Spotlight on Novosibirsk
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 25 октября 2019
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна
Заведующая кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, доктор филос. наук, профессор
Почетный работник народного образования РФ
Отечественная педагогическая наука, находясь в настоящий момент на стадии теоретического осмысления приоритетных практических задач культивирования поликультур и полиязычий в образовании, приходит к выводу, что в процессе концептостроения поликультурного образования постепенно вырабатывается единый подход к формированию концепции иноязычного образования (по Е.И.Пассову), обогащаясь компетентностным, культурологическим и культуроведческим подходами к образованию в целом. Наряду с этой задачей в системе профессионального образования педагога-лингвиста культуротворческая миссия видится исследователям в постоянной и системной организационно-педагогической поддержке и научно-методическом сопровождении учителя в целях формирования системы профессиональных компетенций, позволяющих творчески и профессионально решать задачи, поставленные государством и обществом.
Подтверждение этому находим в работах, в которых «педагогическое образование рассматривается как мета-образование по отношению к образовательной сфере в целом, на него возлагается миссия быть реальным фактором опережающего развития общества и государства через человека. Это, в свою очередь, требует работы с содержанием образования как со средством личностно-профессионального становления …Учитель любого предмета, обладающий фундаментальной подготовкой, — это гуманитарий, основу образования которого составляют науки о человеке, культуре, обществе, процессах и закономерностях их развития, способах познания и возможностях творческого преобразования» (В.Н.Карташова).
В исследованиях, проведенных в последнее время, все чаще актуализируются проблемы профессионального роста учителя иностранного языка в системе рекуррентного образования, позволяя утверждать, что, как никогда ранее, поиск осуществляется, прежде всего, в ценностном аспекте содержательности программно-методического обеспечения и на организационном уровне. Исследователями рекуррентности в образовании (Егорова Е.В., Малахова Н.Н., Буланкина Н.Е., Синенко В.Я. и др.) предлагается рассматривать подготовку педагога в комплексе профессиональной, воспитательной, научно-исследовательской, методологической, практической и социальной деятельности. Под феноменом рекуррентности в образовании, подразумевается совокупность значений: возобновление; приобретение; совершенствование; переквалифицирование; образование, неокрашенное линейностью и характеризуемое прерывистостью. В свою очередь, организационно-педагогическое решение исследователи видят в погружении учителя «в контекст одной из основополагающих педагогических теорий, личностного принятия ее ценностных, методологических положений, принципов, способов познания педагогических явлений и преобразования педагогической действительности» в рамках модульного подхода к формированию программно-методического обеспечения. Предложенные концептуальные позиции находят применение при работе кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО с учителем английского языка Новосибирска и Новосибирской области. Этим объясняется желание преподавателей кафедры постоянно поддерживать системные творческие находки издательства «Просвещение» в аспекте повышения профессионального мастерства современного учителя иностранного языка.
В 2019 году кафедра гуманитарного образования «Новосибирского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по инициативе Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение» принимает решение провести конкурс для учителей иностранных языков «Новосибирск в фокусе» в качестве одной из организационных форм системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки неспециалистов. Идея о создании приложений к УМК «Spotlight on Novosibirsk” в качестве регионального компонента вдохновила не только преподавателей кафедры, но и многих учителей, энтузиастов иноязычного образования. Тем более что в 2019 году кафедре исполнилось ровно 25 лет.
Объявленный в сентябре 2019 года профессиональный конкурс стал очередным важным событием для учителей английского языка Новосибирска и Новосибирской области, открыв возможность рассказать о своей любимой области, о городе Новосибирске и областных центрах, в которых проживают, работают и учатся свыше 1,5 млн. сибиряков. В конкурсе приняли участие почти пятьдесят человек, однако, по его итогам в финал вышли 20 учителей английского языка, которые выполнили все необходимые требования, разработанные в совместной долгосрочной деятельности кафедры и издательства «Просвещение».
Участники — победители признают, что такие конкурсы просто необходимы, так как стимулируют личность к исследовательской практико-ориентированной деятельности в аспекте реализации основных направлений развития образования – поиск возможностей применять полученные знания в реальной жизни, в социуме, научиться реализовывать себя в условиях глобализации окружающего мира и множественной интеграции. Во время подготовки конкурсных работ учитель-профессионал четко осознает целевую установку иноязычного образования — формирование и развитие у обучающихся потребностей в самосовершенствовании. Это, естественно, находит отражение в презентации текстов подготовленных опусов, посвященных истории и традициям, памятным местам и выдающимся людям города и области, которая занимает площадь, равную трем Франциям.
Профессионализм и компетентность учителя демонстрируют и при составлении развивающих заданий, которые культивируются на занятиях в системе повышения квалификации, а затем находят отражение в системе заданий к тематическим текстам о любимом городе, позволяющих обучающимся на высоком уровне осваивать иноязычную культуру в сравнении с собственной; овладеть поликультурной компетентностью во имя того, чтобы стать успешным и востребованным, со сформированной картиной мира, с глубоким чувством уважения к другим культурам и языкам. Представления о собственной культуре, ее традициях, естественно, уметь предъявлять на иностранном языке становятся в рамках данного проекта еще более востребованными, так как позволяют создавать условия для формирования чувства гражданской ответственности, патриотические чувства, чувства гордости, а также для развития языковых и речевых навыков и умений в коммуникативном пространстве на уроках английского языка.
Именно на это нацелено наше электронное пособие “Spotlight on Novosibirsk Region” («Новосибирск в фокусе»). Все участники проекта надеются, что разработанный формат развивающих заданий и уроков электронного пособия “Spotlight on Novosibirsk Region” станут востребованными на практических занятиях элективных курсов, клубов любителей английского языка при изучении достопримечательностей Новосибирска и Новосибирской области.