Инновационные технологии Lapbook, Mind maps и проектно-исследовательская технология на уроках английского языка
Автор: Анна ШЕМЕНЁВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 24 октября 2019Курс “К английскому с любовью!” (О. В. Афанасьева, И. В. Михеева VI класс; И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева IV класс).
В последнее время в мире произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, уметь сотрудничать и работать в группе.
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, главным стал системно-деятельностный подход.
Реализацию этих идей обеспечивают современные образовательные технологии, которые я с успехом применяю на своих уроках английского языка, что позволяет учащимся эффективно работать в новых условиях, тренирует понимание, ясность мышления и гибкость в принятии решений.
Автор: Шеменёва Анна Владимировна
Учитель англ. языка первой квалификационной категории
Гимназия ДВФУ (Дальневосточного Федерального университета)
Принципы этих технологий отвечают требованиям ФГОС к метапредметным и личностным результатам обучения школьников: развитию взаимного уважения к людям, самостоятельности в определении и достижении целей, контролю действий, разумному использованию ресурсов, выбору стратегии и умению разрешать конфликты.
Технология Lapbook
Интерактивная папка «лэпбук» – универсальное дидактическое пособие по английскому языку — является одним из самых интересных способов заинтересовать обучающихся и облегчить процесс запоминания.
Термин «лэпбук» (англ. lapbook – наколенная книга, lap – колени, book – книга) был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Оно названо именно так, потому что умещается на коленях ребенка. [1]
Лэпбук – интерактивное пособие в виде тематической папки формата А3/А4, сложенной определенным способом, на прочной основе, в которую могут быть вставлены различные вкладки, подвижные детали, иллюстрации на заданную тему. Одной из целей лэпбука является изучение или закрепление материала на заданную тему.
Задачи, которые выполняет лэпбук:
- Помогает организовать информацию по теме, понять и запомнить материал.
- Учит самостоятельно подбирать и структурировать подходящую информацию.
- Представляет собой отличный способ для повторения пройденного.
- Является интересным и увлекательным способом изучения иностранного языка.
- Подходит для занятий в парах и группах.
- Помогает разнообразить урок.
Кроме того, при создании лэпбука в процессе деятельности, обучающиеся учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы и развивает творческие способности. Рассмотрение необходимых теоретических вопросов позволило приступить к работе над созданием учащимися 5 и 7 классов собственных лэпбуков, целью которых явилось повторение и закрепление изученного материала по представленным темам. Сначала мною и учениками был разработан план, который заключался в следующем: 1) разработать задания для наполнения лэпбука; 2) продумать форму и расположение заданий; 3) оформить лэпбук.
В результате работы мы получили готовые дидактические пособия по английскому языку в виде лэпбуков, которые можно использовать на уроках.
Выводы были сделаны следующие:
1) Работать с лэпбуком интересно и эффективно.
2) Форма и расположение заданий могут быть абсолютно любые.
3) Уроки повторения и закрепления учебного материала возможно проводить необычным способом.
4) Работа с лэпбуком повышает мотивацию учащихся.
5) Использование лэпбука на уроках английского языка для повторения изученного материала по определенной теме способствует более эффективному закреплению его в памяти.
Учащиеся 7 класса (УМК — О. В. Афанасьева, И. В. Михеева для VI класса) представили свои рассказы на английском языке, подготовленные с использованием технологии Lapbook в рамках изучения следующих тем:
“Great Britain: England: Royal London”, Unit 9
“American Presidents”, Unit 18
Australia “Geographical Outlook”, Unit 20
Учащиеся 5 класса (УМК — И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева для IV класса) выполнили свои лэпбуки по итогам изучения темы “The Place We Live In”. На заключительном уроке дети представили свои работы и рассказали на английском языке о своём доме, комнатах и мебели в нём.
Технология Mind — mapping
Изучение иностранного языка сопровождается запоминанием большого количества лексических единиц и грамматических структур. Одним из эффективных приёмов запоминания лексико-грамматического материала является метод с использованием технологии mind-mapping (метод интеллект-карт). Это удобная техника для структурирования информации в визуальной форме.
Применение данной технологии в обучении школьников английскому языку даёт огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию и воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
В рамках изучения темы The USA “Political Outlook”, Unit 17, учащиеся 7 класса подготовили план монологического высказывания в виде мыслительной карты, и, используя свои карты в качестве вербальной опоры, рассказали о системе управления страной.
Проектно-исследовательская технология
Специфика проектной деятельности обучающихся — ориентация на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения, обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Проектная и исследовательская работа включается в учебный процесс: проблемные уроки, творческие задания, исследовательские и проектные методы на уроках. В своей работе я люблю использовать творческие задания. Творческие задания, проекты стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
Применение системы творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса к предмету, расширению кругозора, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к приобретению учащимися навыка исследования.
В процессе изучения темы “Great Britain: England: Discover England”, Unit 8 в 7 классе я построила урок в форме игры «Путешествие по Англии». На уроке ребята работали в группах. Каждая группа представляла свой район страны. В конце занятия мы собрали большую карту Англии.
В конце апреля в 7 классе в рамках изучения темы “Australia “Geographical Outlook”, Unit 20, прошёл урок английского языка в форме игры «Путешествие по Австралии». На уроке ребята работали в группах. Каждая группа представляла свой район страны.
Ребята узнали много новых фактов об этом континенте, например, что австралийский вариант английского языка очень отличается от британского. Мы прослушали диалоги, и дети с удовольствием открыли много новых слов на австралийском английском, например, что “Спасибо” в Австралии – это “Ta”, “До свидания” – “Ta Ta” или “Hooroo”, а сама Австралия – это “Oz”.
Нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, лучшему усвоению программного материала.
Такие уроки эффективно способствуют приобретению учащимися знаний по страноведению, расширяют кругозор, развивают мышление, творческую активность, воспитывают умение работать в группе.