Актуальные вопросы культурного самоопределения учителя английского языка в пространстве системы повышения квалификации: зачем учителю нужны УМК?
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Четверг 14 марта 2019В данной презентации речь идет об актуализации вопросов научно-методического и учебно-методического курсового/послекурсового сопровождения/поддержки учителя английского языка в рамках сотрудничества кафедры гуманитарного образования, стажировочных площадок Новосибирска и авторских коллективов УМК изд-ва Просвещение. Целевая установка видится автору в показе возможностей системного сотрудничества кафедры, авторских коллективов учебно-методических комплексов, отечественного издательства «Просвещение» и их зарубежных партнеров во имя повышения эффективности профессионального педагогического образования в целом, и дополнительного, в частности.
Ключевые слова: постдипломное профессиональное образование, культурное самоопределение учителя, критерии выбора учебника, УМК «Сферы», профессиональная среда для гармоничного взаимодействия участников образования
Настроение: перспективное
Город: Новосибирск
TOPICAL ISSUES OF CULTURAL SELF-DETERMINATION of TEACHER of ENGLISH IN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT: why does a teacher need teaching materials?
Abstract. In this presentation we are talking about the actualization of scientific-methodical and educational-methodical course / post-course support / support of the English teacher in the framework of cooperation of the Department of humanitarian education, training sites of Novosibirsk and author teams of UMK publishing house education. The target setting is seen by the author in showing the possibilities of systematic cooperation of the Department, the author’s teams of educational and methodical complexes, the domestic publishing house «Enlightenment» and their foreign partners in the name of improving the efficiency of professional pedagogical education in General, and additional, in particular.
Key-words: post-graduate professional education, cultural self-determination of a teacher, the criteria for choosing a textbook, UMK «Spheres», professional environment for the harmonious interaction of the participants of educational process.
Методика есть наука, которая создает,
охраняет и развивает генетический код образования.
Ефим Израилевич Пассов (2015)
Проблемное поле исследования. Поводом к презентации авторских материалов о перспективах эффективного овладения иноязычной культурой послужили некоторые выводы, критические и не очень, о необходимости проведения дальнейших исследований профессионального роста учителя в аспекте культурного самоопределения личности в пространстве дополнительного педагогического образования при поддержке различных издательств, в частности, «Просвещения» на предмет освоения педагогом современных учебно-методических изданий. Целевая установка такого сотрудничества — совершенствование профессиональной культуры педагогов в контексте современных образовательных ценностей, в частности, развитие концептосферы индивидуального языка учителя в области методики преподавания иностранных языков.
На рубеже 1990-2000-х годов социально значимой концептуальной инновацией стало существенное расширение понятия «образование». Сегодня под образованием понимается все, что нацелено на изменение установок и моделей поведения, а также действий людей путем формирования и развития у них новых навыков, умений, алгоритмов в целях непрерывного личностного самосовершенствования человека [1].
За последние двадцать пять лет (с 1993 года по настоящее время) в нашем регионе принципиально изменился статус института системы повышения квалификации и переподготовки учителя иностранного языка в современном социокультурном пространстве. Изменения коснулись и самого подхода к формированию, разработке и реализации корпуса дополнительных профессиональных образовательных программ. Личностно-деятельностный, коммуникативно-дискурсивный и рефлективный подходы становятся базовой методологией искомой системы во имя культурной самореализации современного педагога.
Наряду с образовательными услугами в системе традиционного «формального образования», с последующей системой контроля образовательных результатов и получением специального документа, свидетельства о втором высшем образовании или документа о повышении квалификации или переподготовки, непрерывно происходит немало изменений организационного порядка в рамках «неформального обучения», бытующего в глобальном гуманитарном универсуме.
Длительные и краткосрочные проблемные курсы – на — выбор (раз в три года), тематические индивидуальные консультации и стажировки, дистанционные модули и некоторые другие формы имеют место быть на постоянной и системной основе в системе непрерывного профессионального образования педагога. В частности, кафедрой гуманитарного образования проводятся ежегодные однодневные семинары совместно с издательством «Просвещение» в городских округах Новосибирска и Новосибирской области.
На постоянной основе организуются ежемесячные семинары на базе передовых школ города и области, с которыми у кафедры подписаны долгосрочные договоры о сотрудничестве. О результатах совместной деятельности неоднократно заявляла автор данной статьи и педагоги стажировочных площадок в нашем профессиональном журнале «Иностранные языки».
После тематических семинаров учитель получает свидетельство и раздаточный дидактический материал в профессиональный портфолио. Педагогам предлагается провести критический анализ увиденного и услышанного, а также отрефлексировать собственный опыт работы на курсах и на своих практических занятиях в школе.
В подтверждение сказанного познакомьтесь с несколько наиболее перспективными отзывами учителей о практике участия в системе дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации. Все тексты даются в авторской редакции слушателей курсов по программе «Реализация ФГОС ООО: коммуникативные аспекты создания инновационной образовательной среды».
- «Особенно хочется отметить работу на данных курсах с отечественными УМК по английскому языку, например, «Сферы» 4 класс. Учебник СФЕРЫ для обучения детей 4 класса очень позитивный, построен в увлекательной манере, много игровых моментов и песенок, что вносит оживление в процесс обучения. Начинается, как и положено, с процесса повторения лексики и грамматики прошлого года обучения. Упражнения даны в виде игры: раздели слова в рамочке на группы; далее чуть сложнее: составь с ними предложения (картинки в помощь) или опиши иллюстрацию. Такое задание по плечу как слабым ученикам (просто придумать предложения), так и сильным (используй конструкции There is\ are). (учитель высшей категории В. Елена Алексеевна, МБОУ Гимназия 1, Новосибирск, Россия).
- «Предыдущие курсы я проходила в НИКПиПРО в 2012 году и, посетив данные курсы повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС ОО: коммуникативные аспекты создания инновационной образовательной среды», я отметила позитивные изменения и огромную разницу. Изменился формат проведения занятий – очно-дистанционный, что очень удобно и позволяет самостоятельно выбрать время занятий и подготовки. Огромное удовольствие доставило посещение городских школ, знакомство с реальными учебными процессами. Учителя школ показали замечательную работу с учащимися, способы подачи и закрепления учебного материала, возможности использования данных технологий и во внеурочной деятельности. Позитивное отношение, доброжелательность и готовность помочь в работе – качества, которые можно отметить у всех учителей, приглашавших нас на свои уроки. С уважением, Т.Г. Аносова.
- «Работу с УМК следует отметить особо: Учебник СФЕРЫ для обучения детей в начальной школе очень позитивный, построен в увлекательной манере, много игровых моментов и песенок, что вносит оживление в процесс обучения. Начинается, как и положено, с процесса повторения лексики и грамматики прошлого года обучения. Упражнения даны в виде развивающих игр. С удовольствием прочла статью нашего научного куратора, профессора Буланкиной Н.Е. о развивающих заданиях и применила для отслеживания данной системы в УМК 2 и 3 классов. Очень полезной оказалась статья Елены Смирновой в журнале от 20 февраля 2019 года, в которой подробно была раскрыта философия УМК для начальной школы как залога успешности школьников» (учитель высшей категории, Светлана Владимировна С.).
- «С 14.01.2019 по 02.02.2019 я являлась слушателем курсов повышения квалификации для учителей английского языка по программе «Реализация ФГОС ОО: коммуникативные аспекты создания инновационной образовательной среды». Для меня ценность данных курсов вдвойне велика. Английский язык является моим вторым иностранным языком после немецкого, совсем недавно я прошла профессиональную переподготовку на базе НИПКиПРО, поэтому понимаю, сколько еще нужно работать над собой, чтобы соответствовать образу истинного профессионала в области английского языка. Хочется выразить огромную благодарность сотрудникам кафедры гуманитарного образования за данную возможность самосовершенствования. Отдельное спасибо Надежде Ефимовне за рождение впечатляющих событий, которыми стали визиты в областную библиотеку, МБОУ СОШ № 137, ЧОУ «София», МБОУ Экономический Лицей. Профессионализм, мастерство, креативность и энтузиазм коллег вышеуказанных образовательных организаций заряжают положительными импульсами, позволяют оценить собственную систему работы и двигаться дальше в нужном русле. В целом, данные курсы — это глоток свежего воздуха, возможность пополнить свою методическую копилку новыми и http://www.tilt.tcи идеями, почерпнуть вдохновение на дальнейшую работу с учениками, получить наслаждение от общения с коллегами-единомышленниками.
Интерес представляет работа по экспертизе УМК «Сферы». Полезной считаю эту работу, так как оказывается помощь в отборе УМК согласно критериям экспертной оценки учебников для начальной школы. Технология развивающих заданий позволяет отследить систему развивающего обучения и воспитания на уроке в данном УМК. Много в пособиях игровых развивающих моментов, наглядности — картинки, музыки – песни, которые облегчают и помогают изучать язык в начальной школе (слушатель курсов ПК, учитель иностранного языка Инна Викторовна К., 31.01.2019)».
- «С 14 января 2019 года я являюсь слушателем курсов, предлагаемых кафедрой гуманитарного образования. Я прослушала курс лекций. Мы обсуждали, тщательно прорабатывали каждую изучаемую тему, смотрели видеоматериалы, знакомились с опытом работы учителей МБОУ СОШ №137, школы «София», Экономического лицея. Посещение мастер – классов и открытых уроков имело огромное практическое значение для моей педагогической деятельности. Эти мастер – классы дали мне пищу для размышления, возможность сравнить себя и свои уроки с предложенными уроками педагогов вышеуказанных школ. Огромное спасибо всем за доброжелательное отношение, высокий профессионализм и за желание делиться своими знаниями с другими. Интересными оказались занятия, где мы анализировали УМК «Сферы». Очень впечатляющей оказалась работа по выбору критериев экспертной оценке учебников для начальной школы. Технология развивающих заданий позволяет отследить систему развивающего обучения и воспитания на уроке в данном УМК. Много в пособиях игровых развивающих моментов, наглядности — картинки, музыки – песни, которые облегчают и помогают изучать язык в начальной школе» (Отзыв Л.С.В. на курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС ОО: коммуникативные аспекты создания инновационной образовательной среды»)
Методологический контекст исследования. «Размышляя об образовании и о цивилизации и культуре как источниках содержания», Е.И. Пассов убеждает нас в том, что «именно факты культуры становятся для человека ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, а значит, и духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека» [6, С. 382].
Вот такое перспективное и оптимистичное напутствие оставляет нам один из величайших личностей столетия, ведущий методист в области преподавания иностранных языков в российской школе, профессор Ефим Израилевич Пассов, основатель методической школы коммуникативного метода освоения иноязычной культурой в системе гуманитарного образования [7].
Методическая составляющая современной отечественной учебно-методической литературы, направленная на решение задач повышения качества и эффективности современного иноязычного образования в российских школах, априори предполагает использование принципиально новых подходов к формированию содержания и технологий обучения-воспитания-развития российских школьников в пространстве социально значимых культурных событий (И.Л.Бим, Е.И. Пассов, Ковалевская Е.В., Ю.А.Комарова, В.В. Копылова, Р.П.Мильруд, Е.Н.Соловова, В.Н.Карташова, В.П.Кузовлев и многие другие).
В частности, это касается вопросов культивирования в учебном процессе коммуникативно-деятельностных технологий, речетворческих и речемыслительных развивающих заданий, целевая установка которых развитие интеллектуальной компоненты полиязыковой личности и языковой индивидуальности каждого человека. В этом пространстве программы «Иностранные языки» призваны занимать не последнее место. Развивающий потенциал языков хорошо известен каждому педагогу.
Общекультурные ресурсы иноязычного образования также системно обновляются с помощью разнообразных технологий презентации культурного и кросс-культурного, событийно-содержательного и организационно-методического компонентов учебно-воспитательного процесса. Это и видео, и интернет-ресурсы, и дополнительные дидактические материалы, которые меняют позиционные роли непосредственных участников образовательного процесса, способствуя гармонизации взаимодействия с опорой на концептуальные основы преподавания иностранных языков, находящие отражение в системно обновляющихся учебных изданиях «Еnglish» (авторы В.П.Кузовлев и др.), «Spotlight» (авторы Баранова К.М., Копылова В.В., Дж. Дули и др.), «Starlight» (авторы Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс и др.), а также в новых линиях учебно-методических (2017) комплексов отечественного издательства «Просвещение» «Сферы» (авторы А.А.Алексеев, Е.Ю.Смирнова и др.) [8].
В связи с изложенным выше нам импонирует точка зрения профессора Мильруда Р.П., согласно которой язык следует рассматривать «как знаковое воплощение коллективной памяти носителей культуры и служит социальным символом» [5, С.127], добавляя следующее утверждение, «языковое поведение столь же обусловлено культурой, как и система «неязыковых поступков». Языковое поведение «продолжает культуру» по аналогии с неязыковым, и обе формы поведения, пересекаясь, являются, по сути, неразделимыми [Senft, 2009].
Культурно наполненный языковой знак, как и «обычный» знак языка, имеет форму и содержание, однако он соотносится не просто с объектами и процессами окружающего мира, а с явлениями культуры, значимыми в социуме. Речь идет о культурной семиосфере (по Ю. Лотману): языковые знаки столь же символичны в культурном отношении, как и неязыковые средства выражения культуры. При этом если декодирование семантики языковых знаков хотя бы частично формализовано с помощью словарей и тезаурусов, то культурные импликации языка пока еще представлены разрозненно.
Работа с культурным кодом представляет собой расшифровку закодированной информации». С одной стороны, культурная семиотика гетерогенна: символы принадлежат единому культурному пространству. Вместе с тем, она асимметрична: разные аспекты одной культуры находят выражение в знаках, с разной степенью определенности и полноты. Культурное пространство имеет свои границы, которые отличаются проницаемостью, условностью и абстрактной относительностью, что делает невозможным указание на окончание «одной культуры» и начало «другой». В то же время культуры познаются в противопоставлении, однако известно немало случаев, когда символы одной культуры столь же успешно принадлежат и другой культуре» (по Ю.Лотман, 1999) [5, С.127-129].
Программное поле исследования. Принципы, обозначенные уважаемыми учеными, овладения общей и иноязычной культурой в системе высшего педагогического образования, несомненно, расширят границы исследования индивидуального профессионального роста учителя.
«Важность исследования языковых символов объясняется тем, что культурные значения присущи им так же, как материальным объектам, которые являются предметом внимания этнографов. Подчеркнем, что за языковым знаком как культурным символом скрывается не значение, а культурное содержание», продолжает ученый в своей программной статье [Мильруд Р.П. Символизация культуры в языке. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. Выпуск № 10 / 2012. С. 128-129].
Значимость и приоритетность данного тезиса для системы постдипломного профессионального развития учителя не оспаривается. Данный посыл только еще больше актуализирует вновь проблему культурного самоопределения личности в образовательном пространстве, поставленную еще в конце 90х годов прошлого столетия и подтвержденную средствами технологии КС в начале третьего тысячелетия в (см.: Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва. 2003. – 450с.; Гуманизация полиязыкового образовательного пространства. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Барнаул. 2005. – 430с.).
Перечисленные выше вызовы и послания находят отражение и системно актуализируются на кафедре гуманитарного образования в рамках непрерывной профессиональной поддержки учителя не один год. И, в особенности, по вопросам овладения культурой понимания авторской концепции того или иного отечественного УМК по английскому языку и адекватной ее реализации в соответствии с требованиями реальной школьной практики [1;8-10].
В русле концептуальных позиций относительно символизации культуры в языке как основы овладения иноязычной культурой, а также в контексте авторской теории и практики культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве [Буланкина, 2003, 2005], учебное пространство работы с дидактическим материалом новых учебно-методических комплексов формируется в рамках курсовой и послекурсовой поддержки учителя. Причем развитие речемыслительной деятельности совершается в комплексе с развитием коммуникативной культуры обучающихся, в нашем случае, учителей английского языка.
Результаты исследования данного вида деятельности в контексте профессионального роста учителя иностранного языка свидетельствуют о проблемных лакусах профессионального образования современного учителя. Это, прежде всего, отсутствие навыков системной работы в аспекте осмысления и понимания философии и концептуальных положений авторского учебника, а также слабое владение методической терминологией, непонимание критериев выбора учебного издания и некоторые другие проблемные вопросы, о которых автор данной статьи заявлял ранее [8-10].
Как свидетельствуют результаты проведенного микроисследования (2016-2018 гг.), учитель либо затрудняется методически грамотно ответить на такие вопросы, как то: «На что Вы обращаете внимание, когда просматриваете или выбираете для школьников тот или иной УМК? Что бы вы особенно отметили в используемом УМК по английскому языку? Перечислите отличительные характеристики УМК, по которому Вы сами учились, от используемого Вами сейчас. Перечислите отличительные характеристики УМК «Сферы» от используемого Вами в школьной практике» (из входной анкеты). Либо, что чаще всего имеет место быть, вопросы остаются без ответа (95%).
Заключение. В перспективе приоритетная цель системной работы с учителем видится автору данного опуса в создании культурно-развивающей профессиональной среды для гармоничного взаимодействия непосредственных участников постдипломного непрерывного образования.
Наряду с этим становится необходимым повышение эффективности системной поддержки учителя через тьюторскую функцию преподавателя кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО в послекурсовой период подготовки к реализации требований ФГОС и итоговой аттестации. Особую значимость приобретает системная работа самого учителя в плане формирования навыков и умений по экспертной оценке новых УМК.
Основными образовательными результатами искомой деятельности кафедры в целом становится системная поддержка образовательной организации в аспекте общеметодологической подготовки педагогического коллектива к дальнейшей реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
Формирование методологической и частнодидактической готовности учителя иностранного языка к созданию организационно-педагогических и методических условий на уроке с помощью современных отечественных учебно-методических комплексов, в основании которых, несомненно, высокий ресурсный потенциал их методической составляющей и общекультурного капитала, также является одним из приоритетных направлений в работе кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО [1].
Об этом и пойдет речь в следующей нашей статье, где автором признается, что именно учебно-методические издания в настоящее время способны и фактически формируют личностно-развивающую среду в школьном пространстве с помощью современных, системно обновляющихся линий УМК по иностранным языкам. В частности, пойдет более конкретный информационный материал относительно линии сравнительно новой линии учебно-методических комплексов «Сферы», которые находятся в фокусе внимательного изучения учителей английского языка Новосибирска и Новосибирской области.
Список литературы
- Буланкина Н.Е. Методология современного профессионального образования учителя в контексте теории культурного самоопределения личности / Н.Е. Буланкина // Сибирский учитель. – 2016. – №4 (107). – С. 19–25.
- Линия учебно-методических комплексов «Сферы» по английскому языку. Авторы: А.А.Алексеев, Е.Ю.Смирнова и др. М.: Просвещение: 2017.
- Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам). Москва, МПГИ, 2000.
- Комарова Ю.А. Основы формирования научно-исследовательской компетентности специалистов средствами иностранного языка: Монография – СПб, Изд-во НП «Стратегия будущего», 2008. – 163с.
- Мильруд Р.П. Символизация культуры в языке. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. Выпуск № 10 / 2012. С.127-157.
- Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. – Книга 5. МУП «Типография» г. Елец, 2013. – 452с.
- Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. – СПб.: Златоуст, 2015. – 172с.
- Смирнова Е.Ю. Инновационный УМК «Сферы» для начальной школы – залог успешности обучающихся современной школы. Иностранные языки. Среда 20 февраля 2019 год.
- Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Language Development of a student in a modern day classroom: methodology and practice // Sibirski Uchitel. № 2. – pp. 30-35.
- Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Topical issues of psychological balance of the participants of the polycultural space/Psichologja Obrazovanja v policulturnom prostranstve. #1 (41) — pp. 82-88.
- Bulankina, N.Ye., Shtefani Peter, (2017) Cultural self-determination of a personality in polylingual educational environment: methodology, theory, practical use//Vestnik RUDN: Psychology and pedagogics, #3(14) — pp. 282-289.