Инновации в преподавании иностранного языка в колледже
Автор: Татьяна Геннадьевна | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 10 апреля 2019
Стадия инновационного развития требует от человека быть достаточно компетентным в различных сферах деятельности. Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций» (новшеств) Возникнув в культурной антропологии, этот термин проник в экономику, а затем и в педагогику. Инновации в преподавании иностранного языка осуществляются посредством применения современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов.
Автор:Татьяна Геннадьевна Кутенцина, преподаватель английского языка ГБПОУ ПК имени П.А.Овчинникова
Ключевые слова: инновация, педагогическая технология, личностно-ориентированный подход, метод проектов, интернет, межпредметные связи
Настроение:
Город: Москва
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постуиндустриального или информационного. Естественно возникла потребность в подготовке квалифицированных специалистов обладающих знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
Как показывает опыт, английский язык представляет благодатное поле для формирования и развитие личности человека. При обучении английскому языку развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.
Современные требования в преподавании иностранного языка характеризуются выбором вариантов изучения предмета, что в свою очередь диктует необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения и со спецификой разных типов колледжей. Это касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков.
Будучи языком международного общения, английский язык одновременно приобщает к техническому прогрессу, но и служит средством удовлетворения познавательных интересов. Важно не только расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность студентов, но и должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.
В эпоху развитого технического прогресса уже не поднимается вопрос о простом применении новых информационных технологий в колледже. Важно определить новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и так далее.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и так далее.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора студентов, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и так далее. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся и учителя в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Иногда работа над проектом объединяет несколько предметов и соответственно несколько консультантов в каждой области. Здесь стоит напомнить о межпредметных связях, которые позволяют глубоко интегрировать весь процесс деятельности.
С октября по март 2018 студенты нашего колледжа приняли участие в работе городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе», который проходил на четырех языках (английском, немецком, французском и испанском) и проводился для обучающихся образовательных организаций города Москвы в области экологии, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Организатором фестиваля выступил Городской Методический Центр.
Фестиваль был направлен на развитие познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности детей и молодёжи столичного региона по сохранению и улучшению экологического качества окружающей среды, формированию культуры экологически целесообразного, здорового образа жизни, энерго- и ресурсосбережению.
Одним из тематических направлений Городского экологического фестиваля «Бережём планету вместе» являлся конкурс «Школа за экологию: учись быть ответственным!» (Environment – Learn to Be Responsible!) для изучающих английский язык как первый или второй иностранный язык в образовательных организациях города Москвы.
Наши обучающиеся исследовали экологическую ситуацию в районе ВДНХ северо-восточного административного округа города Москвы. В проектно-исследовательской работе оценивали экологическое состояние воздушной среды города через такой биоиндикатор, как лишайник. В ходе работы обучающиеся рассматривали лихенофлору своей местности и выявляли ее состояние посредством изучения научно-популярной литературы (в том числе и на английском языке), ресурсов Интернета, результатов социологического опроса обучающихся и их родителей. Также использовали метод анализа, сравнения, обобщения, систематизация полученных данных и представили их графическими средствами. В результате работы обучающиеся пришли к выводу, что количество выхлопных газов настолько велико, что в городе трудно найти лишайники даже на деревьях, а не то чтобы на старых заброшенных автомобилях.
В ходе работы обучающиеся стали членами «The British Lichen Society» (Британское лишайниковое сообщество). По средством интернет переписывались с британскими представителями; делились своей информацией и узнавали об их исследованиях.
Успешно пройдя заочный отборочный тур в марте, участники фестиваля из нашего колледжа в количестве 5 человек продемонстрировали результаты своей деятельности на заключительном публичном очном туре 21 апреля 2018 года в Заповедном посольстве парка Зарядье города Москвы. Экспертное жюри оценивало не только актуальность темы и результат полученных исследований, но и владение английским языком, знание необходимой терминологии, умение поддерживать общение и отвечать на вопросы членов жюри.
Наши студенты достойно представили свою работу, получили огромный опыт коммуникативного общения с носителями языка и стали лауреатами фестиваля.
Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Список литературы
- Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Е.С. Полат- М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
- Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
- Семушкина Л.Г., Ярошенко К.Г. содержания и технологии обучения в средних специальных учебных обучениях: Учебные пособия для преподавателей среднего профессионально образования- М.: Изд. «Мастерство» 2001.