Средства достижения метапредметных результатов в линии УМК «Английский язык» авторов. В.П Кузовлев и др.
Автор: Елена КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Суббота 23 марта 2019Статья посвящена обзору некоторых средства достижения метапредметных результатов на уроках английского языка.
Автор: автор линии УМК «Английский язык» для 2-11 классов
Ключевые слова: современные УМК, средства достижения метапредметных результатов, универсальные учебные действия, Кузовлев, развитие способностей, достижение образовательных результатов
Настроение: оптимистическое, конструктивное, позитивное
Город: Липецк
В настоящее время достижение метапредметных результатов стало ключевой целью образовательного процесса. Уровень сформированности метапредметных результатов влияет и на уровень достижения других образовательных результатов. Поэтому очень важно выбрать такой учебник, в котором средства развития УУД включены в процесс обучения. Таким УМК является наш УМК «Английский язык для 2-11 классов», написанный авторским коллективом под руководством В.П. Кузовлева, построенный на концепции Коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной Е.И. Пассовым, в которой одним из аспектов обучения, является развивающий аспект. Именно он отвечает за формирование положительного отношения к учебному предмету и мотивации к изучению ИЯ, развитие языковых и речемыслительных способностей, психических функций и процессов, развитие универсальных учебных действий и специальных учебных умений.
Упражнения УМК построены так, что новый материал проходит через все виды речевой деятельности, таким образом, у детей в процессе обучения задействованы все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный и моторно-двигательный) и усвоение материала происходит намного быстрее и прочнее. Посмотрите на примеры таких упражнений из учебников 2 и 8 классов., где ученики слышат, читают предложения (тексты) записывают слова, и устно отвечают на вопросы.
Рабочая тетрадь 2 класс, урок 14
Учебник 8 класс, Цикл 4, урок 5.
Рабочая тетрадь 2 класс, уроки 3-4
В УМК, особенно на начальном этапе обучения, большое внимание уделяется развитию языковых способностей, таких как звуковая и зрительная дифференциация, смысловая и структурная антиципация, способность к имитации, догадке, способность к выведению правил. Развитие этих способностей тесно связано с развитием познавательных способностей учащихся. Например, в процессе работы над новыми звуками, развивая способность к зрительной и слуховой дифференциации, учащимся предлагается прослушать и прочитать пары слов, которые отличаются одним звуком, и подчеркнуть эти звуки. Ученики слышат пару слов house и mouse и видят картинки с изображением дома и мышки. Чтобы выполнить задание ученики должны проанализировать каждую пару слов и сделать вывод о том, какой звук отличает одно слово от другого, соотнести каждое слово с картинкой. Выполняя упражнение, ученики осознают смыслоразличительную функцию звуков и у них развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Фонематический слух является необходимым условием успешного обучения чтению и письму не только на иностранном языке, но и на родном.
Еще одно метапредметное умение, которому уделяется большое внимание в УМК, это смысловое чтение. Ученики учатся не только читать с использованием трех стратегий чтения, но и глубоко проникать в смысл отрывков из различных произведений, понимать не только эксплицитно выраженную информацию, но и то, что скрыто между строк (имплицитную информацию).
Неоценимую помощь в овладении всеми умениями читать, от овладения правилами чтения до понимания замысла автора, оказывают Книги для чтения, материал которых соотносится по тематике, лексике и грамматике с тем материалом, который изучается в соответствующем цикле уроков.
Вот примеры некоторых упражнений:
Книга для чтения 8 класс, Цикл 3, упр 6.3)
Книга для чтения 9 класс, Цикл 3, упр 4.3)
Книга для чтения 9 класс, Цикл 5, упр 2.3)
Используя Книги для чтения, можно не беспокоиться о том, как ученики будут выполнять Всероссийские проверочные работы, проходить различные тестирования и сдавать экзамены. Они успешно справятся с ними.
Для достижения метапредметных результатов образовательных программ очень важно, чтобы на уроке учащиеся выполняли не языковые задания, подобные «Повторите вслед за диктором», «Переведите текст» или «Вставьте глагол в правильной форме», а речевые упражнения, в которых ученики преследуют какую-либо коммуникативную цель. В наших УМК учащиеся решают различные речемыслительные задачи. В процессе выполнения упражнений, им становится понятно, для чего нужна та или иная грамматическая форма, как новые знания пригодятся им в будущем. Задания УМК направлены на развитие критического мышления, воображения и творческих способностей учащихся.
Учебник 9 класс, Цикл 1, урок 7.
Учебник 8 класс, Цикл 5, урок 2.
Учащиеся имеют возможность самостоятельно оценить уровень достижения образовательных результатов. Для этого в Рабочей тетради есть раздел Self-Assessment, который представляет собой своего рода опросный лист, по тем предметным и метапредметным умениям, над которыми велась работа в каждом цикле урока. Заполнение этого раздела, анализ полученных результатов позволяет определить слабые стороны каждого ученика, определить образовательные цели и скорректировать процесс обучения.
Ещё одна особенность нашего УМК — это наличие электронных приложений для 2 и 3 классов, которые дополняют и расширяют материал учебников. В них содержатся анимированные презентации грамматических правил и правил для чтения, лингвострановедческий словарь и раздел «Это интересно», слайд шоу страноведческого содержания и многое другое. И конечно же упражнения. Это практические работы, тренажеры и контрольные упражнения. Работа с электронными приложениями способствует формированию познавательного интереса, развитию лингвистического кругозора, развитию самостоятельности в процессе обучения английскому языку и, конечно, развитию ИКТ компетенции. Скачать приложения можно на сайте издательства «Просвещение», в разделе Каталог. Нужно выбрать ссылку Английский язык. 2 или 3 класс. Аудиокурс к учебнику, входящему в действующий Федеральный перечень. Как видно из названия, приложение включает в себя и аудиокурс к учебнику.
Несмотря на то, что УМК для начальной школы не вошли в новый федеральный перечень, в соответствии с п. 4 Приказа №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников…»: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течении трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253…».
С целью сохранения преемственности в образовательном процессе учебники будут выпускаться издательством «Просвещение» в статусе «учебные пособия». В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» учебные пособия могут приобретаться за счет бюджетных средств (статьи 8, 18, 28 и 35)
В данной статье рассмотрены лишь некоторые средства достижения метапредметных результатов.