«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

С «Английским в фокусе» – в ногу со временем (начальная школа)

Среда 26 июня 2019


Автор: Быкова Надежда Ильинична

Автор: Поспелова Марина Давидовна

Мы, учителя, особенно долгое время работающие в школе, часто сетуем на то, что современные дети очень отличаются от предыдущих. Все поколения разные, но вот это – особенное, с ними сложнее работать, их сложнее понять… Конечно, можно продолжать критиковать нынешних детей, но это вряд ли даст какие-то положительные результаты. А можно попробовать использовать во благо и то, что нам в них нравится, и то, что мы считаем отрицательными моментами, корректируя их. Но для этого нам необходимо хорошо знать и понимать характерные черты этого поколения. А ещё хорошо, когда есть учебник, который тоже учитывает все эти обстоятельства и помогает учителю успешно работать с новым поколением.

Давайте проанализируем на примере УМК «Английский в фокусе», как современный учебник, учитывая особенности и потребности поколения Z, помогает учителю идти в ногу со временем и успешно обучать современных детей английскому языку.

Нынешнее поколение родилось уже в цифровую эпоху, оно на «ты» с современными гаджетами и цифровыми технологиями (про современных детей говорят, что они «родились с кнопкой на пальце»), умеют хорошо работать с информацией. В составе УМК «Английский в фокусе» имеется цифровая версия учебника, а в учебнике есть многочисленные задания, отмеченные буквами ICT (information and communication technology), которые позволяют использовать эти способности детей. В разделах Portfolio, Fun at school, Spotlight on Englishspeaking countries, Spotlight on Russia учащимся предлагается создавать небольшие тексты с помощью клавиатуры, редактировать и сохранять их; готовить устное выступление в сопровождении аудио и видео поддержки; искать информацию в интернете для разделов по страноведению.

Гаджеты открыли доступ к огромному объёму информации: к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь, В связи с этим, у современных детей развилось так называемое «клиповое мышление» (от английского clip – отсекать, отрезать, сокращать). Как показывают исследования компании Microsoft, представители поколения Z фиксируют свое внимание на информации не более 8 секунд, воспринимают её в усеченном виде, в форме коротких сюжетов, ярких картинок, эмоциональных образов, поэтому важно преподносить им эту информацию кратко и наглядно. Именно так подаётся материал в УМК «Английский в фокусе»: учебник и рабочая тетрадь полны ярких цветных иллюстраций, учитель использует плакаты, картинки, карточки со словами – то, что позволяет визуализировать материал для лучшего восприятия детьми.

Более ярким, зрелищным и запоминающимся помогают сделать урок и цифровые компоненты УМК.

Ещё одна отличительная черта данного поколения  – отсутствие мотивации к запоминанию материала, они уверены, что всё можно найти в Интернете и быстро теряют интерес к многократному повторению. В УМК «Английский в фокусе» отработка и закрепление материала проходит в таком разнообразии упражнений в разных компонентах, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Коммуникативные задания, разные формы упражнений, в том числе, занимательные, игровые, интерактивные, позволяют поддерживать интерес ребят на всём протяжении изучения данного материала. Проиллюстрируем это теми упражнениями, которые дети выполняют при изучении темы My animals во 2 классе.

Из большого объёма информации, с которой приходится иметь дело современным школьникам, они успешнее воспринимают ту, которая имеет, по их мнению, практическую ценность. Собственно, знания и нужны, в первую очередь, для того, чтобы помогать ориентироваться в повседневной жизни. В учебниках «Английский в фокусе» ситуации, в которых учащиеся овладевают умениями во всех видах речевой деятельности, приближены к жизни:

2 класс:              

My family!

My home!

My birthday!

My animals!

My toys!

My holidays!

3 класс:

School days!

Family moments!

All things I like!

Come in and play!

Furry friends!

Home, sweet home!

A day off!

Day by day!

4 класс:

Family & friends!

A working day!

Tasty treats!

At the zoo!

Where were you yesterday?

Tell the tale!

Days to remember!

Places to go!

Раздел учебника Fun at school предлагает учащимся задания, выполняя которые они привлекают знания других предметов, изучаемых в школе, таких, как математика, МХК, чтение, окружающий мир и другие. Таким образом, уже в начальной школе учащиеся получают возможность увидеть, как с помощью английского языка они могут получать интересную информацию из разных областей знаний, т.е. как использовать его на практике.

Если мы посмотрим на типы текстов для чтения, то увидим, что это тоже те форматы, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Дети читают не только повествовательные тексты, включающие и научно-популярную тематику, (рассказы, сказки), но и рецепты, правила, записки, инструкции, брошюры, расписание, викторины… Они учатся находить в текстах нужную информацию с тем, чтобы затем использовать её на практике.

Представители поколения Z обладают неустойчивым вниманием, а с появлением инклюзивного образования, таких детей становится всё больше. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается самой распространенной причиной нарушения поведения младших школьников, Как же УМК «Английский в фокусе помогает таким детям? Во-первых, происходит чередование видов работы по степени активности учащихся (выполнение учебных заданий, динамических упражнений, спокойные периоды – раскрашивание, рисование, изготовление открыток, масок, кукол и т.д.), причём в рамках одного урока развиваются все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Во-вторых, учитывается динамика работоспособности учащихся в различные периоды урока:

  1. Фаза врабатывания (5-7 минут: разминка, повторение материала предыдущего урока)
  2. Фаза оптимальной работоспособности (15-20 минут: семантизация лексических единиц, презентация грамматического явления)
  3. Фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления: исполнение песенок, игры

Успешно справляться с гиперактивностью детей помогает особый вид упражнений, известный в методике как TPR (Total Physical Response – Метод полного физического реагирования или Слушай и делай!), применяемый в УМК «Английский в фокусе», Он позволяет использовать естественную потребность детей младшего школьного возраста в движении. Учащиеся слушают песенки или чанты и сопровождают их соответствующими действиями. С помощью этих действий дети снимают напряженность и одновременно демонстрируют понимание текстов, используя мимику, жесты, а также картинки.

Поколение Z – индивидуалисты, им присущ эгоцентризм. Вы наверняка замечали, как для современных детей важно, чтобы их заметили, как они рвутся отвечать на уроках и огорчаются, когда у них нет такой возможности! Кто первым добежит до класса? Кто первым сядет за парту? Кто первым ответить на вопрос учителя? Эти вопросы важны для многих детей. Для того, чтобы дети, с одной стороны, могли самореализоваться и раскрыть себя, а, с другой стороны, успешнее социализировались и сотрудничали, в УМК предусмотрены разные режимы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, а также разнообразные игры, в которых дети учатся соблюдать очередность и определённые правила.

При выполнении различных упражнений постоянно привлекается личный опыт учащихся:

Read and then write about your bedroom/ favourite food/ favourite toy…

Write/talk about your family/relative/best friend/best day of the year/your or your friend’s pet/what you do  on Saturdays and Sundays…

Draw a scene from your favourite fairy tale and present it to your class

Describe your favourite cartoon character

What do you want to be? Why?

What are your most memorable days at school?

Таким образом у учащихся формируется позитивная Я-концепция – позитивное отношение к себе и своей семье, одноклассникам и школе, а также к окружающему миру.

Поколение Z – это дети, рожденные в период 2000-2020 годов, то есть мы работаем с такими детьми уже почти 12 лет, и за это время накоплен большой опыт, позволяющий учитывать особенности современного поколения и повышать его мотивацию к познавательной деятельности. Учащиеся получают возможность успешно изучать английский язык и применять его на практике в пределах тематики начальной школы согласно ФГОС.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.