Клуб интернациональной дружбы как ресурс повышения мотивации к изучению иностранного языка
Автор: Юлия Киндирова | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 15 июля 2019«Знание
только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной
памятью»
Л.Н. Толстой
В наше время в эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернациональное воспитание, основанное на общении молодых людей разных национальностей в процессе учебы, отдыха, различных направлений творческой деятельности посредством иностранного языка. В его основе лежит потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. Все это находит отражение в Новых образовательных стандартах.
Основной целью моей работы с детьми по обучению иностранному языку — является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности, приобщение обучающихся к другой культуре и познание ее через немецкий язык, воспитание толерантного отношения к иноязычной культуре и более глубокое осознание своей родной культуры.
Реализация данной цели на практике невозможна без развития внутренней мотивации ученика не только на уроках, но и вне урока, которая формирует у обучающихся интерес к учебной деятельности по предмету, а также помогает добиться стабильных знаний и развивать интеллектуальные и творческие способности детей, создать условия для самореализации и самовыражения обучающихся.
На мой взгляд, задачи современного учителя ИЯ состоят в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося,
- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество,
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
В связи с этим мне как учителю немецкого языка особенно близки и интересны личностно ориентированные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, технология проектного обучения, здоровье сберегающие, игровые и информационно-коммуникационные. Они приближают учащихся к реальным ситуациям, и тогда знание иностранного языка становится необходимым. Современные педагогические технологии более полно помогают реализовать личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Считаю, что большие возможности для воспитания и развития детей средствами предмета предлагает организация активной внеурочной деятельности по иностранному языку. Поэтому одной из форм внеурочной работы, которую я применяю с обучающимися нашей школы, является творческое объединение «Клуб интернациональной дружбы» на базе МОУ «СОШ №2», МКОУ ДОД «ДДТ» и Гете-института. Для этого мною, была составлена образовательная программа внеурочной деятельности.
Образовательная программа творческого объединения «Клуб интернациональной дружбы «была изначально предназначена для учащихся 7-8 классов, которые проявляют интерес к изучению немецкого языка, рассчитана на 1 год, на 2 часа в неделю. Но поскольку на 2-й и 3-й год появились желающие участвовать в общеевропейском проекте » Образ другого», который базируется на платформе Гёте института, в творческом объединении продолжили свою работу еще и обучающиеся 5-х классов. Таким образом, данная образовательная программа предназначена для учащихся 5-8 классов, проявляющих интерес к изучению немецкого языка. Рассчитана на 3 года, отводится на нее 2 часа в неделю и предназначена для работы с учащимися разных классов. Направление данной программы по внеурочной деятельности – обще-интеллектуальное.
Отличительные особенности данной программы
Во-первых, программа работы ТО предполагает расширение и углубление знаний учащихся по нескольким предметам: иностранный язык, география, история, информатика, краеведение, мировая художественная культура.
Во-вторых, работа КИДа способствует решению целого ряда воспитательных задач, актуальных для нашего времени: воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности; а также способствует развитию познавательного интереса к различным отраслям знаний, навыков коллективной работы, творческой активности.
В-третьих, посещение ТО «Клуб интернациональной дружбы» даёт возможность учащимся сформировать умения применять полученные знания на практике — в заочных экскурсиях, интернациональных проектах, переписке.
Внеурочная деятельность в клубе даёт возможность педагогу развивать широкий спектр умений обучающихся по немецкому языку: аудирование, чтение, говорение, письмо. Кроме того, программа клуба предполагает углубленное изучение страноведческого материала и использование метода проектов с помощью ресурсов сети Интернет.
Программа, составленная для данного творческого объединения, учитывает интересы и мнения членов кружка КИД и базируется на участии в общеевропейском интернет — проекте » Образ другого» (Das Bild der Anderen).
Причины участия в данном проекте на немецком языке у насв следующем: поскольку мы проживаем в сельской местности, учащиеся не имеют возможности общаться с носителями языка, не видят потребности знания языка для окружающих. А так же в снижении мотивации учащихся к изучению немецкого языка в рамках школьной программы.
Идея проекта состоит в организации переписки по Интернету с учащимися других стран, для которых немецкий язык является иностранным, с целью сбора информации о партнере, его школе, городе, стране и создании «образа другого». Участие в проекте позволяет придать устному коммуникативному общению учащихся аутентичный письменный характер.
История данного проекта восходит к концу 80-годов прошлого столетия. Он получил развитие в европейских странах, но в нашей стране не имел широкого распространения. Массовое подключение школ к Интернету открыло широкие возможности для участия в этом весьма интересном проекте.
Настоящий проект ставит своей целью формирование у учащихся способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации.
В основе проекта лежит установка на формирование таких навыков и умений как
— пользоваться компьютером и Интернетом для ведения переписки,
— работать со словарем и другой справочной литературой,
— отбирать, анализировать и перерабатывать информацию;
— обращаться письменно к незнакомым (а в дальнейшем знакомым) людям с приветствием, вопросами, предложениями, пожеланиями,
— отвечать на вопросы партнера по переписке,
— оформлять результаты проекта (с помощью различных компьютерных программ),
— выступать публично с результатами проекта.
Очевидно, что наличие компьютера и Интернета является обязательным условием участия в проекте. Кроме того, проект рассчитан только на классы или группы учащихся и не может осуществляться индивидуально. Из учащихся обеих стран формируются пары по интересам, по уровню знаний. Учащиеся создают в Интернете свои почтовые ящики, из которых они будут вести переписку. Но можно пользоваться, и одним почтовым ящиком как это делаем мы.
Конец формыХотя предполагается, что переписка ведется учащимися самостоятельно, от учителя требуется постоянная помощь и контроль. Он поддерживает связь со своим зарубежным коллегой: отслеживает, все ли участники проекта отправили и получили очередное письмо, предупреждает, если случаются задержки, обменивается опытом проведения проекта; кроме того учителя сами многое узнают друг о друге и создают для себя «образ другого».
Темы переписки тесно переплетаются с учебной тематикой, изучаемой в школе, т. е. позволяют уч-ся совершенствовать свои уже имеющиеся навыки, пополнять свои знания, полученные на уроках, во внеурочное время. В ходе выполнения проекта я проводила предварительные подготовительные занятия для написания письма, а так же организаторами в рамках данной проектной деятельности предоставляется бесплатный аутентичный раздаточный материал. Предметное содержание проекта для учащихся 5-9 классов хорошо представлено в «Кochbuch», специальном сборнике методических материалов, подготовленном модераторами проекта «Das Bild der Anderen». Так мы нашли своих друзей — ровесников в Польше из двух разных школ в городах Цабки и Краков, в Норвегии и Дании, в Польше и Венгрии.
Методы и формы обучения:
– коммуникативное обучение;
– дифференцированный, личностно-ориентированный подход к учащимся;
– использование метода проектов;
– использование песен и литературных произведений на немецком языке.
Предполагаемые результаты:
Занятия в творческом объединении должны помочь учащимся:
– формировать творческое мышление;
– способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся;
– способствовать расширению страноведческих понятий;
– привить интерес к предмету немецкий язык.
Проект был апробирован в течение 3-х лет во внеурочной деятельности среди учащихся 7-х и 9-х классов и представлен для публичной защиты на VI школьной научно-практической конференции «Одаренные дети — будущее России». Защита проекта учащимся 7 «В» класса Сокольским Иваном получила высокую оценку, было присуждено 1 место среди участников филологической секции.
Инструментарий для оценивания результата – письма, творческие работы (открытки, поделки к праздникам, проекты).Выводы. Цель данной внеурочной работы — воспитание мультикультурной личности, проявляющей социальный интерес и любознательность, осознающей ценность других людей, мыслящей и действующей за пределами своих культурных границ, имеющей положительную мотивацию во взаимодействии с другими людьми, общающейся с другими людьми на основе доверия и интереса. Таким образом, работа ТО «Клуб интернациональной дружбы» является нужной и полезной. Учащиеся углубляют свои знания по страноведению, учатся общению с людьми разных национальностей, совершенствуют и применяют на практике знания немецкого языка. Из вышесказанного следует, что взаимодействие школы, детского дома творчества на платформе Гете-Института помогает повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка.