ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ СЕРИИ «СФЕРЫ», ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Автор: Владимир Фокин | Рубрика: НОВЫЕ УМК Пятница 26 июля 2019Автор: Фокин Владимир Андреевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования РФ, эксперт Управления академической экспертизы НИУ ВШЭ
Аннотация: в статье раскрывается воспитательный потенциал учебников по английскому языку для 5-6 классов серии «Сферы», его особенности и технологии реализации в работе учителя.
Учитель не только учит, но и воспитывает. Это принцип педагогики действовал, действует и будет действовать всегда, несмотря на времена, нравы, идеологию и прочее. Автору этих строк за последние 25 лет педагогической деятельности пришлось побывать во многих странах Европы, Северной Америки, Азии. Были стажировки, совместные грантовые проекты с коллегами из Великобритании и США. В ходе командировок в Бельгию, Венгрию, Италию, Испанию, Израиль, на Кубу, Нидерланды, Польшу, Румынию, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехию, Гон-Конг изучал образование населения этих стран, социальные проблемы с ним связанные [6]. Везде пришлось работать и общаться с коллегами на английском языке. И не только с коллегами, но и со взрослыми, с детьми. Этому помогали базовое образование – учитель английского языка, полученное еще в советском вузе, работа после окончания института учителем английского языка в школе и среднем профтехучилище. Поэтому был закономерен мой интерес к преподаванию английского языка в разных странах. Поэтому с удовольствием ознакомился с учебниками по английскому языку серии «Сферы» [3], и хочу высказать свои впечатления об их воспитательном потенциале, о том, как успешно реализовать его в повседневной работе учителя в современных условиях.
Под потенциалами (от лат. potentia – сила) в Толковом словаре В.Даля понимаются источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица (лиц), общества, государства в определенной области [1]. Воспитательные потенциалы иностранного, в нашем случае английского языка, реализуемые в обучении, представляют собой возможности, содержание, средства, методы и технологии, которые могут использоваться для решения задач воспитания детей. Общие воспитательные цели и задачи изучения английского языка определяются с учетом возрастных особенностей детей, постепенного нарастания трудностей в представлении учебного материала. Они регламентируются целями и задачами изучения иностранного языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Мне не хотелось бы повторять положения этого документа, которые известны, надеюсь, каждому учителю. Считаю важным расставить воспитательные акценты при анализе и рецензировании учебников по английскому языку серии «Сферы». В первой из трех статей, раскрыв воспитательный потенциал учебников по английскому языку вообще, подробнее остановлюсь на анализе его особенностей и технологий работы учителей с обучаемыми в 5-6 классах.
За последние три десятилетия наша страна стала более открытой, все активнее включается в жизнь мирового сообщества. Благодаря расширению и качественному изменению международных связей, происходит интернационализация всех сфер жизни общества. Английский язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического, общекультурного развития. Информационные технологии (IT) превращают английский язык из международного средства не только реального, но и виртуального общения людей. В сознании большинства детей и взрослых английский язык связывается с возможностью не только лучшего трудоустройства, но и с лучшим отдыхом, зарубежными путешествиями, организацией культурного досуга, физического развития и др. Иными словами, английский язык становится действительно востребованным, что позволяет педагогам использовать его потенциал и для решения воспитательных задач.
Отечественные педагоги разработали различные подходы к осуществлению воспитания в процессе изучения иностранного языка (З.К. Шнекендорф, Н.П. Шибаева и др.) [7,8]. Известные современные отечественные методисты (Н.Е. Буланкина, Е.И. Пассов, Р.П.Мильруд и др.) [2,4,5] предложили современным учителям принципиально новые содержание, методы и технологии обучения-воспитания-развития российских школьников при изучении иностранных языков. Говоря об иноязычном образовании, ведущий методист в области преподавания иностранных языков в российской школе профессор Е.И. Пассов писал: «именно факты культуры становятся для человека ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, а значит, и духовной свободы и развития творческих сил и способностей человека» [5, С. 382].
Считаю, что опора на работы этих и других ученых и практиков, позволила авторам учебников серии «Сферы» найти свой собственный подход к организации воспитывающего обучения в процессе работы с обучаемыми. Все эти авторы являются практикующими учителями. Они учли запросы учителей, возрастные и психологические особенности детей и создали, на мой взгляд, уникальные учебники, которых прежде не было.
Считаю, что проведенный мной анализ всех учебников серии «Сферы» позволяет утверждать, что авторы, через их содержание, в условиях интернационализации всех сторон жизни общества, делают акцент на патриотическом воспитании обучаемых. Используемый ими метод сравнения, которому обучают детей, позволяет это сделать.
В ходе воспитывающего обучения решается целый комплекс воспитательных задач. Развиваются познавательные интересы детей и их положительная мотивация при изучении английского языка и стран, где люди на нем говорят. У детей воспитывается любовь к другим членам семьи, прививаются семейные ценности, укрепляются связи между поколениями. Эти воспитательные направления успешно реализуются, начиная с учебника для 5 класса и заканчивая 11 классом. Российские дети знакомятся с зарубежными моделями семьи, в которых есть гендерные, возрастные, межнациональные (расовые) различия. Гражданское воспитание – стержневое понятие, которое определяет динамику знакомства детей с историей, нынешним состоянием дел в политической структуре разных стран, формирует отношение российских детей к гражданской жизни их сверстников за рубежом. Авторы учат детей вести диалог, быть толерантными (терпимыми), духовно свободными, понимать, что все мы разные, но все мы люди. Воспитание политкультурности – особая задача воспитания обучаемых при изучении английского языка. Эта задача успешно решается в учебниках серии «Сферы». Акцент делается на культурное самоопределение личности обучаемого с учетом знакомства его с многообразными культурными явлениями, событиями, авторами разных стран в литературе, музыке и др. Экологическое воспитание – бесспорно важное направление, которое успешно реализуют авторы учебников серии «Сферы». Отдельно подчеркну наличие в содержании учебников материалов и использование авторами методов, технологий, которые способствуют развитию творчества, воли обучаемых, позволяют детям успешно работать в группе и индивидуально, в игровой деятельности, сильным ученикам поддержать слабых учеников и др.
Теперь кратко об особенностях воспитательного потенциала и технологиях его реализации в учебниках для 5-6 классов.
Прежде всего, отмечу, что эти учебники, как и все остальные издания серии «Сферы», строго структурированы и имеют 6 циклов (Units). Каждый цикл разделен на части (Part A, Part B, Part C), которые имеют специальные тематические разделы. Каждый цикл заканчивается рубрикой для самостоятельной оценки знаний (Self-evaluation) и словарем (Key vocabulary). Отмечу, что учебник для 5 класса является продолжением линии учебников для 2-4 классов. Поэтому учебник для 5 класса начинается с вводной части, что смягчает переход от учебника для 4 класса. В 5 классе обучающиеся знакомятся с новыми героями-сверстниками, которые вместе с ними будут постигать тайны общения на английском языке на протяжении последующих лет. Эти сверстники представлены так, что воспринимаются как ровесники из окружения российских детей. Среди них есть девочки, близнецы-мальчики.
Родители некоторых детей являются уроженцами разных стран, но сейчас они все живут в Великобритании. Это очень важный воспитательный аспект, который помогает учителю показать, что среди современных жителей Великобритании много выходцев из разных стран. И их количество в связи с интенсивными миграционными процессами будет расти. Россия также является многонациональной страной, в которой веками жили и живут представители разных национальностей и важно, чтобы все они жили мирно и дружно.
Особенно подчеркну наличие в каждом цикле раздела, посвященного родной русской культуре (Russian corner). В учебнике для 5 класса он посвящен следующим темам:
Unit 1: New school, New friends (Новая школа, новые друзья) — раздел Russian corner «This is my school».
Unit 2: A Weekend at home (Выходные проводим дома) – раздел Russian corner «Russian homes».
Unit 3: Sports and hobbies (Спорт и хобби) — раздел Russian corner «Russians are great collectors».
Unit 4: Party, Party! (Праздник, Праздник!) – раздел Russian corner «Welcome to the Suzdal Сucumber Festival».
Unit 5: School: Not just lessons (Школа: не только уроки) – раздел Russian corner «School clubs and activities».
Unit 6: Great places for children (Отличное место для детей) – раздел Russian corner «I live in a great place…».
В учебнике для 6 класса в шести циклах имеются следующие разделы Russian corner:
Unit 1: Back to school (Возвращаемся в школу) – раздел Russian corner «Holidays in Russia».
Unit 2: Pocket money (Карманные деньги) – раздел Russian corner «Traditional Russian clothes».
Unit 3: Animals in the city (Животные в городе) – раздел Russian corner «Animals in danger in Russia».
Unit 4: Nice weekend (Хорошие выходные) – раздел Russian corner «The EMERCOM» (МЧС).
Unit 5: This is where I live (Вот где я живу) – раздел Russian corner «Novosibirsk – an interesting place to visit».
Unit 6: Finding the way (Найти дорогу) – раздел Russian corner «A week in Moscow».
Знакомство с этими и другими темами осуществляется различными методами обучения, в том числе и методами воспитания. Повторю, исследовательский метод сравнения является ведущим средством работы учителя.
Все циклы разделены на части (Part A, Part B, Part C). В процессе обучения учитель использует различные методы и технологии обучения. Осуществляет тренировочные упражнения (Рractice). Есть специальные тематические разделы: урок чтения (Extended reading), развитие межпредметных связей (Cross-curricular studies), межкультурных связей (Window on the world). Кроме того, в каждом цикле есть организуются самопроверки (Checkpoint), дополнительной тренировки (More practice). Каждый цикл заканчивается самостоятельной проверкой знаний по изучаемому материалу (Self-evaluation), есть словарь активной лексики (Key vocabulary).
Мне бы хотелось акцентировать работу учителя по использованию технологий воспитания, позволяющих реализовать тот воспитательный потенциал, о котором говорилось выше. Обучая, учитель использует традиционные методы воспитания, которые созвучны методам обучения: рассказ, беседа и др.
Методика – это наука, но сугубо прикладная, так как она «перекладывает» (переводит) знания, сформулированные на языке теории (в виде идей, принципов, понятий) на язык практики (в виде правил, процедур, способов, методов, приемов и др.) и наоборот. Технология – это последовательность действий, система правил, программа действий. Все вместе – алгоритм. Воспитательные технологии – способы создания условий для положительного саморазвития детей путем воспитательного воздействия на их личность и поведение. Эти технологии реализуются через взаимодействие учителя и обучаемого в ходе активной жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности по предмету и использования всего арсенала воспитательных средств и возможностей.
Учебники для 5-6 классов серии «Сферы» позволяют учителям применять различные воспитательные технологии. Например, учителя разыгрывают воспитательные ситуации с детьми на занятиях при обсуждении изучаемых тем. В частности, российские дети изучают соответствующие темы на английском языке не только о жизни англичан, но и людей, живущих в других англоязычных странах. Вопросы взаимоотношений между людьми, взрослыми и сверстниками разных национальностей, возраста, членами семьи позволяют обогатить жизненный опыт российских школьников.
Обсуждение экологических проблем и проблем защиты животных, актуальных вопросов спорта, отдыха, путешествий, культуры, действий в экстремальных условиях позволяют учителям смоделировать жизненные ситуации, которые дают обучаемым возможность узнать много нового о зарубежном опыте жизни людей и сверстников и найти одобряемый в российском обществе и личностно-принимаемый способ поведения. В учебниках серии «Сферы» есть что сравнивать, что узнавать нового, интересного за рубежом, и чем гордиться в России.
Анализ содержания учебников для 5-6 классов серии «Сферы» и применяемых технологий позволил сделать следующий вывод. Эти учебники имеют большой воспитательный потенциал для организации успешной учебно-воспитательной работы учителя английского языка. Авторы учебником предоставили педагогам и возможность использовать различные воспитательные технологии. Здесь у учителя есть широкое поля для творческой работы и реализации своих компетенций. Воспитательный же потенциал учебников позволяет: разрушить сложившиеся стереотипы о жизни людей и сверстников в других странах; развить уважение к богатому культурному наследию, традициям и истории людей в разных странах и России; содействовать пониманию духовных ценностей в других странах и в родном отечестве, уважению людей во всех странах, независимо от их пола, цвета кожи, возраста; предоставить возможность для виртуального взаимодействия российских детей с их сверстниками за рубежом; обучать детей для того, чтобы уметь решать свои проблемы с учетом опыта их сверстников из разных стран, через взаимодействие и объединение ресурсов; предотвратить возможную дискриминацию в обществе; повысить осведомленность детей о проблемах, которые затрагивают и волнуют их сверстников; объединить и актуализировать вопросы, которые касаются всех людей.
Продолжение следует….
Список литературы
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. Даль. — М., 2005.
- Буланкина Н. Е. Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 2003. – 450с.
- Линия учебно-методичеcких комплексов «Сферы» по английскому языку (5-11 классы): учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова, Б. Дерков Диссельбек и др. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019.
- Мильруд Р.П. Символизация культуры в языке. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. Выпуск № 10 / 2012. С.127-157.
- Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. – Книга 5. МУП «Типография» г. Елец, 2013. – 452с.
- Фокин В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом. -М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2017. — 270 с.
- Шнекендорф З.К. Воспитание юных интернационалистов: Из опыта внеклас. работы. Пособие для учителя 2-е изд., перераб. и доп. М.Просвещение, 1979. — 223 с.
- Шибаева Н.П. Социальное воспитание студентов университета в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. …канд. пед. наук.13.00.02 — Кострома, 2002. 34 с.