«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Возможности для подготовки к ЕГЭ по английскому языку в старшей школе

Среда 20 марта 2019

200319_11Статья посвящена новым УМК для 10 и 11 классов. Рассматривается система подготовки к ЕГЭ, органично встроенная в образовательный процесс.

Автор: старший преподаватель в ГАУДПО ЛО «ИРО» кабинет иностранных языков

Ключевые слова: Современные УМК, средства подготовки к ЕГЭ, тестовые форматы, адекватные упражнения, психологическая готовность

Настроение:  Всегда готов

Город: Липецк

Приближающийся час Х (2022 год) для введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку накладывает большую ответственность на учителя при подготовке учащихся к экзамену.

В настоящее время выпускается много пособий, которые настойчиво рекомендуются учителям для использования при подготовке к ЕГЭ. Большинство из них состоят из тестов, которые выполняются из урока в урок без обучения, без анализа выполнения заданий.

Но подготовка к ЕГЭ при всей важности не должна превращаться в самоцель, нельзя сводить весь процесс обучения в старшей школе к выполнению заданий в тестовых форматах. Подготовка к сдаче экзамена должна быть органично встроена в образовательный процесс, который в соответствии с требованиями ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), направлен на достижение метапредметных и предметных результатов. Таким образом, на уроках английского языка необходимо формировать достаточный уровень коммуникативной иноязычной компетенции, что важно для успешной социализации и самореализации в современном поликультурном мире; развивать умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях; а наряду с этим развивать экзаменационные умения (exam skills, test-taking skills), готовя к экзамену.

Готовность к сдаче ЕГЭ складывается из достижения необходимого уровня владения иностранным языком, с одной стороны, и психологической готовности и умения выполнять определённые виды тестов, с другой.

В 2018 гг. издательство «Просвещение» выпустило новые учебники для 10 и 11 классов (авторы Кузовлев В.П. и др.). В новых учебниках большое внимание уделяется процессу подготовки к ЕГЭ. Цель данной статьи – показать усовершенствованную систему подготовки к ЕГЭ в этих учебниках.

Авторы предлагают следующие средства подготовки к ЕГЭ, которые можно условно разделить на две группы:

tabl2_200319Специальные средства включают в себя раздел Test Yourself в Учебнике, раздел Exam preparation в Рабочей тетради, а также упражнения, помеченные специальным значком  (подготовка к Единому государственному экзамену) в Учебнике, Рабочей тетради, Книге для чтения.

Раздел Test Yourself в Учебнике и раздел Exam preparation в Рабочей тетради построены в соответствии с разделами ЕГЭ, т.е. в них представлены задания на контроль аудирования, чтения, грамматики и лексики, письма и говорения. В Книге для учителя указано рекомендуемое время для выполнения того или иного раздела. При этом задания на контроль определённого вида речевой деятельности в разделах Test Yourself и Exam preparation представлены в форматах, не дублирующих друг друга (см. таблицу), что позволяет развивать умения выполнять тестовые задания различного вида (test taking skills). (Пример приведён на 2ом и 4ом циклах 10 класса из восьми)

tabl1_200319Наличие двух контрольных работ (Test Yourself в Учебнике и Exam preparation в Рабочей тетради) позволяет учителю в какой-то степени смоделировать экзамен: Ученики могут выполнять тесты по вариантам, или учитель может составить каждому «индивидуальную» контрольную, используя задания двух данных.

Также к специальным средствам, готовящим к ЕГЭ, относятся упражнения, помеченные значком «Готовимся к ЕГЭ», которые также представлены в тестовых форматах. В каждом цикле представлены более 15 таких упражнений (см. таблицу), которые органично включены в ход урока. При этом следует заметить, что это не тестовые задания, контролирующие достижения учащихся, а задания, в которых происходит обучение стратегиям выполнения тестовых заданий разных типов, анализ, рефлексия, отработка микроумений, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Рассмотрим пример упражнения из учебника English 10, цикл 4, урок 3.

2 (2)  200319_3

В упражнении осуществляется проверка понимания текста, которая представлена в тестовом формате множественный выбор, при этом упражнение сопровождается советами- подсказками (tips), которые помогают избежать типичных ошибок, возникающих при выполнении подобного рода заданий.

При формулировке задания учащимся напоминают, что такой тип заданий предполагает полное понимание прочитанного.

В подсказке 2 обращается внимание учащихся на то, что в утверждениях, как правило, используются слова, синонимичные тем, которые использованы в тексте.

Подсказка 4 предостерегает от типичной ошибки выбора ответа, основываясь на том, что в нём присутствуют слова из текста.

Подсказка 7 обращает внимание на необходимость использования языковой догадки (в данном случае по контексту) при чтении текста.

Психологическая готовность к экзамену является одной из важных составляющих успеха на ЕГЭ. Это умение читать инструкцию, рационально использовать ограниченное время, понимать особенности выполнения заданий в разных тестовых форматах, уметь переносить ответы в бланк и т.п. Специальные средства подготовки к ЕГЭ, представленные в УМК English 10, English 11 Кузовлев В.П. и др. издательства «Просвещение», примеры которых мы рассмотрели, направлены на обеспечение такой психологической готовности.

Задача неспециальных средств подготовки к ЕГЭ — обеспечить достаточный уровень коммуникативной иноязычной компетентности. Такими средствами являются упражнения в Учебнике, Рабочей тетради, Книге для чтения, предназначенные для обучения всем четырём видам речевой деятельности, в которых особое внимание уделяется овладению языковым материалом, вызывающим наибольшую сложность на ЕГЭ (видо-временные формы, словообразование, сочетание лексических единиц, средства логической связи и др.); а также упражнения, при выполнении которых развиваются метапредметные умения, владение которыми помогает хорошо выполнять задания ЕГЭ. В частности, это следующие регулятивные умения: контролировать и корректировать деятельность, владеть навыками познавательной рефлексии; познавательные умения: поиск и выделение нужной информации, прогнозировать содержание текста по заголовку, осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; коммуникативные: планировать свое речевое поведение, взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли и т.д.

В качестве примера неспециальных (обучающих) средств подготовки к ЕГЭ рассмотрим упражнения из учебника English 10, цикл 4, урок 1.

200319_4

200319_5В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить следующее упражнение в Рабочей тетради.

200319_6Данный комплекс упражнений направлен на формирование лексических навыков. Лексико-грамматический раздел ЕГЭ традиционно является одним из самых трудных для учащихся. В упражнении 1.4) задействованы однокоренные слова новых лексических единиц (представленных в упражнении 1.1)), что работает на предотвращение типичных ошибок при выполнении раздела «Лексика-грамматика» — неправильное использование словообразовательных элементов, образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи. При этом также идёт работа над следующими компенсаторными умениями, владение которыми помогает справиться с экзаменационными заданиями: понимать перефразированные высказывания (упр. 1.4)), использовать перифраз, учитывая правила лексической сочетаемости (упр.1.5) и упр.1 из Рабочей тетради). Расширяется диапазон использования лексических единиц, что необходимо для выполнения заданий типа С, которые являются самыми сложными для учащихся из-за необходимости проявлять творчество в ходе их выполнения. Типичной ошибкой при написании задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения – самое трудное задание на ЕГЭ) с точки зрения использования языковых средств является использование однообразной лексики (неумение использовать синонимичные выражения, неумение использовать производные от слова при перифразе). Приведённые в качестве примера упражнения расширяют лексический запас учащихся, что позволяет успешнее справиться с заданием.

Такие упражнения также вносят свой латентный вклад в развитие экзаменационных умений. Например, для выполнения задания на распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» учащиеся должны владеть навыками лексической сочетаемости. В ходе выполнение задания 1.4) учитель обращает внимание учащихся на сочетаемость лексических единиц в зависимости от формы: в тексте (1.1)) «freedom of choice», в упражнении (1.4))«are free to choose», в тексте «no distinction between», в упражнении «are not distinct from each other».

Таким образом, комплекс упражнений, заложенный в учебниках English 10, English 11 Кузовлев В.П. и др., издательство «Просвещение», обеспечивает достижение как предметных результатов (определённых умений в четырёх видах речевой деятельности), так и метапредметных, в том числе экзаменационных умений.

А все средства в совокупности (специальные и неспециальные) позволяют учителю, используя данный УМК, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.