потом ученики записывают историю самостоятельно, опираясь на картинки и ключевые слова; при этом ошибки орфографии не являются существенными, отслеживается, насколько логично и понятно воспроизведен сюжет. Для сильных учеников развитием данного упражнения в домашнем задании будет дополнение истории прилагательными и наречиями; слабые ученики готовятся отвечать на вопросы Who? Where? What/do? How/feel? Приемы работы по выстраиванию истории не ограничиваются последовательными ответами на вопросы по каждой из картинок. При подготовке к устной части экзамена целесообразно поставить парты в форме “круглого стола”. В таком случае создается атмосфера беседы и изменяет отношение детей к происходящему, учитывая то, что учитель сидит рядом и становится участником, а не контролирующим элементом урока.
Последняя часть каждого интервью – самая жизненная. Экзаменатор интересуется увлечениями учащихся, их друзьями, впечатлениями от последней поездки или вкусами относительно музыки. Готовя учеников к разговору, мы просим их, отвечая на любой вопрос, проявить внимание к собеседнику и не отделываться односложным ответом “Yes”, а попытаться раскрыть свой ответ, распространить его хотя бы до трех предложений. Полезными упражнениями в таком случае станут выученные ранее диалоги, умение задавать вопросы, чтобы поддержать беседу, а также задания устной речевой направленности на основе слушания, общаться с партнёром, читать и драматизировать иллюстрированные диалоги-комиксы. Замечу, что успех на любых экзаменах определяет именно коммуникативная компетенция, а не только навык выполнения «форматных» экзаменационных заданий.
В заключении хочется отметить, что развитие у детей умений самооценки получаемых ими образовательных результатов, обеспечивают повышенный уровень мотивационной, интеллектуальной и языковой подготовки российских школьников, а также их конкурентоспособность среди сверстников на интеллектуальных состязаниях различного уровня по английскому языку.
Библиография
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897.
- http://cambridgeenglish.org.ru
- https://iyazyki.prosv.ru/2019/02/the-first-international-victories-of-the-star-english/