«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Скайп-урок как нестандартная форма обучения английскому языку

Вторник 16 апреля 2019

Обложка статьи

 

Целью статьи является анализ применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в обучении английскому языку (ст.16 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). В частности, в статье затрагивается тема проведения Скайп-урока. Возможности программы позволяют эффективно использовать скайп в обучении.

 

Муцаев Иса Рамазанович

 

Автор: Муцаев Иса Рамазанович, старший преподаватель кафедры иностранных языков, ГБУ ДПО Чеченский институт повышения квалификации работников образования

Ключевые слова: Скайп-урок, дистанционные образовательные технологии, онлайн урок, коммуникативный подход, небольшие разговоры

Настроение: ?

Город: Грозный

В основном программа широко применяется различными репетиторами в качестве индивидуальных уроков. Однако процесс обучения широкой аудитории не систематизирован до сих пор, и Муцаевым И.Р. и Гадаевой Л.З. был использован в октябре-ноябре 2015 года на практике в СОШ№64 г. Грозного как пилотный проект для обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

При проведении занятий по английскому языку в классе используется интерактивная доска для демонстрации рабочего стола компьютера преподавателя. Также на уроке может быть представлена презентация PowerPoint, LibreOffice Draw, OpenOffice Draw и т.п. с выводом на интерактивную доску по описанной выше схеме.

Статья носит практико-ориентированный характер и может быть использована преподавателями английского языка в качестве методического пособия при подготовке к урокам с применением ДОТ.

  1. Применение современных средств телекоммуникации в обучении английскому языку

1.1 Что такое скайп?

1.2 Скайп-урок

1.3 Техническое оснащение скайп-урока

  1. Скайп-обучение в средней общеобразовательной школе

2.1 Скайп-обучение

2.2 Содержание скайп-урока

2.3 Структура скайп-урока английского языка

  1. Решение дидактических задач на скайп-уроке

3.1 Осуществление коммуникативного подхода обучения на скайп-уроке

3.2 Рекомендации по организации урока английского языка по Skype

3.3 Здоровьесберегающие технологии на скайп-уроке

 

1 Применение современных средств телекоммуникации в обучении английскому языку

1.1 Что такое скайп?

 

1

 

Благодаря Интернету изучать английский язык стало намного проще и интереснее.

Общение с преподавателем в режиме реального времени, в новой и удобной обстановке – один из самых эффективных способов изучения любого иностранного языка.

Название и платформа скайп-урока взяты из программы Skype. Скайп это программа, которую можно установить бесплатно на ваш компьютер. Скайп –   самый популярный и удобный файлообменник, которым пользуются во всем мире (в 2010 году более 663 млн. пользователей)[1]. Официальный сайт программы – www.skype.com. С помощью скайпа и доступа в Интернет вы можете разговаривать и обмениваться сообщениями с другими людьми, независимо от того, в каком городе и даже стране они находятся.

 

2

 

1.2 Скайп-урок

Скайп-урок – в режиме реального времени с использованием возможностей программы Skype с проекцией рабочего стола компьютера преподавателя на интерактивную доску в аудитории через Интернет.

1.3 Техническое оснащение скайп-урока

Для технической организации скайп-урока необходимы: скоростной Интернет свыше 2 Мбит/с для передачи качественной видеосвязи и 256 Кбит/с – для звука, программа Skype, интерактивная доска с веб камерой, микрофоном и аудиоколонками.

2 Скайп-обучение в средней общеобразовательной школе

2.1. Скайп-обучение

Возможности программы позволяют эффективно использовать скайп в обучении. В основном программа широко применяется репетиторами в качестве индивидуальных уроков. Процесс обучения широкой аудитории не систематизирован до сих пор, и Муцаевым И.Р. и на практике СОШ №64 был использован в октябре-ноябре 2015 года в качестве пилотного  проекта для обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

При проведении занятий по английскому языку в классе используется интерактивная доска для демонстрации рабочего стола компьютера преподавателя. Благодаря комплексному применению интерактивного оборудования достигается эффект присутствия, преподаватель и ученик как бы находятся рядом и пишут в тетради или мелом на доске. Скайп-урок проходит как и обычный урок. Ученик видит то, что пишет преподаватель на листе (или доске), а также слышит его объяснения. Ученик, если ему что-то не понятно, задает вопросы, а также пишет свои вопросы в чате. Также на уроке может быть приведена презентация PowerPoint, LibreOffice Draw, OpenOffice Draw и т.п. к уроку с выводом на интерактивную доску по описанной выше схеме[2].

2.2. Содержание скайп-урока

— текстовый файл. До начала каждого онлайн урока вы получаете файл, содержащий развернутое изложение грамматики, примеры использования, слова и фразы для запоминания, упражнения и т.д.

— английское видео и аудио, диалоги на английском языке с переводом на русский. С аудио вы работаете самостоятельно. На уроке эти же (или другие по теме) английские диалоги отрабатываются с преподавателем.

— тексты для чтения на английском языке (самостоятельно дома)

  • упражнения на закрепление грамматики английского языка. Частично выполняются во время урока, большая часть упражнений дана для домашнего выполнения.
  • тесты на проверку усвоения английской грамматики.
  • домашнее задание к каждому уроку.

2.3. Структура скайп-урока английского языка

  • Ознакомление с новой лексикой осуществляется с помощью приемов, соответствующих характеру лексических единиц: видео, картинок, предметов.
  • фонетическая отработка новой лексики.
  • анализ и употребление новой лексики в ситуациях.
  • Закрепление лексики в устной речи с помощью диалогов. Все диалоги отрабатываются с преподавателем или аудио.
  • Закрепление лексики с помощью тематического текста. Чтение текста и обсуждение его с преподавателем. Выполнение тренировочных лексических упражнений.
  • Теоретическая и практическая английская грамматика. Каждый онлайн урок содержит в себе грамматическую часть. Понятное объяснение грамматики с приведением примеров на практике, отработка под контролем преподавателя.
  • Упражнения по пройденной английской грамматике. Каждый урок английского языка заканчивается упражнениями по пройденному грамматическому материалу. В конце урока они выполняются устно. Затем даются письменные упражнения для домашнего задания.
  • Проверочные тесты. Тесты служат показателем умения применять полученные знания на практике и средством закрепления материала.
  • Домашнее задание. Каждый онлайн урок содержит устное и письменное домашнее задание: английское аудио, видео, лексико-грамматические упражнения. Все домашние упражнения проверяются преподавателем и высылаются ученику на осмысление ошибок.

3

 

3 Решение дидактических задач

3.1 Осуществление коммуникативного подхода обучения на скайп-уроке

Жизнь не стоит на месте, и коммуникативная методика продолжает развиваться. Так ее стали использовать и при индивидуальной форме обучения и на онлайн-уроках. Причем коммуникативный подход на занятиях английским по Скайпу имеет свои отличительные особенности, с которыми будет полезно ознакомиться.

Коммуникативная методика или коммуникативный подход в изучении языка (communicative approach) — вовсе не новая методика: за границей она появилась примерно в 60-х годах прошлого века,  в нашу страну пришла в середине 90-х. Тогда все изучающие английский язык начали жаловаться, что «понимать -понимают, а говорить не могут».

На путь борьбы с этой несуразицей и вступили приверженцы коммуникативного подхода.

Изначально коммуникативная методика подразумевала групповые занятия с носителем языка. С первого же урока обучение велось на английском языке. Позже такой подход претерпел некоторые изменения, и теперь он используется как в группе, так и на индивидуальных занятиях[3].

3.2 Рекомендации по организации урока английского языка по Skype

Далее речь пойдет о том, как правильно организовать занятие по Skype[4].

Мы не говорим, что это единственно верный способ проведения подобных занятий. Однако данный метод хорошо зарекомендовал себя среди опытных преподавателей по Skype.

  1. Во-первых, обязательно составляйте план занятия. Не пускайте занятие на самотек, тщательно продумывайте каждый его пункт. Это позволит вам не попасть впросак и не потратить зря ни минуты.
  2. Разделите занятие на 3-4 части – минут по 15 каждая. (Количество частей зависит от продолжительности занятия. Самый оптимальный вариант – урок 45 минут.

1) В первой части урока необходимо настроить ученика на ваш предмет. Проведите вводную беседу (можете даже о погоде, если вы живете в разных городах, или коротко обсудите новости и т.п.).

Далее проводим фонетическую разминку. Для этого вам понадобятся скороговорки, рифмовки, Small Talk-и, просто маленькие диалоги. Попросите ученика прочитать предложенную рифмовку, идиому и т.д., переведите (помогаем, если нужно, разъясняем значение и т.д.). Затем читаем каждое слово отдельно и просим ученика повторить его за вами. Если вы понимаете, что над каким-то звуком стоит поработать, повторите слово несколько раз. Теперь читаем фразы. Ученик повторяет за вами. Переходим к предложениям и т.д. Если это диалог разыграйте его по ролям.

Если у вас есть аудио-файлы с подобными рифмовками, диалогами начитанные носителями языка, обязательно используйте их во время фонетической разминки (задайте ученику на дом заучить диалоги или попробовать повторить их большое количество раз).

На вводную беседу и фонетическую разминку стоит отводить не более 10-12 минут.

2) Проверяем домашнее задание. Проверять грамматические упражнения на уроке огромная потеря времени. Бывали случаи, когда это занимало чуть ли не большую часть урока. Выход из этой ситуации: попросить ученика отправлять мне сделанные грамматические упражнения на e-mail, не менее чем за день до урока. У меня есть возможность проверить, написать об ошибках, которые нужно исправить, на что обратить внимание и отправить обратно. К занятию получаю от ученика уже выполненные упражнения. Исходя из допущенных  ошибок, проводим грамматическую разминку. Идей, как интересно преподать грамматический материал, превеликое множество.

Если на дом было задано прочитать и перевести текст, переходим к обсуждению текста.

Если был задан диалог то разыгрываем диалог с учеником. (После того как вы разыграли диалог 1 раз, не забудьте поменяться ролями).

Не нужно просить ученика перевести весь текст на уроке. Он ведь это уже сделал дома.

Попросите перевести лишь отдельные слова, фразы и выражения, которые вызывают наибольший интерес по данной теме. Задайте ученику перевести подобные предложения (с такими же словами, но в другой временной форме, с данной грамматической конструкцией, но с другим лексическим значением и т.д.). Потренируйтесь и удостоверьтесь, что ученик уже умело пользуется данными грамматическими и лексическими оборотами, фразами, словами.

3) Переходим ко второй части занятия – Разговорная практика. В этой части занятия можно позволить разгуляться вашей фантазии. Составление диалогов, ситуаций, дебаты, споры, высказывания и доказывание своего мнения, рассказы случаев из жизни, байки и анекдоты и т.д.

  • До конца урока остается 15-20 минут. Этого времени вполне достаточно для подачи нового грамматического материала. Дайте ученику предложения, ситуации в новой грамматической конструкции. Попросите высказать предположения. Объясните, разберите их на примерах и сделайте упражнения на закрепление.
  • За время всего урока собирается определенное количество слов и выражений, перевод или значение которых ученик не знает, либо забыл, или не смог вспомнить. Обращайте на это внимание. А лучше записывайте в процессе урока. В конце урока отправляем их ученику. Можно попросить его в качестве дополнения к домашнему заданию записать данные слова в словарик и составить с ними предложения.

3.3 Здоровьесберегающие технологии на скайп-уроке

Здоровьесберегающие технологии — понятие в педагогике не новое, но на современном этапе, в условиях новой парадигмы образования и реализации требований ФГОС они особенно востребованы[5].

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие действия на скайп-уроке:

1.Оптимальная плотность урока

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы

2.Чередование видов учебной деятельности

  • просмотр видеосюжетов и презентаций
  • чтение
  • письмо
  • слушание (в т.ч. аудифайлов)
  • рассказ
  • рассматривание пособий
  • ответы на вопросы
  • выполнение упражнений.

Рекомендации:

  1. Гигиенически рационально использовать 4-7 видов учебной деятельности.
  2. Смена различных видов деятельности должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка начинают появляться признаки утомления).

Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз, массаж активных точек, речевая гимнастика[6].

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г.) Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/197127/#ixzz4ZsqywdcS
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г.) Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4ZsquvliB
  4. Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии. / Кубышина О. А. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/01/31/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na
  5. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. / Горденкова Н.В. http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/08/ispolzovanie zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom.docx
  6. Методическая разработка «Skype урок» / Муцаев И.Р. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-skype-urok-726683.html
  7. Официальный русскоязычный сайт системы интернет-телефонии Skype». https://www.skype.com/ru/
  8. Структура урока по Skype. http://teachersportal.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=100:-skype-&catid=70:2011-03-04-11-39-35&Itemid=64[1]
  9. Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна. / Инглекс. Онлайн-школа английского языка. http://englex.ru/what-is-communicative-approach/
  10. Skype урок / Муцаев И.Р. // Edcommunity.ru. Образовательный проект Polymedia. http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=isa-mutsaev-gmail-com-blog&id=1474
  11. Skype grows FY revenues 20%, reaches 663 mln users. http://www.telecompaper.com/news/skype-grows-fy-revenues-20-reaches-663-mln-users—790254.
  12. Windows для начинающих. Демонстрация экрана в Скайпе. Презентации, помощь. http://blog-pc.ru/skype-demonstraciya-ekrana.html

[1] Skype grows FY revenues 20%, reaches 663 mln users. http://www.telecompaper.com/news/skype-grows-fy-revenues-20-reaches-663-mln-users—790254.

[2] Windows для начинающих. Демонстрация экрана в Скайпе. Презентации, помощь.  http://blog-pc.ru/skype-demonstraciya-ekrana.html

[3] Что такое коммуникативная методика и почему она эффективна. / Инглекс. Онлайн-школа английского языка. http://englex.ru/what-is-communicative-approach/

[4] Структура урока по Skype.

http://teachersportal.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=100:-skype-&catid=70:2011-03-04-11-39-35&Itemid=64

[5] Здоровьесбережение как основной критерий выбора педагогической технологии. / Кубышина О. А. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/01/31/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na

[6] Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. / Горденкова Н.В.http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/08/ispolzovanie _zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom.docx

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.