«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Ушла методическая эпоха …

Среда 6 марта 2019

06031921 февраля 2019 года российская наука понесла невосполнимую утрату: на 89-м году жизни скончался выдающийся российский методист, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы, официально признанный основоположник коммуникативной технологии иноязычного образования, приоритетной для России теории иноязычного образования, основатель Липецкой методической школы, почетный профессор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова и Минского государственного лингвистического университета  Ефим Израилевич Пассов. Ушёл из жизни большой мудрый Человек: Ученый, Учитель, Лектор, Руководитель, Автор учебников и научных трудов, Журналист, Драматург, Поэт, Музыкант, Бард – удивительно многогранная Личность.

Вся жизнь Е.И. Пассова связана с народным образованием. В 1953 году Е.И. Пассов с отличием окончил Минский государственный лингвистический университет и до 1957 года работал учителем немецкого языка в средней школе №15 г. Витебска. С 1957 по 1963 год – старший преподаватель немецкого языка Витебского государственного педагогического института. В 1958-1960 годах — заведующий кафедрой иностранных языков филологического факультета ВГПИ. В 1965 году Пассов окончил двухгодичные Высшие педагогические курсы при Ленинградском университете. С 1966 по 1970 год Ефим Израилевич возглавлял кафедру методики обучения иностранным языкам Горьковского педагогического института иностранных языков. С 1971 г. плодотворно работал в г.Липецке, который стал для него родным: Пассов Е.И. — Кавалер почетного знака «За заслуги перед г.Липецком», награжден юбилейной медалью «Во славу Липецкой области».

Е.И.Пассов всегда был первопроходцем: в 1979 году создал и возглавил кафедру методики обучения иностранным языкам, которая впоследствии стала первой в России кафедрой профессиональной подготовки учителя, а затем — Лабораторию учебников, где вместе со своими соратниками работал над созданием принципиально новой учебной литературы.

Ефим Израилевич был удивительно современным человеком во всем – во взглядах, во вкусах, в суждениях, в отношении ко всему новому, причем, будучи современным, он жил не в русле общепризнанного, массового, модного, а всегда шёл своим путем, по-своему воспринимая Время. В 1990 году, когда страна погружалась в хаос, Е.И. Пассов основал и возглавил Межвузовский центр коммуникативного обучения иноязычной культуре (впоследствии – Российский центр иноязычного образования), аналогов которому не было и пока нет в Европе. Благодаря высокому профессионализму, неиссякаемой энергии и умению находить единомышленников, за годы работы Центра авторскими коллективами  под руководством и при непосредственном участии Е.И. Пассова было написано более 100 действующих и ныне учебно-методических комплексов по английскому, немецкому, французскому и  русскому языкам.

В 1994 году, в самый разгар «лихих» 90-х, в Липецком государственном педагогическом институте Е.И.Пассов создал необычный факультет  — факультет иноязычной культуры — на основе своей концепции профессиональной подготовки, в центре которой стояла «ее величество Культура» — культура иноязычного общения, профессиональная, лингвистическая, филологическая, музыкальная, физическая, лингвострановедческая, краеведческая и др. Нестандартные формы организации учебного процесса, творчество влюбленных в свое дело преподавателей, которых собрал на этом факультете Ефим Израилевич, атмосфера познания и открытий, встречи и занятия с выдающимися учеными (по приглашению Е.И.Пассова приезжали и работали со студентами и сотрудниками Ведель Г.Е. Вререщагина И.Н. Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Китайгородская Г.А., Рогова Г.Р., Сафронова В.В., Соловова Е.Н., Старков А.П., и др.) и – главное – мудрость, железная воля, твердая рука и большое сердце руководителя дали свои плоды: до сих пор более семидесяти процентов выпускников факультета не ушли из педагогики, а более трети — стали кандидатами наук.

Ефим Израилевич тесно и плодотворно сотрудничал с издательством «Просвещение». В советское время он в соавторстве с И.Л. Бим разрабатывал учебники немецкого языка для старшей школы. Его первая книга «Беседы об уроке иностранного языка», выпущенная в 1969 году стала настоящим методическим бестселлером, настольной книгой нескольких поколений учителей ИЯ.

И сегодня широко востребованы пособия для учителей иностранного языка, выпущенные в издательстве в разные годы: «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» (1985, 1991), «Концепция обучения иноязычной культуре в средней школе» (1993), «Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: развитие индивидуальности в диалоге культур» (2000). На основе данной концепции была создана линия УМК “English 2-11” (авторов В.П. Кузовлева и др.).

Удивляло разнообразие деятельности Е.И. Пассова, его высочайшая работоспособность: он публиковал статьи, участвовал в региональных, российских и международных конференциях, конгрессах учителей иностранного языка, русистов, постоянно проводил методические семинары, консультировал учителей и преподавателей вузов по проблемам методики. В последние годы Ефим Израилевич являлся членом двух диссертационных советов, профессором кафедры иностранных языков ЕГУ им. И.А. Бунина, профессором кафедры гуманитарных дисциплин ГАУДПО ЛО «Институт развития образования, был  советником генерального директора по науке НОУ НТ Центр гуманитарного образования “Lingua”, г. Сургут. Руководил научной работой методической школы «Интерлингва» (г. Воронеж).С учителями Сургута и Воронежа он вел еженедельные On-line -семинары по технологии иноязычного образования.  Проводил видеолекции, организованные редакцией электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» совместно с издательством «Просвещение», проводил семинары и лекции в режиме On-line с Курском, Владимиром, Минском, Братиславой и др. Долгие годы Пассов Е.И. являлся научным руководителем федеральной линии УМК по английскому языку (ведущий автор – проф. В.П. Кузовлев, издательство «Просвещение»), был основателем и главным редактором журнала «Коммуникативная методика».

Область научных интересов Е.И.Пассова была чрезвычайно широка, но главной его любовью и заботой была Методика, которая, по выражению ученого, «создает, сохраняет и развивает генетический код образования»: методология методики, методика как наука, проблемы целей и содержания иноязычного образования, отбора и организации материала, системы упражнений, навыков и умений, ситуативности, урока ИЯ, профессиональной подготовки учителя, терминосистемы, технологии диалога культур, проблемы смежных с методикой наук – физиологии, психологии, семиотики, культурологии и проч.

«Связующим звеном между мыслью и делом всегда является слово, и не простое слово, а значимое», — написал Е.И.Пассов в докладе, который он должен был бы прочитать на Конгрессе МАПРЯЛ летом 2019 года. Этим значимым словом ученый владел в совершенстве: более 120 научных трудов Е.И.Пассова, широко известных в России и за рубежом, давно стали настольными книгами для методистов и учителей иностранных языков. Ни одна методическая публикация  не обходится без ссылки на книги и статьи Ефима Израилевича. Широко известны такие его работы, как «Урок иностранного языка в средней школе, «Коммуникативные метод обучения иноязычному говорению», «Основы коммуникативной методики», «Концепция коммуникативного иноязычного образования»», «Терминосистема методики, или как мы говорим и пишем» и многие другие. «Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея», «Мутагенез методики: как спасти науку» и др. Не каждый ученый может гордиться таким вкладом в науку.

Возраст не был Е.И. Пассову помехой: не иссякали идеи, не снижалась работоспособность, не пропадала творческая энергия. В 2010 – 2018 г.г. вышли в свет 9 томов серии «Методика как наука» — «Методика как теория и технология иноязычного образования» (2010) «Эмпирические методы исследования» (2010), «Теоретические методы исследования» (2011) «Аналитика как условие развития методической науки» (2011), «Цель и содержание иноязычного образования» (2013), «Принципы иноязычного образования» (2013), «Прием как единица теории и технологии» (2014) и др., — которые не только подвели итог многолетним теоретико-прикладным исследованиям ученого, но и поразили новизной идей, неординарностью и смелостью решения многих актуальных проблем. Свои размышления о статусе, состоянии и путях развития образования в нашей стране он изложил в одной из последних – глубоких, емких, выстраданных — работ Пассова-гражданина — «Концепции Российского образования».

Атмосфера, в которой комфортно работалось Ефиму Израилевичу, — атмосфера творчества Он мастерски создавал ее вокруг себя, поэтому лекции и семинары Ефима Израилевича для всех его учеников и коллег – были настоящим праздником. Увлечённость, ум, эрудиция, самоирония, артистичность, доброжелательность, требовательность, умение вести беседу, интеллигентность, воспитанность, сдержанность, корректность, отличное знание нескольких языков, прекрасное владение аудиторией – вот главные характеристики Ефима Израилевича как педагога. Услышав однажды его выступление, невозможно было остаться равнодушным к тому, что и как он говорит, не поверить ему и не пойти за ним.

Ефим Израилевич Пассов состоялся и как художник – поэт и композитор.  Он всегда владел аккордеоном и гитарой, а в 80 лет освоил синтезатор. За последние годы им написано много новых стихов и песен, которые вошли в сборники «Музыка моей души» и «Поэзия моего сердца». Это стихи и песни удивительного молодого человека, который не растерял на долгом жизненном пути способность удивляться, любить жизнь молодо, безоглядно, когда захлестывает «чувств девятый вал», человека, который до конца сохранил умение радоваться, огорчаться, отчаиваться и вновь обретать надежду.

Ефим Израилевич считал, что его главное призвание и звание – Учитель. Так же считают и его многочисленные ученики – более 50 кандидатов и 10 докторов наук, чьи диссертации были защищены под его руководством и при его помощи; сотни учителей школ и преподавателей вузов, которые учились профессии у него на семинарах, и консультациях; тысячи учеников школ и студентов, которые имели счастье слушать лекции Ефима Израилевича, спорить с ним, проходить под его руководством педагогическую практику, учиться у него преданности профессии, искренней  — не показной — любви к Родине.

Ефим Израилевич был молод душой, полон планов, замыслов, новых методических идей, стихов, мелодий… Таким мы его и запомним.

Родные, друзья, коллеги, ученики

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.