Воспитательный аспект на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС
Автор: Инна ГЕРЧИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 10 июля 2019Иностранный язык занимает особое место среди других предметов школьного курса. Умение пользоваться изучаемым языком как средством получения новой и интересной информации способствует воспитанию нравственности, эмпатии, проявлению сочувствия, сопереживания и дружелюбного отношения. В статье приведены примеры заданий, способствующих развитию эмпатии и толерантности у учащихся.
Иностранный язык занимает особое место среди других предметов школьного курса. Умение пользоваться изучаемым языком как средством получения новой и интересной информации способствует воспитанию нравственности, эмпатии, проявлению сочувствия, сопереживания и дружелюбного отношения как друг к другу, так и представителям других культур, людям разных социальных слоев.
Так на одном из уроков по теме “эмпатия” можно попросить детей подобрать синонимы и антонимы к данному слову. Ответом будут такие слова как pity, sympathy, understanding, love, warmth, appreciation, compassion для первого задания и indifference, disagreement, hatred, misunderstanding, unfeelingness для второго.
Дать задание прокомментировать следующие выражения:
“Evil is the absence of empathy”;
“Empathy is about finding echoes of another person in yourself”;
“The opposite of anger is not calmness, it’s empathy”;
“Empathy is an exercise in walking in smb else’ s shoes for a while”.
Дать заучить следующее стихотворение:
Is anybody happier because you passed his way?
Does anyone remember that you spoke to him today?
This day is almost over, and its toiling time is through
Is there anyone to utter a kindly word of you?
Далее, ученики представляют себя в роли репортеров, которые, с целью проведения социального эксперимента, перевоплощаются в пожилого человека, инвалида и бездомного — самых беззащитных слоев общества, и делятся своими наблюдениями, отвечая на вопросы одноклассников.
Следующее задание заключается в том, что ученики называют причины, по которым люди оказываются на улице, и разрабатывают план социальной поддержки.
Школьники также доказывают примерами из жизни, фильмов и книг правдивость следующей фразы: “As one person you cannot change the world, but you can change the world of one person”.
Просматривая несколько показанных учителем роликов, дети приходят к выводу, что в нашем обществе не хватает сочувствия людей друг к другу, и этому надо учиться. Учитель же, в свою очередь, предлагает им несколько игр воспитывающих эмпатию.
Дети вытягивают карточки со следующими заданиями:
— Give a compliment;
— Encourage your friend to take part in the competition;
— Calm your friend down after he has failed the test;
— Stop your friend feeling lonely;
— Make a newcomer feel comfortable;
— Praise your classmate for what she has done;
— Make your friend smile.
Очень важно, чтобы дети научились “читать” чувства других людей, и этому способствует следующее задание:
Say how they feel:
— The kids at school laugh at him;
— His friends did not want to play;
— His kitten needs surgery;
— He painted а very good picture;
— He has got a bad mark;
— He has passed his exam with flying colours;
— He has recovered.
Попросить дать развернутый ответ на один из предложенных вопросов:
— What does it mean to respect other’s privacy?
— Do you think people are born with empathy or are they taught it?
— If you see a homeless person asking for money, what is the first thing you think about him?
— What does the idiom “I feel your pain” mean?
— What adjectives describe the person you can rely on?
— When did you feel empathy towards smb. else?
Выполняя задания, дети используют такие фразы, как:
— Stay strong
— Never give up
— Good job
— Well done
— Give it a try
— Just do it
— Take it easy
В качестве еще одного задания можно попросить учеников дать совет другу, столкнувшемуся со следующей проблемой:
— “My parents and siblings think I’m happy, but I’m not. I’m often depressed, but I just don t show it. Should I tell people about my feelings?”
— “I look too young for my age. I’m going to college soon and I’m worried that people will laugh at me. What can I do?”
— “I’m so upset. I need glasses, but I look stupid in them. What should I do?”
Предложить найти ответы на следующие вопросы
-What kind of person starts worrying about Monday on Friday evening?
-Never loses his temper?
-Sits on the edge of the seat?
-Worries all the time?
-Always fidgeting?
Итак, кроме лингвистических компетенций, на уроках английского языка затрагиваются вопросы поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации, формируются навыки критического мышления, нравственный облик и мировоззрение ученика.