«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Особенности организации социального партнерства в обучении английскому языку на начальном этапе в условиях модернизации образования

Пятница 13 сентября 2019

Социальное партнерство — (англ. partnership) — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

В последнее время учителя сталкиваются не только с различными проблемами по обучению детей в школе, но и с проблемой взаимоотношений с родителями при организации образовательного процесса. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречило друг другу, а положительно и активно воспринималось ребёнком. Ни для кого не секрет, что образовательная деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Авторы:

 

 

Короткова Ирина Владимировна

Учитель английского языка

МОУ «Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда»

 

 

 

 

 

 

Юркова Наталья Николаевна

Учитель английского языка

МОУ «Гимназия №11 Дзержинского района Волгограда»

 

 

 

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание. Целью социального партнерства является повышение качества образования и степени удовлетворённости всех участников образовательного процесса.  Задачи социального партнерства:

  1. адаптация ребёнка в процессе обучения;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. пробуждение любознательности и мотивации к изучению английского языка;
  4. выявление особых способностей учащихся.

Социальный статус семей неоднороден.  Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.  Для осуществления этой деятельности мы должны ясно представлять себе структуру социального партнёрства и его основные проблемы, если мы хотим выстроить именно партнерские отношения с родителями, т.е. «отношения с разделенной ответственностью за конечный результат». [1].

В организации партнерских отношений можно выделить три этапа. Первый этап–знакомство. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.  Большее значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Необходимо активизировать мотивационные ресурсы, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальную активность. Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она очевидна (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в гимназии, например, работают квалифицированные специалисты и гимназия имеет огромный опыт работы в обучении иностранным языкам, участвует в интересных проектах.

В начале курса обучения английскому языку у родителей много вопросов, родителей пугает то, что они не могут помочь детям – ведь они учились по учебникам совсем другого содержания. Современное учебное пособие не содержит заданий на русском языке, дети за несколько уроков должны привыкнуть к звучанию команд, формату заданий, нумерации страниц бумажных носителей и цифровых ресурсов учебного пособия на незнакомом языке. Родителям это представляется очень сложной задачей. Чтобы исключить родительские опасения, первым шагом к сотрудничеству является наше взаимодействие с группой родителей весной, перед поступлением их детей в первый класс – это «Информационное родительское собрание в формате обучающего семинара». На семинаре мы знакомим родителей с целями и задачами курса внеурочной пропедевтической деятельности «Веселый алфавит», «Путешествие в страну английского языка», «Учимся читать по-английски». Информируем родителей, что целесообразно комплектовать группы с учетом уровня подготовки детей в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, мы пытаемся соблюдать принцип преемственности образовательной программы детского сада и школы, разъясняя родителям, что пропедевтический курс поможет плавно перейти от развлекательно-игровой деятельности к обучению азам английского языка.

Следующая встреча с родителями происходит в начале декабря на мероприятии с участием детей разных возрастных групп, проводимом в рамках предметной недели. На концерте демонстрируются достижения и успехи младших школьников, приобретённые на внеурочных занятиях по английскому языку: учащиеся рассказывают стихи, поют песни на английском языке, демонстрируют красочные поделки и творческие работы. Родителям предлагается подборка интернет-сайтов, которые они совместно с детьми могут использовать для дополнительной успешной работы по усвоению английского языка.

Во взаимодействии с родителями очень важной является необходимость идти в одном направлении, действуя в унисон. Часто родители утверждают, что они не могут помочь ребенку с домашними заданиями по английскому языку. Мы пытаемся объяснить родителям, что детям не нужна профессиональная помощь в выполнении домашнего задания. Нужно просто уделять им внимание. Помогать – не значит делать все за детей, переучивать ребенка, вторгаясь и перечеркивая работу учителя. Функция родителей – поддержка, контроль, внимание и их интерес к деятельности детей в изучении иностранного языка.

Для этого мы знакомим родителей с чек-листом (Приложение 1) для выполнения домашнего задания. Чек-лист – это список подсказок, реестр действий. Он предназначен, прежде всего, для ученика.

Приложение 1

Суть и смысл чек-листа заключается в создании оптимального перечня шагов для рутинного или постоянного процесса. Чек-лист помогает:

1) экономить свое время,

2) сократить до минимума возможность появления ошибки,

3) избежать нервозности.

Первые шаги к установлению партнёрства с семьёй сделаны. Родители начинают понимать, что не все так сложно. Их настороженность сменяется на любопытство.  А там недалеко и до сотрудничества.

Организация сотрудничества может быть различной, прежде всего, это, конечно, родительские собрания, но практика показывает, что занятость учителя и родителей не позволяет проводить собрания родителей часто. Хотя именно в начальной школе важно взаимодействие и понимание между взрослыми. Это является залогом комфортного состояния ребенка.

Мы используем такой вид работы с родителями, как «Индивидуальные консультации». Инициатором встречи может быть любая сторона: и родители, и учитель. Все встречи с родителями мы фиксируем в своем специальном журнале, где указывается дата, тема беседы, а подтверждение проведенной беседы – подпись родителя. Как правило, родители хотят услышать от учителя отзыв о работе своего ребенка на уроке и его успешности в языковой деятельности.  Грамотно построенная беседа может дать учителю информацию об особенностях ребенка, о его увлечениях, предпочтениях и даже страхах. Внимательный педагог поймет, можно ли рассчитывать на помощь родителей, доверительные ли отношения в семье или учителю нужно будет давать не только консультацию по предмету, но и по общению и взаимодействию в семейном кругу. Подобные встречи могут затягиваться на часы, но мы понимаем, что таким образом мы приобретаем сторонников, единомышленников в лице родителей на долгие годы.

Укоренившееся представление о школе, где учитель подавляет в ученике личность, низко оценивает достижения и успехи учащихся, занижает отметки, глубоко засело в сознание общества. В своей работе мы добиваемся понимания со стороны родителей и прозрачности учебного процесса. Но как же оценивать работу маленького ученика в период безотметочного обучения в 1 классе? Достаточно ли слов поощрения или необходимы «за­менители» отметочной системы: «звездочки», «зайчики», «черепа­шки»? Мы решили, что целесообразно использовать такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать инди­видуальное продвижение каждого ре­бенка с методической точки зрения. Фиксирование результатов может иметь различные формы: условные шкалы, графики, таблицы, схемы, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Мы назвали эту форму «Картой успеха» (Приложение 2). В начале учебного года мы завели на каждого ученика карточку и на проверочных уроках отмечали цветом достижения ученика по формируемым навыкам. Цвета — маркеры можно выбрать произвольно. Мы выбрали зеленый, желтый, синий. Таким образом, мы фиксировали итоговые достижения за семестр по всем формируемым на данном этапе навыкам. Тем самым мы информируем родителей и готовим их к адекватному восприятию  успехов или затруднений их детей, и во втором классе, когда начинается оценочный период,  невысокие отметки не должны вызывать у родителей вопросов.  Мы не делаем эти достижения предметом сравнения, они являются личным достоянием ребенка и его ро­дителей. Знакомство с результатами мы проводим на родительском собрании в конце года или на индивидуальной консультации.

Приложение 2

Итак, прошло итоговое родительское собрание, закончился учебный год, но мы не расстаемся с нашими учениками. Несколько лет назад инициаторами летнего дистанционного обучения выступили сами родители, которые к тому времени стали нашими единомышленниками, и таким образом возник проект, который мы назвали «Summer school» («Летняя школа»). Составили план, потом приступили к составлению заданий, привлекли волонтеров из числа учениц старших классов. Сначала задания передавали через сайт гимназии, потом – через «Сетевой город».  В сентябре дети принесли выполненные задания, мы проверили и выявили лучшие работы, хотя дипломы, дизайн которых придумали старшеклассники, получили все. Дети с увлечением рассказывали о том, как они выполняли задания.  Родители и дети объединились в решении совместной задачи. Подрастают дети, материал усложняется, изменяются задачи «Летней школы». Мы разработали пошаговую инструкцию работы.  Имея такую инструкцию, родители могут помочь своим детям организовать работу. Конечно, в первый год у нас были опасения, что никто не будет выполнять задания, но на деле сложилось все успешно. Гарантами были сами родители. Проект живет, меняются только образовательные задачи, и они исходят из тех потребностей, которые учитель видит сам к концу учебного года. Этим мы реализуем процесс «непрерывности» в обучении иностранному языку.

Рассказывая о нашей работе, мы хотели показать взаимодействие и сотрудничество семьи и школы, которое способствует пониманию того, что труд по изучению английского языка – посилен, интересен, продуктивен, он приносит не всегда быстрый результат. Совместная деятельность сближает все три субъекта образовательного процесса и перерастает в партнерство.

Список литературы:

  1. Реморенко И.М. “Социальное партнерство” в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. — М.; СПб.: Югорск, 2003.
  2. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / Л.Г. Гуслякова, А.К. Мишин, В.В. Ткаченко; М-во образования РФ [и др.]. — Барнаул, 2003. — 106 с
  3. 2. Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya
  4. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.