«Современный УМК по английскому языку как средство продвижения прогрессивной методологии овладения иноязычной культурой: в чем загадка УМК Starlight для учащихся и учителей»
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Вторник 6 августа 2019Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, заведующая кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, доктор филос. наук, профессор, Почетный работник народного образования РФ
Аннотация. Продолжая серию публикаций на тему научно-методического обеспечения содержательного процесса иноязычного образования в формате авторского проекта «Выбираем УМК», основная цель данного опуса видится автору в предъявлении одного из возможных способов приобщения обучающихся к чужой культуре через гуманитарные практики рекурентного образования, в основании которого языки культуры, ориентирующие языковую личность на непрерывное познание и самопознание в условиях использования современных отечественных УМК по английскому языку издательства «Просвещение».
Город: Новосибирск
The purpose of this report is to clarify the concept, main features, and objectives of the «recurrent education» issue and to spell out the implications that this approach will have for modern educational policy making of teachers’ retraining system in the project “We choose UMK”. It is suggested that acceptance of the «recurrent education» proposal implies not only a major turning point in educational policy making that it also has important consequences for social and cultural policies in language education of both students and teachers. Thus there is a need for a coordinated approach and for the establishment of appropriate planning and policy making mechanisms for dealing with the issue. Through long term planning and policy perspective together with immediate short term planning such a re-organization could take place in cooperation with the publishing house “PROSVESHENJE”.
Проблемный контекст. Проблемы повышения качества иноязычной подготовки обучающихся, как никогда ранее, актуальны в аспекте приобщения к новым образовательным ценностям в системе рекурентного образования (recurrent education/ strategy for lifelong learning) [1-3;7].
И прежде всего возникает новая постановка вопроса — как научить человека жить и развиваться в современном мире! Педагогика находится в сложной ситуации, и не понятно, чему учить, авторитету истины или истинам авторитета. В связи с этим приоритетными характеристиками для системы российского образования в целом становятся его устойчивость и жизнеспособность, гибкость, и ориентация на вызовы современного поликультурного мира, а также на потребности конкретного человека, конкретной личности [3;5].
Разумная, построенная на гуманистических принципах профессиональная образовательная среда общения коллег по педагогическому сообществу в условиях гуманитарных культурно ориентированных практик – один из ведущих факторов, позволяющих экстраполировать их в школьную систему иноязычного образования. В данном контексте возникает проблема подготовки слушателей образовательных программ, в особенности молодых педагогов, получающих второе высшее образование по специальности «Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков и культур», с точки зрения методологии исследовательской деятельности в пространстве иноязычной культуры. Об этом автор неоднократно заявляла на страницах нашего журнала [1-3].
В свете изложенного цель данной статьи видится в предъявлении результатов внедрения проекта «Я выбираю современный УМК», которые позволяют стимулировать профессиональный рост учителя на примере организации экспертной деятельности поискового характера, заявив о возможностях УМК «Starlight» [4;6;] в качестве одного из эффективных средств совершенствования профессиональных умений учителя английского языка в пространстве рекурентного образования.
Программа и методология исследования. Организационные вопросы, затрагивающие программу исследования создания развивающей образовательной среды слушателей, предполагают использование системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов, которые являются методологической базой развития системы профессиональных умений учителя. Личностно ориентированный подход к конструированию развивающих ситуаций коммуникативного характера в особенности при проведении экспертно-оценочной деятельности педагога через систему развивающих заданий становится важным условием реализации профессионального проекта «Я выбираю УМК». Авторская технология культурного самоопределения личности учителя, в основе которой требование языковой самореализации через индивидуальный выбор языков образования и их использования в реальных коммуникативных ситуациях, становится одной из возможных педагогических стратегий рекурентного образования педагогов.
На программе обучающийся, в нашем случае учитель АЯ, развивает и совершенствует приемы интеллектуально-смыслового понимания текстов разного типа и жанра на новом текстуальном материале. Это делается ежегодно на примере конкретного УМК из списка Федерального перечня учебной литературы, в процессе выполнения системы развивающих заданий методического и коммуникативного характера, получая возможность пройти подготовку в плане экспертной деятельности (См.: Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку/ Иностранные языки. – 2012. – № 3.http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij ).
Причем интеллектуально-смысловое овладение концепцией того или иного УМК становится тем запускающим механизмом понимания достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности по организации образовательного процесса в конкретных условиях работы (ученический коллектив, индивидуальные особенности разных групп обучающихся, региональные возможности и ресурсы совершенствования иноязычной культуры, преференции и возможности самого учителя и школы в целом).
База исследования. Реализация программы осуществляется в условиях целенаправленного и организованного участия педагогов школ, лицеев и гимназий Новосибирска и Новосибирской области в системе рекурентного образования. Работая с отечественными УМК Spotlight, English, Spheres, Starlight издательства Просвещение, учителя после выполнения программы в полном объеме (108 час.) представляют после курсов свои экспертные оценки УМК. В региональной системе профессионального образования учителя английского языка особое место занимают ежегодные встречи с авторскими коллективами перечисленных УМК, которые, несомненно, вносят весомый вклад в создание профессиональной развивающей среды иноязычного образования.
Обсуждение результатов исследования. Как показал частично-поисковый этап исследования, системный подход к совершенствованию профессиональных умений учителя в процессе рефлексии и экспертной деятельности позволяет выделить наряду с ключевой коммуникативной компетенцией лингвострановедческую компетенцию (ЛК), обеспечивающую, как известно, коммуникацию на уровне идентификации понятий, ассоциаций и образов, возникающих у человека в процессе общения. В свою очередь, ЛК, представляя собой систему национальных кодифицированных фоновых знаний, ориентированы на адекватную коммуникацию с носителями языка (а именно, особенности культуры стран изучаемых языков, родного и иностранного, истории, обычаев и традиций).
Эти основные профессиональные компетенции, несомненно, позволяют учителю адекватно оценить возможности того или иного учебного пособия, коммуникативную и социокультурную составляющую, развивающий и воспитательный, ценностный и лингвострановедческий аспекты образовательного процесса. После курсового повышения квалификации учителя в своих проектах делают акцент на следующих критериях выбора/оценки УМК Звездный английский [4;6], который полностью соответствует им:
а) коммуникативная направленность, основывающаяся на грамотном изложении устного или письменного сообщения с точки зрения грамматико-лексического наполнения, находит отражение в заданиях на формирование лексическо-грамматических навыков на материале следующих ситуаций – дать совет, высказать желание что-либо сделать, работа с таблицами (на сознательное овладение языковыми реалиями – сравнение паттернов родного и иностранного языка – а как у них это звучит), на приемы работы со словарем и грамматическим справочником, задания на самостоятельное ознакомление, систематизацию и обобщение лексики и грамматики.
Внесите свои ПРИМЕРЫ ИЗ УМК 6 класс 2009 книга для учителя – с.11
б) речевая направленность, связанная с практическим пользованием языка одновременно как цели и средства общения, отражена в заданиях на формирование стратегий обмена информацией, с помощью наглядности на мобилизацию психической активности, интереса и на облегчение процесса работы, на расширение объема усваиваемого материала, на снижение утомляемости, на творческое воображение, на мобилизацию воли, (картины, фильмы,
Внесите свои Примеры заданий — с 53
в) новизну тематических текстов и текстов упражнений, направленную на отказ от многократного чтения того же тематического/ситуативного текста и заданий-текстов, нацеленность на вариативность с сохранением языкового материала, учителя находят в текстах и заданиях на развитие речепроизводства, эвристичности и продуктивности речевых умений, устойчивого познавательного интереса и потребности к использованию АЯ в других видах деятельности (разработка кроссвордов, рисование, разработка заданий из других областей естественнонаучного и гуманитарного знания, обратные переводы стихов и песен, сценок из пьес).
Внесите свои Примеры заданий — с. 93
Методология разработки системы развивающих заданий к упражнениям, нацеленных на формирование социокультурной компетенции прежде всего зависит от социокультурной значимости учебных текстов аутентичного характера, которая позволяет решать цели и задачи, заявленные в компоненте ФГОС по иностранным языкам.
Внесите свои Примеры заданий с.107
Таким образом, учителя иностранных языков, погружаясь непосредственно в современную развивающую профессиональную образовательную среду, приобретают навыки осмысления и глубокого понимания концепции авторских линий УМК, которых у издательства Просвещение немало!
До сих пор остаются незабываемыми встречи с сотрудниками издательства и авторами УМК — с В.В.Копыловой, И.Н.Темновой, Ю.А.Смирновым, Ю.Е.Ваулиной, О.Е.Подоляко, В.П.Кузовлевым, А.В.Мишиным, Е.А. Кузнецовой и др. Прекрасным и неожиданным подарком стала встреча-вебинар с Ефимом Израилевичем Пассовым в 2016 году, когда участники научно-практической конференции учителей иностранных языков «Иноязычное образование: проблемы и перспективы» в актовом зале НИПКиПРО получили возможность задать вопросы автору коммуникативного метода о перспективах развития иноязычного образования в российских школах и получить на них исчерпывающие ответы.
В фокусе внимания оказались вопросы о принципах коммуникативного метода обучения говорению, о ситуативном подходе на уроке иностранного языка, что такое современный урок иностранного языка, каким должен быть современный учебник и некоторые другие вопросы. В ходе дискуссии, вслед за профессором Ефимом Израилевичем Пассовым, учителя пришли к выводу о том, что «главной задачей в процессе овладения чужой культурой является повышение статуса учащегося как субъекта родной культуры…А интеграция «материалов-технологии-отношения учителя» в процессе образования составляет залог успешной реализации воспитательного аспекта» (Е.И.Пассов. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – С.101).
В нашей предыдущей статье «Культурное самоопределение учителя иностранного языка в аспекте современных образовательных ценностей в условиях рекурентного образования» (от мая, 2019) были представлены результаты исследования методологической готовности учителя-лингвиста к экспертной деятельности в процессе осмысления авторской концепции УМК STARLIGHT на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в 2018/2019 году.
В рамках проведенного ранее диагностического исследования в рамках проекта «Выбираем современный УМК» полученный материал о профессиональных умениях педагогов (СПУ) был распределен на три уровня. Уровень грамотности, уровень ремесла и уровень мастерства [5,153-158).
По уровням профессионализма распределение осуществлено следующим образом — уровень грамотности (система методических знаний о всех компонентах образовательного процесса) составляет 20%, уровень ремесла (система методических навыков осуществления учебных действий, потенциальная основа мастерства) — 45%, и уровень мастерства (система методических умений, обеспечивающих выполнение профессиональных функций) — 35% от общего количества участников (250 чел.). Качественные показатели экспертной деятельности учителя были отражены в письменных отзывах об УМК, в сценариях урока или системе уроков, при написании и публикации статей в профессиональных журналах, в материалах научно-практических конференций и семинаров, а также в опыте проведения творческих мастерских учителей. Данные материалы становятся свидетельством учительского профессионального роста, который никогда не заканчивается. В частности, можно было наглядно наблюдать, как осуществляется преобразование и творческий перенос приемов учебного познания в проектах учителей; как опыт осуществления приемов профессиональной деятельности (репродукция культуры) становится для учителя приоритетом на каждом открытом занятии. А их за последние пять лет прошло немало перед автором данной статьи и коллегами – учителями иностранного языка (около 200 открытых занятий).
На мастер-классах в базовых школах Новосибирска (гимназия №3 10 и 1, Экономический Лицей, Инженерный Лицей, Лицей №126, Школа София, Школа с углубленным изучением иностранных языков №137, Лицей информационных технологий, Гимназия №13) профессиональный рост учителя особенно наглядно представлен. Демонстрация профессионализма и мастерства очевидна при использовании полученных на курсах знания о компонентах образовательного процесса: целях и средствах, объекте и полученных образовательных результатах, намеченных в УМК, о предложенных в УМК приемах и организационно-педагогических условиях создания единой образовательной среды для творческого взаимодействия непосредственных участников. Иными словами, учителя постепенно и настойчиво вместе с авторским коллективом УМК переходят от одной ступени профессионализма к другой, более высокой — от грамотности и ремесла, в хорошем смысле этого слова, к мастерству.
В завершение данной части исследования в качестве демонстрационного материала внедрения проекта «Выбираем УМК Starlight» системной предлагаем для анализа и практического осмысления фрагменты нескольких квалификационных работ учителей английского языка, слушателей программы переподготовки 2018/2019 года. В основание авторских работ были положены результаты анализа искомого УМК на предмет использования лингвострановедческого аспекта, а также разработки фрагментов урока, направленного на формирование лингвострановедческой компетенции.
КОНЦЕПТ 1. «Целью является изучение лингвострановедческого аспекта УМК «Starlight», а также обзор методов и способов введения этого материала. С методических позиций основной характеристикой УМК является его коммуникативная направленность. 8 класс с.90При отборе и организации учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего школьного возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики. Также предполагается развитие мотивации учащихся в процессе овладения иноязычной культурой на уроках английского языка. Новая лексика представлена с помощью диалогов, песен, игр и заданий на аудирование. Каждая часть включает в себя четыре модуля, четко структурированных и систематизированных, в которых множество творческих заданий, мотивирующих ребенка думать и говорить на английском языке. Каждая страница направлена на активное участие и взаимодействие со стороны детей, на развитие у них рецептивных и продуктивных навыков 8 кл с 91. Единый стиль построения уроков модуля облегчает работу учителя и учащегося, так как учащиеся быстро понимают привычные установки, знают, что от них требуется сделать, концентрируясь на содержании заданий. Задания для промежуточного контроля, содержащие упражнения на проверку грамматических, лексических, фонетических навыков, навыков в чтении, аудировании и говорении, служат базой для подготовки к выполнению контрольных заданий, представленных отдельным элементом комплекса . Задания в рабочей тетради – на закрепление пройденного материала из учебника РТ 8 кл с.44-45. Книга для учителя подробно представляет поурочное планирование, содержит ответы ко всем упражнениям, предлагает возможные пути проверки и оценки знаний, умений и навыков(слушатель программы 2019 года, Алексей Ш.)
КОНЦЕПТ 2. «В основу данного УМК 10 КЛ – С. 110- 111 положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции обучающихся. А также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранному языку, обеспечивающие особое внимание интересам учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям и реальным возможностям при организации работы по развитию способов деятельности. УМК полностью соответствует основополагающему для ФГОС системно — деятельностному подходу, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» (слушатель программы 2018 года, Татьяна Максимовна М.).
КОНЦЕПТ 3. «УМК Звездный английский для 2-4 классов хорошо понятен учителю, учащимся и их родителям, так как в нем грамотно прописаны все результаты. Например, личностные результаты в учебниках в соответствии с требованиями ФГОС формируют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительное отношение к культуре других народов. С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы, которые называются Our World, My World и Storyland. В разделе Our World представлены тексты по культуре как англоговорящих стран (Великобритании, США и др.), так и других государств (например, Мексики, Германии и др.) по теме модуля, из которых учащиеся узнают о жизни своих сверстников в этих странах. В разделе My World предлагаются тексты о России по аналогичной тематике. Например, тексты о русских национальных костюмах и российских городах, об известных людях России, о персонажах русских мультфильмов и кино позволяют учащимся осознать себя гражданами страны. Основной особенностью раздела Storyland является встроенная в учебник книга для чтения, представляющая собой русскую сказку, переложенную на английский язык. В учебнике для 2-го класса это «Сказка о рыбаке и рыбке» (The Fisherman and the Fish), в 3-м классе — «Сивка-Бурка» С. 70(Sivka-Burka), в 4-м классе — «Каменный цветок» (The Stone Flower). Чтение знакомых младшим школьникам образцов русского фольклора на иностранном языке позволяет им посмотреть на родную культуру с другой стороны, готовит их к представлению родной культуры в рамках межнационального общения» (слушатель программы 2018 года, Светлана Николаевна В.).
КОНЦЕПТ 4. «Есть в УМК Звездный английский два дополнительных раздела Special Days в конце книги, дающие детям представление о различных праздниках, которые отмечают их сверстники в англоговорящих странах. Разделы содержат разнообразные игры и упражнения, нацеленные на закрепление лексики и на дальнейшее развитие коммуникативной компетенции. Все разделы помогают школьникам легко ориентироваться в учебнике. В УМК используются разнообразные виды наглядности, иллюстративного материала 3 КЛ С.106-107. Это повышает мотивацию, усиливая эффект ситуативности (слушатель программы 2019 года, Алевтина Вадимовна С.).
КОНЦЕПТ 5. «Также стоит отметить, что в результате анализа учебников из УМК «Звездный английский» было обнаружено наличие лингвострановедческого аспекта в большинстве упражнений на чтение по ходу всего учебника, так как они основаны на информации об устройстве жизни, истории и культуре Англии, Америки, Австралии и других стран. Еще одной важной особенностью УМК является то, что в анализируемом пособии присутствует информация о жизни и культуре стран, изучаемого языка, а также информация о русских традициях и реалиях, что позволяет развивать способности учащихся к межкультурной коммуникации. ЛК включает в себя и владение знаниями о другой стране, и умение передавать сведения о традициях своей страны на иностранном языке (слушатель программы 2019 года, Мария Владимировна М.).
КОНЦЕПТ 5. «Итак, проанализировав учебники для средней ступени обучения из УМК Звездный Английский, можно выделить следующие положительные стороны:
— лингвострановедческий материал широко представлен, есть отдельный раздел, направленный на формирование ЛСК;
— информация подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов;
— темы, предлагаемые в учебнике актуальны и занимательны для современных школьников;
— представлены упражнения разных видов, способствующие формированию фонетических, лексических, грамматических навыков, а также навыков чтения, говорения и слушания;
— учебник соответствует требованиям ФГОС и составлен на основе коммуникативного метода» (слушатель программы 2018 года, Екатерина Игоревна Г.).
КОНЦЕПТ 6. «В то же время нами было отмечено, что в учебниках представлен только один из возможных способов интеграции лингвострановедческого материала в учебный процесс посредством чтения публицистических и художественных текстов. Данный аспект может стать причиной однообразия процедуры обучения английскому языку, в то время как, одна из ведущих функций лингвострановедческого материала – разнообразие процесса обучения. Более того, спектр тем, представленных в учебнике, может быть расширен. Такой материал в естественной форме поддерживает диалог культур, а у учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран, воспитывается чувство гордости за свою страну. А прописанные подробно в каждом учебнике все позиции-рекомендации относительно конкретных результатов-достижений позволяют учителю разобраться в планировании и составлении сценария текста к системе уроков. Таким образом, нами было принято решение разработать урок, который расширяет разнообразие лингвострановедческих данных, включает в себя различные способы введения этих данных и может быть использован как факультативный добавочный материал к УМК «Starlight».
Разработка фрагмента урока, направленного на формирование лингвострановедческой компетенции для учащихся 4 класса начального этапа обучения английскому языку. В содержание фрагмента войдут разработанные нами упражнения, способствующие формированию ЛСК.
Фрагмент урока может использоваться в тандеме с определенными тематическими разделами учебника 4 класса учебно-методического комплекса «Звездный английский» с целью разнообразить методы и способы интеграции лингвострановедческого материала в учебный процесс и расширить тематический спектр учебников.
Фрагмент урока на тему «Famous people in Britain»
Данный фрагмент может быть использован в качестве дополнительного материала к разделам 1 и 7 учебника «Starlight». Фрагмент, предложенный ниже, может стать логическим продолжением данных разделов учебника «Starlight 4» и других учебников, содержащих подобные тематические разделы.
Цели урока:
- развивать коммуникативные умения и навыки
- формировать интерес к культуре, истории и традициям страны изучаемого языка
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях;
Задачи урока:
- способствовать совершенствованию речевых навыков учащихся в говорении: на уровне микро-монолога на основе учебного текста и вербально заданных ситуаций по теме «London sightseeing»;
- ознакомиться с достопримечательностями Лондона
- развить интерес учащихся для дальнейшего самостоятельного исследования информации по данной теме
Ход урока:
I. Организационный момент
Teacher: Hello, children! I’m glad to see you!
Pupils: Hello, teacher. We are glad to see you too.
Teacher: Today we’ll have an unusual lesson.
We’ll go sightseeing to London.
Exercise 1. But first of all, let`s revise the vocabulary you have learnt.
- seesighting sightseeing
- umsemu museum
- bac cab
- werto tower
Exercise 2. Watch the video and put in the right order the pictures below
Tapescript of the video:
We are flying in the air,
and across the sea
We’re going to
a really nice place
to have a cup of tea
When we see their
flag in the air
Then we know we’re near
Oh boy, I can’t wait to get there
The people are so very nice
and full of cheer
Oh boy, I can’t wait
to meet them
We will have, so much fun
when we are in London
Double deckers and The Queen
When we’re in London
Taxi cabs and Ringo Starr
When we’re in London
Buckingham palace is great,
it’s worth the visit
Oh boy, it sure is amazing
and the Tower of London
is big,
you can’t miss it
Oh boy, it’s bigger
than an elephant
We will have, so much fun
when we are in London
Double deckers and The Queen
When we’re in London
Taxi cabs and Ringo Starr
When we’re in London
The phone booths
and the royal guard
When we’re in London
A spot of tea with our friends
When we’re in London
Exercise 3. This is Harry. He is from the USA. Harry went sightseeing to London. He wrote about it in the diary. Read and answer the questions.
Monday | I visited Buckingham palace and I saw the royal guards near there. The flag was flying on the top so the Queen was at home. |
Tuesday | I took the double-decker bus and went to the sightseeing tour. We passed by Pass by Westminster Abbey and the Houses of Parliament. I saw Big Ben. Guide sang a song: Big Ben is not a person Big Ben is not a clock Big Ben is not a tower It’s a bell: ding dong |
Wednesday | I ate fish and chips and had a cup of tea. |
Thursday | I got in the taxi cab and went to the Tower. In the past it was a zoo, a prison and a museum. |
Friday | My friends and I had a picnic in Hyde Park. We played badminton. |
Saturday | I took a picture with a phone booth. |
Sunday | I went to the Science museum to learn about space, astronauts and rockets. It was an awesome place! At the British Museum I could see Egyptian mummies. |
1) Where did Harry go on Monday?
2) What did he see on Tuesday?
3) What did he eat?
4) How do the English use the Tower in the past?
5) What did he do in Hyde Park?
6) What did he like at the museums?
Итак, были проанализированы учебники для начальных классов из учебно-методического комплекса «Starlight». В результате проведенного микроисследования было выявлено, что данный учебник полностью соответствует требованиям ФГОС, составлен с учетом принципов коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. В учебнике присутствует отдельный раздел, посвященный формированию лингвострановедческой компетенции, помимо этого лингвострановедческий, страноведческий и культуроведческий материал встречается во многих других разделах в пространстве учебника, также имеется раздел, темой которого являются реалии нашей страны, что способствует формированию навыка передачи собственной культуры на иностранном языке, который является неотъемлемым компонентом ЛСК. Однако нами было отмечено, что единственным методом внедрения лингвострановедческой информации в учебниках комплекса «Starlight» является чтение текстов. Это подтолкнуло нас на разработку фрагмента урока, которая могла бы быть использована в качестве вспомогательных материалов к проанализированным нами учебникам. Нашей целью было разнообразить методы введения лингвострановедческих элементов и расширить тематический спектр учебника. Разработанный нами фрагмент урока был экспериментально апробирован на базе языкового центра «Interlang». Участниками исследования стали студенты мини-групп уровня Elementary. Исследование показало, что разработанный фрагмент урока способствует формированию ЛСК, разнообразит ход урока и повышает интерес учащихся к английскому языку» (С. Алевтина Вадимовна, слушатель программы 2019 года).
Заключение.Результаты проведенного многофакторного исследования профессионального роста учителя в системе рекурентного профессионального образования на региональном уровне позволяют утверждать:
— в интересах российского образования и педагогического сообщества в целом важно культивировать установку учителя на научно-методологическое познание и практическое осмысление проблемных аспектов развития современного поликультурного общества;
— к таким относятся прежде всего новые образовательные и традиционные культурные ценности народов, заложенные в государственных документах об образовании;
— постоянно обновляющийся корпус современных отечественных учебно-методических изданий, в свою очередь, призван в полной мере обеспечивать их отражение в целостной философии профессиональной деятельности специалиста в области иноязычного образования и культуры.
— в свете сказанного особенно актуальны слова древнекитайского философа Конфуция, отмечавшего, что «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».
Список литературы
- Буланкина Н.Е. Ресурсы профессионального роста учителя: проблемы и перспективы// Иностранные языки. – 2014. – № 6. http://iyazyki.ru/2014/06/resourse-profession
- Буланкина Н.Е. Мотивационная готовность учителя к реализации ФГОС в условиях современной информационно-образовательной среды// Иностранные языки. 2016. – № 10. от 05.10.2016 https://iyazyki.prosv.ru/2016/10/english-teacher
- Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение педагога: мотивационная готовность учителя к решению задач развивающего обучения на уроках иностранного языка //Иностранные языки. – 2017. – 21 июня https://iyazyki.prosv.ru/2017/06/21/
- Мильруд Р.П. В поисках нужного учебника английского языка// Иностранные языки. 1 марта 2016. https://iyazyki.prosv.ru/2016/10/english-teacher
- Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 160с.
- УМК Starlight — 2-11 классы (авторы – Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р.П., Эванс Д. и др.). Москва: Издательство Просвещение.
- Kallen, Dennis., Bengtsson, Jarl. (1973). Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning. Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris (France). Centre for Educational Research and Innovation. — 88p.