ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Автор: Галина Мазаева | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 17 июля 2019Способы повышения мотивации, использование типовых упражнений и установок при обучении новым способам мышления на уроках английского языка.
Г.Н. Мазаева
МАОУ Ямская СОШ
городского округа Домодедово
Формирование мотивационной сферы считается одной из основных проблем современных учеников. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. При обучении иностранному языку внутренняя мотивация обладает наибольшей побудительной силой. Каждому учителю необходимо уделять этому время и владеть комплексом приемов для достижения положительных результатов.
Многогранность и многозначность понятия «мотивация обучения», ее глубочайшая значимость в учебном сотрудничестве ученика, учителя и родителя и обусловили выбор темы статьи, проблема которой заключается в формировании, поддержании и повышении мотивации обучения детей в процессе изучения ИЯ.
Известно, что слово «надо» уже не работает: зачем изучать грамматику, если есть ответы к упражнениям; лексику, если есть словари в телефонах и онлайн переводчики. «Экранная зависимость» изменяет у детей восприятие, внимание, память и волю. Последние исследования показывают: в среднем во время каникул ребенок проводит около 8 часов в день перед разными устройствами. Учителю приходится использовать разнообразные приемы для того, чтобы удерживать внимание учеников на уроках.
Мы знаем, что мотивированный ученик считает сам предмет и предлагаемые ему задания очень интересными, а главное – полезными; способен самостоятельно выполнить все задания; уверен, что развитие событий находится под его контролем, а успехи в изучении языка полностью зависят от прилагаемых усилий.
С уверенностью мы можем сказать, что немотивированный ученик считает сам предмет и предлагаемые ему задания неинтересными, а главное – совершенно бесполезными; способен самостоятельно выполнить задания только с помощью учителя; считает, что не может изменить ситуацию в лучшую сторону: сколько ни учи – никакого толка.
Очевидно, что мотив — это та внутренняя сила, которая связана с потребностями личности и побуждает ее к определенной деятельности. Это мощный двигатель образовательного процесса и мы не можем не учитывать этот важный фактор.
Личный опыт преподавания в школе показывает, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности на ИЯ может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя: постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя; от УМК; от результатов обучения; от языковой среды и т. п. Чем выше успеваемость по ИЯ, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению ИЯ.
Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения».
О наличии интереса много говорят особенности поведения ученика на уроках и после них. Такие ученики на уроках, как правило, проявляют сосредоточенность на теме занятия, внимательны к объяснению учителя, активны в обсуждении вопросов урока. По окончании урока такие дети не спешат покидать класс, задают учителю дополнительные вопросы. В ходе самостоятельной работы ученики стараются больше узнать по заинтересовавшему их вопросу, привлекают дополнительные источники информации, общаются с другими учениками и родителями по данному вопросу.
Итак, я считаю, что важным условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности является наличие мотивации. Известны следующие пути повышения мотивации школьников: использование лингвострановедческого материала, применение разных методов и приемов обучения.Каждый учитель разрабатывает свою стратегию достижения успеха учеников. Если вас не устраивает качество образования, то необходимо изменить методы объяснения материала, использовать на уроках осязаемый материал для формирования навыков. Ввести дополнительные методы обучения. Учить позитивно рассказывать о своих действиях. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Делать процесс обучения ощутимым. Отмечать радостно достижения. С большой уверенностью могу утверждать, что позитивные установки (Brainpowertips) на уроках ИЯ качественно улучшают результат. У детей появляется интерес, затем потребность в изучении языка и, наконец, мотив, который может сделать невозможное возможным. В своей работе я использую следующие типовые упражнения для развития мотивации.
- «Small rewards (for example a piece chocolate) may be a short-term encouragement for training». Маленькие подарочки, например, шоколадка, могут стать хорошим стимулом для умственной работы.
- «I want to be better than my classmates. Оne type of motivation for memory training is competitive thinking». Хорошим стимулом для тренировки памяти является использование соревновательных моментов: «Я хочу стать лучше, чем мои одноклассники.
- «Never tell yourself that you cannot do something. Instead, consider how you can best reach your goal». Никогда не говори себе, что ты не можешь чего-либо сделать. Вместо этого подумай, как ты сможешь достичь лучших результатов.
- « After each success, take a breather and write down the things that you believe helped you towards this achievement». После каждого успеха подумай и запиши, что помогло тебе достичь этой вершины.
- «Remember your previous successes – and learn from the mistakes that you made this time. If possible, ask others what they would have done better». Помни о предыдущих успехах, но и не забывай об ошибках. Выясни, что сделали другие, чтобы оказаться лучшими.
- « Laugh at yourself now and again. This will help you to see things from a different perspective». Как можно чаще смейся над собой. Это поможет тебе взглянуть на вещи с другой стороны.
- «Believe in yourself and in your abilities. Do not constantly measure yourself against others. There will always be someone who can do something better than you can. That does not mean that you perform your tasks badly».Верь в себя и в свои способности. Не сравнивай себя с другими. Всегда найдется тот, кто выполнит работу лучше тебя.
- «Draw up a time schedule, stating which goals you want to achieve by what time, and work to this plan. Try and stick to your schedule as well as you can». Составь свое собственное расписание для достижения конкретной цели и работай по этому плану.
- «Remember: you can keep your memory top fit by some very simple methods – even if it is only repeating multiplication tables or memorizing names and faces or telephone numbers». Тренируй память, запоминая таблицы, имена, лица или телефонные номера.
- «Remember – no one, absolutely no one has a perfect memory. Everyone forgets something every now and then. Admit this to yourself». Помни, что никто не обладает идеальной памятью и у всех есть промахи.
- «Do not compare your performance with of others, instead only with your own previous performance. In this way, you will see the constant improvements you are making». Не сравнивай свое выступление с выступлением других, а только со своими предыдущими.
- «Get used to standing tall. If you always carry your head high, this will have a positive effect on your mental state. In addition, you make a better impression on others». Мысли позитивно, не вешай нос.
- «Think about the areas in life where you are really good and about those where you would like to improve». Выясни, в каких сферах жизни ты преуспеваешь, а в каких нужно совершенствоваться.
- «Never say, “I can’t do that”. Instead, always think: “Even if I cannot do it yet, I will learn to do it sooner or later». Никогда не говори: Я это не умею делать. Скажи себе: «Даже, если я пока не умею делать это, я обязательно научусь!»
I have given you not all brainpower tips. It is up to you to take them or not. But they will help your pupils to achieve good results, and at the same time they are fun to do. The tips also include valuable information about motivation. The advices given in this article has been subjected carefully. In order to train brainpower children may need certain stimuli at regular intervals. In other words, pupils should motivate yourself to carry out a simple memory training exercise every day.
Литература
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология СПБ, 2007
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности М., 1995
- Горбушина, О. В. Повышение интереса младших школьников к изучению иностранных языков как методическая проблема / О. В. Горбушина // Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей КГУ (педагогические науки). — Вып. 6. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. — С. 73-74.
- Зимняя И.Я. Психология обучения иностранным языкам в школе М., 1991
- Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика М., 1992
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения М., 1990
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991
- Посмёткина Н.Н Формирование мотивации учения младших школьников в условиях совместной деятельности (на материале изучения иностранного языка). // Автореф.дисс.канд.псих.наук — Курск: КГУ, 2007
- Якобсон П.М. Психологические
проблемы мотивации .