Формирование и развитие личностных УУД на уроках Spotlight on Russia
Автор: Юлия ВАУЛИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 12 апреля 2019
С 2020 года завершается переход на ФГОС ОО. Системно-деятельностный подход – основа новых стандартов – позволяет выделить универсальные учебные действия, формирование которых поможет учащимся выйти на значимые результаты и сформировать умение самостоятельно учиться, планировать свою деятельность. УУД помогут также развивать творческое и критическое мышление – ведущие компетенции в современном мире.
Автор: Юлия Ваулина, кандидат филологических наук, доцент, автор УМК «Английский в фокусе» 5-9
Ключевые слова: универсальные учебные действия, гражданская идентичность, национальное самосознание, самоопределение, Spotlight on Russia
Настроение:
Город:
Новая парадигма образования нацеливает деятельность учителя на уроке на достижения всех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Приоритетным по ФГОС становится развитие личности, раскрытие возможностей детей в процессе обучения, в нашем случае, иностранному языку.
Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Формирование и развитие личностных УУД – шаги в направлении достижения этой главной цели.
Первое, о чем в этой связи необходимо сказать, – формирование и развитие гражданской идентичности и национального самосознания. Учащиеся должны осознавать себя гражданами России и уметь говорить на иностранном языке о своей стране, ее проблемах и достижениях. Уметь сравнивать, проводить аналогии. Но чтобы рассуждать, дискутировать, выражать свое мнение и отношение, надо знать как можно больше о своей стране. Именно поэтому материалы о России в учебнике «Английский в фокусе» 5-9 представлены в формате журнала для подростков, стимулируя актуальностью тем и интерактивными заданиями интерес учащихся к родному краю, своей стране, английскому языку как средству познания.
Журнал открывается редакционной статьей – обращением к читателю, на первой странице – содержание журнала, и каждая страница соответствует теме определенного модуля. Журнал обеспечивает регулярную работу с материалами о России в рамках каждого модуля. Формат журнала позволяет использовать данные материалы при работе и по другим учебникам.
Такое важное личностное УУД как гражданская идентичность включает четыре компонента. Первый из них – понятийный, или когнитивный, –подразумевает создание историко-географического образа своей страны. А это, в свою очередь, предполагает знание своего края, региона, республики, их достижений и культурных традиций, культурных памятников. Очень важны материалы, тексты о родной стране, народах и этнических группах России. Когнитивный компонент – основа для развития ценностного и эмоционального компонентов (второй и третий), которые подразумевают чувство гордости за свою страну, уважение к истории страны. Четвертый, поведенческий, компонент опирается на первые три.
В 5 классе второй урок о России посвящен двум республикам – Чувашии и Башкортостана. Текст информативен и служит образцом для построения высказывания о родном крае. Сам текст интересен своим содержанием, однако, прежде всего как материал для обсуждения и сравнения. Задание по прочтении текста нацеливает учащихся на пристальное знакомство со своим краем, своей малой родиной. Учащиеся самостоятельно собирают материал о своей республике, крае, районе, анализируют его, выделяют главные факты – это и есть первый шаг к формированию гражданственности. Интерактивность задания (учащимся предлагается отправить свое описание на сайт журнала) способствует личностной вовлеченности учащихся в учебный процесс и в то же время осознанию многонациональности нашей страны и своей специфики, специфики своего региона как части большого государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию. При работе с данными материалами также происходит формирование и развитие познавательных УУД: умение работать с информацией, анализировать ее, выбирать главное, излагать полученную информацию, интерпретируя в контексте решаемой задачи.
Знание истории, знакомство с историческими и культурными памятниками, старинными народными традициями и на основе прочитанного более пристальный интерес к своей малой родины способствует формированию личностного самоопределения и гражданской идентичности. В 5 классе разговор есть текст о музеях старинного быта, музеях под открытом небом, где представлены сохранившиеся старинные деревенские дома. Что такое русская изба и «красный угол»? Как раньше жили крестьяне, организовывали свой быт? Знакомство с традициями и обычаями, старыми речевыми оборотами не только интересно, но создает условия для разговора о традициях своей семьи, семейных ценностях, что также способствует формированию национального самосознания.
В 8 классе учащиеся знакомятся с древним памятником, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется государством, -музеем- заповедником Кижи.
Задания направлены не на пересказ текста, а его анализ. Почему такие сооружения важны для нас? Чему могут научить нас сегодняшних объекты жизни прошлых столетий, и важно ли это? Уровень компенсаторной компетенции подростков позволяет выразить свое мнение и отношение. Это яркий пример работы по развитию ценностного и эмоционального компонентов. В 9 классе в центре внимания московский Кремль как историческое здание и как символ государственности. Задания стимулируют познавательную деятельность школьников – узнать больше об истории и о музеях Кремля. Что такое Кремль для России сегодня? Почему он является символом государства? Обсуждение этих вопросов – путь к формированию гражданской идентичности и национального самосознания.
В качестве примера изучения русских традиций и праздников можно привести урок 5 класса, посвященный Масленице. Изученный материал (общая тема модуля – «Праздники») переносится на личный опыт учащихся. Задания (Do you like Maslenitsa? Why? How do you celebrate it in your area?) требуют от учащихся активного осмысления своих знаний и опыта и создают почву для сопоставления с культурными традициями других народов.
Урок о национальных костюмах народов России в 8 классе (рисунок 6) – продолжение работы на уроке Culture Corner. Учащимся может быть предложено задание отобразить свои поиски в коллективных творческих работах (рисунках, коллажах). Развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных культур – итог данного урока.
Действия нравственно-этического оценивания на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся также являются приоритетными личностными УУД. Возможности УМК «Английский в фокусе» позволяют учителю решать задачу формирования духовных способностей школьников. Чтение и обсуждение материалов, затрагивающих нравственные проблемы, позволяет учащимся оперировать категориями нравственности, задуматься о тех, кто рядом, сделать свой нравственный выбор, развивать эмпатию, участие, сострадание. В 7 и 8 классах они знакомятся с выдающимися людьми современности, которые в силу обстоятельств стали инвалидами, но не сломались и многого достигли в жизни. В 9 классе в одном из уроков Spotlight on Russia речь идет о паралимпийском чемпионе лыжнике Романе Петушкове (рисунок 7). Обсуждение учитель строит на проблеме преодоления трудностей. Какой пример нам подают такие люди? Каких людей мы считаем настоящими героями? За что мы восхищаемся определенными людьми? Ответы на эти вопросы требуют от подростков нравственного оценивания, осмысления своей позиции и поведения.
В подростковом возрасте пред учащимися стоят сложные задачи: найти себя, укрепить собственное «я», понять, кто ты и чего хочешь в жизни. Переходный возраст полон драматизма и переживаний, конфликтов, внешних и внутренних. Проблемы, связанные с этим периодом, находят свое отражение в материалах учебника, в том числе в разделе Spotlight on Russia. Материалы о психологической помощи подросткам (рисунок 8), о проблемах общения, взаимоотношениях подростков, так значимых в этом возрасте, способствуют вовлечению учащихся в обсуждение личного опыта, ставят их в ситуацию выбора, формируя нравственные позиции.
Не менее важной является работа по формированию таких УУД как самоопределение и действия смыслообразования. Самоопределение — осознание своего места в жизни и обществе, выявление и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Это выбор своей позиции, целей и средств для воплощения своих намерений в конкретных жизненных обстоятельствах. Результатом самоопределения является осознание школьниками своих целей, жизненных планов и общественных требований, их сопоставление. В уроке 7 класса представлены тексты о двух городах России – Якутске, расположенном в зоне вечной мерзлоты, и подмосковной Коломне. Это дает возможность сопоставить разные жизненные ситуации и обстоятельства.
Обсуждение представленные для обсуждения вопросы: Каков твой образ жизни? От чего он зависит? Где и как ты бы хотел жить, что для этого нужно сделать? — способствует формированию у учащихся самоопределения.
Самоопределение является центральным механизмом становления личностной зрелости, в основе которой личностное самосознание, т.е. осознание и оценка своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самосознание представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка. Представленный в 6 классе текст, относящийся к модулю 1, интервью с подростком о ее семье, помогает сформировать представление о себе во времени: «Я- реальное» по формулировке академика А.Г. Асмолова. Достаточно простой для восприятия текст, однако, он служит толчком для осмысления своего отношения к членам своей семьи, дает возможность построить разговор о семье и семейных взаимоотношениях. Именно семейные ценности наравне с историей и культурой лежат в основе национального самосознания. Материалы Spotlight on Russia дают возможность работать над развитием многих других УУД, как личностных, так и познавательных, регулятивных и коммуникативных.
В течение ряда лет методистами центра лингвистического образования (ЦЛО) издательства «Просвещение» велся блог по материалам, присланным пользователями УМК по темам Spotlight on Russia. Это были в основном проектные работы учащихся, выполненные в рамках домашних заданий. С 2017 года на основе блога начал свою работу всероссийский электронный журнал «Spotlight on Russia» (http://spotlightonrussia.blogspot.com).
Авторы его материалов – учащиеся и учителя, работающие по УМК «Английский в фокусе». Десятки ярких, самостоятельно созданных материалов о родном крае – а за ними – совместные походы, экскурсии, исследования, краеведческая работа, т.е. тот самый практический компонент, без которого нет выхода на деятельность учащихся вне урока, без которого немыслимо формирование компетенций, развитие личности ученика.
Авторы уверены: этот ресурс – ценное дополнение к учебнику. Как писал в статье, посвященной рождению журнала, методист ЦЛО Вадим Беляев: «Что может быть ценнее, чем сотрудничество учеников с учителем! Что может быть ценнее, чем соавторство с тысячами талантливых учителей – пользователей нашего УМК! Мы уверены, что созданные учителями и учениками текстовые материалы и задания будут широко использоваться коллегами как в рамках урока, так и на разнообразных элективных и внеурочных занятиях, посвященных нашей родной стране – великой России».