Чтение художественной литературы на английском языке
Автор: Раиса АНДРИЕВСКАЯ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 8 октября 2019В настоящее время часто говорят о том, что современные дети – поколение детей, которые мало читают художественную литературу, предпочитая часами проводить время в интернете за играми, общаясь в соц. сетях и тому подобное. Поэтому перед педагогами стоит непростая задача приобщить подрастающее поколение к « прекрасному миру чтения ». А для учителей иностранного языка – это уникальный способ развить языковую компетенцию своих воспитанников.
Автор: Андриевская Раиса Николаевна
Учитель высшей категории
Учитель английского языка (МБОУ СОШ №16 Краснодар)
Как показывает многолетний опыт преподавания английскому языку, для того, чтобы заинтересовать учащихся книгой – необходимо начинать читать её вместе с ними. Идеально подходят для этого книги для чтения издательства «Просвещение» (Express Publishing). Особенно, мои ученики увлечены книгой для чтения на английском языке по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес», пересказанной В. Эванс, Д. Дули, Ю. Ваулиной.
В начале книги, содержится информация, которая позволит значительно расширить кругозор учеников интересными сведениями о жизни и творчестве автора, затем авторы повествуют об истории создания произведения, кратко описывая сюжет, характеризуют героев, затем располагаются главы. Расположенный в конце словарь (vocabulary) по каждой главе помогает ученикам справиться с переводом.
Мои ученики робко начинают читать первую главу, я помогаю им понять значение незнакомых слов и оборотов, далее голос ученика звучит всё увереннее, затем прерываю ученика, не исключено, что на самом интересном месте, и предлагаю другому учащемуся продолжить, и вдруг, происходит «чудо» учащийся восклицает « Ой, а можно мне ещё почитать?». Я осознаю, – моя цель достигнута, в глазах ребят уже нет безразличия, они жаждут продолжения чтения.
К каждой главе авторы составили упражнения, которые предлагают ученикам: закрепить полученные знания: ответить на вопросы; сказать «верно, или неверно»; исправить неверные утверждения; закончить предложение; заполнить пропуски, выбрав подходящие слова; выбрать вариант ответа для завершения предложения; отметить события, которые возможно произойдут, а затем просушать правильный вариант ответа; прочитать и исправить утверждения; обсудить текст; выразить своё мнение.
Благодаря работе с такими материалами у учащихся развивается языковая компетенция — расширяется лингвистический кругозор, учащиеся совершенствуют навыки чтения, понимают содержание текстов, воспринимают информацию на слух, обсуждают: полученную информацию, моральный аспект, героев, дают им характеристику, оценивают их действия, выражают своё мнение, составляют диалогические высказывания, делают проекты, (тем более, что наша школа хорошо оснащена для этого всем необходимым оборудованием.) готовят театральные постановки на основе понравившегося произведения. Я помогаю учащимся распределить роли, подготовить декорации и костюмы, вести видеосъёмку. Результат совместного творчества очень радует зрителей.
Как показывает практика, мои ученики с удовольствием участвуют в конкурсах не только на базе своей школы, но и на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Они показывают хорошие знания прочитанных произведений, демонстрируя хорошие произносительные навыки, разнообразные лексические структуры, правильно применяя грамматические правила.
Регулярно учащиеся участвуют в краевом литературном конкурсе «Книголюб, организованный совместными усилиями ОО «Альтернатива» и кафедры Р.Г.Ф. Кубанского государственного университета. Для участия в первом туре конкурса ребята, писали работу о своём любимом литературном произведении, предоставив также сведения об авторе книги. Победители первого тура, достойно выступая во втором туре конкурса, делали презентации, монологически высказывались по теме своей работы, отвечали на заданные им вопросы, слушали выступления других ребят, большинство из которых конкурсанты английских специализированных школ не только города, но и края. Проведение таких конкурсов способствует мотивации продолжения чтения художественной литературы, помогает учащимся улучшить качество полученных знаний. Все участники — в восторге от организации и доброжелательной атмосферы конкурса, держа в руках только что выданные сертификаты, переводят дух после полученных эмоций и ещё до сих пор волнуясь, заверяют меня, что уже подумывают какое художественное произведения начинать читать для участия в конкурсе на следующий год.
Ребята с удовольствием читают литературу разных жанров на английском языке, но, к сожалению книг посвящённых героическому подвигу нашего народа в войне на английском языке не так уж много, поэтому учитель сам подбирает материал. Хорошо помогает воспитывать чувство патриотизма учеников книга Михаила Девятаева «Полёт к солнцу», а переведённое это произведение на английский язык помимо воспитания патриотических чувств и восхищением подвигами героев, во время чтения рассказа, значительно обогащает словарный запас учащихся новыми лексическим единицами по военной тематике. Я использую эти рассказы на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, дополнив этот материал упражнениями, закрепляющими знания.
Таким образом, чтобы воспитать подрастающее поколение всесторонне развитыми личностями необходимо побуждать их к чтению художественных произведений на английском языке. Это не только поможет значительно улучшить знания иностранного языка школьниками, научит их свободно и грамотно вести монологическую и диалогическую речь, использовать полученные знания на письме, успешно сдать экзамен по английскому языку, но и поможет воспитать в них чувство долга, доброты, толерантности.