Современные подходы к здоровьесбережению учащихся на уроках немецкого языка в рамках УМК «Горизонты»
Автор: Елена ГИЗЕ | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Понедельник 16 сентября 2019Работая в МБОУ гимназии №12 г. Каменск-Шахтинский Ростовской области, в которой уже около 20 лет немецкий язык преподается как второй иностранный, а последние 6 лет при обучении немецкому языку за основу берется УМК «Горизонты» издательства «Просвещения», я столкнулась с проблемой непонимания некоторых родителей о роли и месте предмета Немецкий язык как второй иностранный. Я часто слышу такие высказывания: «Наши дети и так перегружены, они устают. Им хотя бы выучить английский язык. Справятся ли они со вторым иностранным языком?». Для меня ключевым словом стало «устают». Поэтому я задалась следующими вопросами: Как сохранить здоровье ребенка и в то же время дать ему определенный объем знаний? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение стало бы в радость? В какой степени будут способствовать решению данной проблемы УМК «Горизонты», с которыми я работаю?
Поиск путей решения этих вопросов позволил сформулировать проблему опыта: определение педагогических средств и приёмов обучения, обеспечивающих сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся на уроках немецкого языка в рамках УМК «Гороизонты».
Автор: Елена Гизе
Учитель немецкого языка, лауреат премии Губернатора Ростовской области; диплом победителя финала конкурса «Учитель года Дона 2018» в номинации «Учитель здоровья»; диплом лауреата Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России 2018»; почетная грамота администрации города Каменск-Шахтинский.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинский.
Цель моей практической работы в гимназии – создать такие условия на уроке, которые смогли бы обеспечить оптимальную работоспособность, предотвращая утомляемость школьников в соответствии с планируемыми метапредметными и предметными результатами обучения.
Какие же это условия?
Психологический комфорт, доброжелательная обстановка, различные формы подачи содержания учебного материала. Например, я использую небольшие фрагменты видео на уроках как средство повышения мотивации к предмету, как средство развития продуктивной речи учащихся. Для 5-6 классов УМК «Горизонты» предлагают уже готовые видеоролики к главам учебника и четыре дополнительных видеофрагмента по страноведению. Для последующих классов подбираю короткие видео к таким темам, как «Путешествие по Рейну» (8 кл.) «Планета Земля» (9кл.), «Техника» (9 кл.). Активизация лексики по теме «Это вкусно» (6 кл.) осуществляется с помощью игры «Определи на вкус». Очень важно задействовать у детей разные чувства восприятия информации: увидеть, потрогать, понюхать, определить на вкус.
Как известно, на уроке иностранного языка учащиеся должны использовать сразу 4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Поэтому вопрос о чередовании видов деятельности не возникает, другое дело, в какой форме я могу преподнести определенный вид деятельности, причем, не нарушая логику урока. Любой вид деятельности учащихся не должен «жить самостоятельной жизнью», после каждого этапа, непременно, нужно использовать «мостики», которые являются связывающим звеном, дополняя и обогащая предметное содержание. Например, мы все прекрасно знаем, как необходимо проводить физкульт. минутки на каждом уроке; если основной вид деятельности – это чтение, письмо, тогда необходима зарядка для глаз, если много говорим, поём – дыхательная гимнастика. Но мне, как учителю, перед которым стоит задача – предметные результаты учащихся, порой жалко «тратить время» на физ.минутки, которые не связаны с моим предметным содержанием. Гораздо интереснее, хотя на это уходит больше времени на подготовку, совмещать практические предметные цели с задачами оздоровления учащихся. Например, мне нужно отработать определенные звуки в произношении, тогда я использую тренажер В.Базарного для зрения и выбираю необходимое для определенного урока упражнение из рубрики Phonetik: каждый звук имеет свой цвет и траекторию движения при помощи глаз. Точно также можно использовать упражнение «словарная змея» и варьировать упражнения далее.
Однако охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Иностранный язык – это тот предмет, который затрагивает все стороны жизни человека: дружная семья („Meine Familie“ в 5 классе, „Familie“ в 10 классе), здоровое питание („Das schmeckt gut“ в 6 классе, „Essen“ в 9 классе,“Gesundheit“ в 10 классе), настоящие друзья („Freundschaft“ , Zusammenleben“в 7 классе, „Die Abschiedsparty“ в 8 классе, „Freundschaft/Liebe/ Beziehungen“ в 10 классе), спорт („Fitness und Sport“ в 8 классе, „Spaß haben“ в 9 классе), красота („Das sieht gut aus“ в 6 классе, „Das gefällt mir“ в 7 классе, „Schönheit“ в 9 классе) и т. д. И все эти темы могут касаться вопросов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью, как психическому, так и физическому.
ЗОТ — это не одна конкретно образовательная технология. А практически все образовательные, а точнее личностно-ориентированные технологии, которые не наносят вред здоровью детей. Я очень часто использую технологию обучения в сотрудничестве (очень эффективна работа в группах во время интервьюирования учащихся).
Групповые формы урока вызывают у учащихся ощущение внутренней свободы, в ситуации совместного обучения ученики обсуждают изучаемый материал, помогают друг другу, учат сотрудничать. Дети с большим энтузиазмом включаются в работу с мини-проектами, такими как «Это модно», «Планируем вечеринку», «Готовимся к путешествию», «Учимся говорить комплименты», «Спорт и здоровье».
Работа над проектами всегда сопровождается технологией создания успеха.
Особое место в моей практике занимают игровые технологии. Практически ни один урок не проходит без игры или игрового момента. Игра – это моя «палочка – выручалочка», во время которой выполняется одновременно сразу несколько функций.
- Мотивирующая функция — создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное действо, что, непосредственно, ведет к заинтересованности изучения иностранного языка.
- Воспитательная – участвует в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.
- Обучающая функция даёт развитие памяти, внимания, восприятии информации.
- Коммуникативная функция несет в себе атмосферу иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений.
- Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
- И, наконец, релаксационная функция отвечает за снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Кроме того, игра помогает активно включиться в познавательную деятельность, а также это и свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников.
В игре участники изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
А самое главное, игра позволяет реализовать основную заповедь русского ученого, врача, педагога-новатора В.Ф. Базарного – «Не усади!»
«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» – писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно — моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Поэтому очень важно менять позу обучающегося там, где это возможно: за столами – сидя, стоя; в групповой работе, когда учащиеся, стоя на массажных ковриках, выполняют определенные задания.
Но даже написание диктантов можно организовать в форме двигательной активности учащихся. Одной из таких форм является игра – «Laufdiktat» — диктант «на бегу», к тому же тексты диктантов имеются в Книге для учителя УМК «Горизонты».
Суть этой игры состоит в том, что учащиеся разбиваются на пары. Один учащийся из пары бежит к доске или к стене, где находится текст диктанта, читает и запоминает одно предложение из диктанта, бежит назад и диктует предложение своему партнёру. И так до середины диктанта. Вторую половину диктует точно так же партнёр, то есть они меняются ролями. По окончании работы учащиеся меняются текстами своих диктантов и производят взаимопроверку. В процессе выполнения задания происходит совершенствование умений чтения, аудирования и письма. Прием способствует развитию психических функций (памяти и внимания), умения сотрудничать. Использование данного приёма позволяет реализовать принцип дифференциации обучения путем подбора разных по сложности текстов и заданий к ним в зависимости от уровня подготовленности учащихся, к тому же, при этом, соблюдается режим «динамической смены поз».
И, наконец, я хотела бы поделиться с Вами и рассказать более подробно об одном из приёмов, который активно использую на своих уроках немецкого языка. А именно, пение. Научно доказано, что музыка оказывает воздействие на правое полушарие мозга, а речь (т.е. текст песен)– на левое. Вот почему рифмы текста и приятная музыка надолго остаются в нашей памяти. «Совместное пение на уроке, как говорил К.Д.Ушинский, – это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства». Таким образом, музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Также пение — это мощный оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на организм поющих, равную спортивным тренировкам «умеренной мощности». Пение влияет и на духовно-нравственное здоровье обучающихся. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание; с другой — пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях.
Как такой приём помогает сохранить и укрепить здоровье моих учеников?
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Песни сопровождаются движениями, для старшеклассников используем различные способы отстукивания ритма.
Каковы методические преимущества песен в обучении иностранному языку?
Песня на уроке – это не только хороший вид релаксации, но и инструмент для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Песня позволяет сделать запоминание новых слов и структур более естественным, а главное, долговременным. Я использую в своей работе песенный материал, предоставленный в учебниках «Горизонты» для 5 — 8 классов („Zahlen-Rap“ , „Müde“, „Traurig und froh“, „Gestern ist schon lange her“, „Freunde“, „Was soll ich ihr schenken?“, а также подбираю песни сама, например, изучая тему „Reisen am Rhein“ в 8 классе, я предлагаю учащимся познакомиться со стихотворением Г. Гейне «Лорелей» и воспроизвести его под лиричную музыку в стиле рэп, а песня „Der Körperteil Blues“ подходит для изучения темы в 6 классе „Das sieht gut aus“. Данная песня с танцевальными движениями способствует формированию психологического, социального и физического здоровья обучающихся.
В заключении хотела бы сказать, что я не призываю учителей отвлекаться от преподавания своего предмета и отводить специальное время для оздоровления обучающихся, а планировать свой урок таким образом, чтобы задачи предметные и оздоровительные нашли свой общий знаменатель, поэтому так важно найти нужную форму подачи материала и организации деятельности учащихся на уроке, используя личностно-ориентированный подход, интеграцию предметов, позволяющую вводить различные приемы арт-терапии: музыкальная терапия, танцевальная терапия, изо-терапия, рифмо-терапия и т. п., рассматривать каждый свой урок с позиции здоровьясбережения как детей, так и самого учителя. Дети — наше будущее. И от их физического и духовного здоровья зависит будущее России.