«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Программа индивидуального развития одаренного ребенка.

Пятница 5 июля 2019

Автор: Варламова Елена Геннадьевна

МБОУ «Гимназия» г.Арзамас

Аннотация: Продолжается модернизация и становление российского образования. Реализуется государственный стандарт общего образования. Государство и общество обращается к проблеме гуманизации образования, формирования компетентной личности, стремится к реализации потенциальных возможностей каждого. Сегодня возникает необходимость психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей, активизация их познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала, создание индивидуальных маршрутов в обучении.

Ключевые слова: программа, персонифицированное обучение, одаренные дети, индивидуальный маршрут, личность.

Пояснительная записка.

В современных условиях противоречивости системы образования остро возникает проблема выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей.

 Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.  К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Воспитание и обучение интеллектуально одаренных детей возможно в условиях личностно ориентированного и персонифицированного образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает создание условий для образования и формирования личности такого ребенка.

Актуальность проблемы.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач – персонифицированный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления программы персонифицированного развития одаренного ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученики, которые уже со второго класса привлекают моё внимание. Они заинтересованы в изучении двух иностранных языков. Их ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с детьми, я старалась пробудить в них потребность  в саморазвитии и открыть  пути реализации этой потребности. 

Программа персонифицированного развития

  Цель программы:

 Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

 Задачи программы:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

  Рабочая гипотеза:

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

 Принципы программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы:

2018-2022 учебные годы.

Этапы работы над программой:

1 этап — информационно-аналитический (таблица 1)

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

— постановка цели на предстоящий учебный год;

— выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

Таблица 1

Виды работ Формы работы
Целенаправленная работа по диагностике ребенка . Беседы с родителями, тестирование и анкетирование ученика и родителей.
Изучение учащегося и составление психолого-педагогической карты. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения .

2 этап — организационно-деятельностный.

Цель: составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка

Задачи:

1. формирование познавательных интересов;

2. развитие творческих и умственных способностей личности;

3. воспитание патриотизма;

4. воспитание здорового ребенка;

5. воспитание трудолюбия;

6. воспитание любви к природе;

7. адаптация ученика к современным условиям жизни.

Промежуточные результаты:

Сильные стороны (таблица 2)

Таблица 2 

Учёба Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу.
Труд  Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
Долг С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.
Дисциплинированность Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в школе, на улице, дома.
Коллективизм Общительна и отзывчива. Считается с интересами коллектива.
Доброта Заботлива, добра, отзывчива.
Честность Честна.
Творчество Проявляет интерес к творчеству

Слабые стороны

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

Возможности    

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.    

3 этап —  коррекционно-развивающий.

Цель: реализация индивидуальных программ развития.

Задачи:

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Пути реализации.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель– научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

 1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.