Использование ИКТ на уроках немецкого языка
Автор: Светлана КОМИНОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Вторник 5 марта 2019На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основных характеристик современного педагога.
Основными направлениями применения мной современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения школьников следующие:
- Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания изучаемого материала.
А привлечение учащихся к созданию презентаций только удваивает эффект приобретения новых знаний.
- Создание тестов, дидактических материалов позволяют разнообразить формы проверки и оценки знаний учащихся. Данные тесты я создаю в программе Power Point, но могут быть использованы с ПО ProСlass.
- Выполнение учащимися творческих работ, исследовательских проектов. В зимнюю сессию учащиеся защищают проекты по выбранным предметам. Это способствует овладению умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
- Использование компьютерных дисков: СD и DVD-ROMов по предмету позволяет сэкономить время, как на уроке, так и при подготовке к нему, разнообразить виды учебной деятельности учащихся. На уроках использую CD к УМК «Горизонты». Аудио и видиозаписи, сделанные носителями языка, позволяют заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух.
- Участие в интернет-конкурсах, конкурсах, проводимых в гимназии, способствует развитию творческих, исследовательских способностей школьников. Вместе с учащимися принимали участие в конкурсе «Наша страна-наше наследие», «Мой урок иностранного языка», проводимым издательством «Просвещение».
- Следующее направление — это работа с интерактивной доской. На протяжении нескольких лет участвовала в конкурсе Panabord мастеров. В гимназии неоднократно выступала с мастер-классом по работе с ИД. Использование ИД позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. На уроках иностранного языка интерактивная доска может применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.
Какие же задания я использую?
При обучении чтению можно использовать такие задания как «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации».
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий».
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».
При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками».
При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно.
Все перечисленные мной виды заданий можно составить самим, либо воспользоваться готовыми материалами на сайте «Профессиональное сообщество учителей». Можно также использовать готовые интерактивные задания и тренажеры.
Что дает применение ИКТ для осуществления образовательного процесса?
Для педагога:
- повышение эффективности учебного процесса;
- поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения;
- методическое обеспечение педагогического процесса;
- мониторинг образовательной деятельности.
Для учащихся:
- повышение интереса к обучению и мотивации к учебной деятельности;
- развитие активности, самостоятельности, творческих способностей;
- знакомство с позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой деятельности;
- приобщение к современным средствам коммуникации.
Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка, можно сделать вывод:
Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка не вызывает сомнения. Традиционные методы и приёмы обучения на уроках иностранного языка имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развиваются творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
Литература:
Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст]/Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. -М.: Просвещение,2011. -190с.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. -М., 2005.
Веб-ресурсы:
Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0