Подготовка к единому государственному экзамену по английскому языку: эффективные приемы при выполнении заданий раздела «Лексика и грамматика» (из опыта работы с УМК Сферы по совершенствованию грамматических навыков на примере выполнения заданий 19-25 ЕГЭ по английскому языку)
Автор: Андрей МИШИН | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Понедельник 25 ноября 2019Многопрофильная гимназия № 12 города Твери в течение ряда последних лет активно вовлечена в апробацию нового российского УМК по английскому языку СФЕРЫ авторов А.А. Алексеева, Е.Ю. Смирновой и др. Апробация охватила ряд классов и групп школьников гимназии, которые выбирают английский язык на базовом уровне, то есть изучают его с 5 по 11 класс – по три часа в неделю. При этом эти ребята по окончанию 11 класса тоже часто выбирают ЕГЭ по английскому языку, так как и естественнонаучное, физико-математическое и информационно-технологическое направления требуют порой сдачу ЕГЭ по данному предмету третьим или четвертым вступительным испытанием. Наш опыт показывает и убеждает нас, что УМК СФЕРЫ прекрасно справляются с задачей – качественно подготовить ребят к сдаче ЕГЭ по английскому языку при трехчасовой программе. УМК содержит разнообразный материал, который четко и системно позволяет учителю и ученикам достойно подготовиться к сдаче экзамена по всем пяти разделам.
Автор: Мишин Андрей Валентинович
Учитель английского языка высшей категории
МОУ многопрофильная гимназия № 12 г.Твери
Экзамен по английскому языку носит ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, это значит, что учащимся просто необходимо ежедневно заниматься практикой языка. Этой цели отвечают все компоненты УМК СФЕРЫ – в учебнике правила подаются дозированно и идет серьезная ПРАКТИЧЕСКАЯ отработка учебного материала. При этом важно отметить, что материал для подготовки к экзамену в учебнике представлен во многих разделах, дополнительно после раздела для самопроверки предлагается блок именно для подготовки к ЕГЭ (FOCUS on exam), в котором учитель и ученик найдут точный формат и подобные материалы в строгом соответствии со спецификацией и кодификатором ЕГЭ.
Учащиеся всегда смогут получить квалифицированную экспертную поддержку от авторов (к слову, отметим, что автор Смирнова Е.Ю. является многолетним экспертом ЕГЭ и ОГЭ): в учебнике есть раздел SKILLS FILE, где ребятам четко и лаконично авторы дадут совет, как применить ту или иную технику чтения, аудирования, письма на практике. Конечно, авторы считают, что важно разобраться и выучить основные правила, но главное научиться их применять. Для того чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ, не обязательно ЗНАТЬ все слова, которые используются в предлагаемых устных и письменных текстах. Авторы советуют не пугаться незнакомых слов — скорее всего, они не нужны для правильного ответа на тестовый вопрос. Важным считается развивать свою языковую догадку — о значении незнакомого слова можно догадаться по контексту, по его морфологической структуре, по аналогии с русским языком.
Экзамен по английскому языку проверяет не то, ЧТО ЗНАЕТ УЧАЩИЙСЯ об иностранном языке, а КАК ОН МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ иностранный язык: слушать и понимать; читать и понимать; использовать грамматические формы и лексику в соответствии с коммуникативным заданием; писать личное письмо и письменное высказывание с
Остановимся на одном важном разделе экзамена. Это раздел 3: «Грамматика и лексика», задания 19-25, задания 26-31 и задания 32-38. В данном разделе нам предстоит показать сформированные навыки по использованию английского языка с лексико-грамматической стороны.
Раздел представлен тремя группами заданий:
- Задания 19-25 (два небольших текста) проверяют сформированные у вас навыки базовой грамматики.
- Задания 26-31 нацелены на проверку у выпускника школы навыков словообразования в английском языке.
- Задания 32-38 (высокий уровень обученности) ставят целью проверить ваши умения лексической сочетаемости (предлоги, фразовые глаголы, устойчивые сочетания).
Апробируя УМК СФЕРЫ и одновременно готовя ребят к ЕГЭ, мы находим для себя достаточно много прекрасного материала для совершенствования лексико-грамматических навыков по основным разделам грамматики и лексики.
Рассмотрим задание 19-25, основываясь на материале УМК СФЕРЫ. Данное задание, хотя и является базовым, вызывает до сих пор многочисленные проблемы у ребят на экзамене. Авторы УМК СФЕРЫ выстроили системную работу по формированию и совершенствованию навыков грамматики, начиная с начальной школы, и представляют разнообразные упражнения для отработки на практике всех правил. В 10-11 классе постоянно можно встретить не только задания в точном формате ЕГЭ, но и задание вот такого плана:
Как видно из вышеприведенного текста, такой вариант «раскрытия скобок» позволяет ребятам базового уровня анализировать выбор, четче определяться с верным вариантом (при желании всегда можно и прибегнуть к GRAMMAR FILE в конце учебника).
В системе встречаются и задания в полном соответствии формату ЕГЭ 19-25.
Прочитаем внимательно инструкцию перед заданием.
Прочитайте приведённые ниже тексты. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 19–25, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 19–25.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
- Вам нужно преобразовать данное слово, используя свои знания грамматики, то есть добавить окончание, написать степень сравнения прилагательных, образовать множественное число имен существительных, преобразовать из активного залога в пассивный. ПРИ ЭТОМ вам не надо в этом задании 19-25 (два небольших текста) ОБРАЗОВЫВАТЬ новые части речи (например, стоит слово BAD. Предполагается, что вы образуете в зависимости от ситуации того или иного текста степени сравнения WORSE – (THE) WORST, но ни в коем случае не напишите вместо прилагательного BAD наречие BADLY).
- Обратите внимание, что мы будем преобразовывать слова в тексте, то есть важно внимательно читать данный текст целиком, обращая внимание на слова и словосочетания, окружающие это слово (контекст). Например, обратите внимание, что текст начинается с повествования в прошедшем времени, значит и ваше слово-глагол скорее всего окажется в прошедшем времени PAST SIMPLE. Далее по тексту могут появится кавычки, прямая речь, значит, возможно появление конструкций в будущем или настоящем, употребление PRESENT PERFECT вместо PASЕ SIMPLE. Предлог by + существительное (e.g. by my Dad …) явно покажет, что вам предстоит употребить глагол в пассивном залоге.
- В бланк переносим каждый ответ 19-25 отдельным ответом, вписывая каждое слово заглавными буквами в отдельную клетку, пишем все слитно (например, HAVEBEENDOING).
Какие элементы грамматики обычно проверяются в данном задании? В данной таблице приводятся основные правила, которые важно помнить, выполняя это задания.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | ВАЖНО помнить все основные базовые случаи образования множественного числа | Например,
· A desk -desks · A class – classes · A boy – boys. НО: a factory -factories · A leaf -leaves ИСКЛЮЧЕНИЯ: · A man-men · A woman- women · A child -children · A mouse -mice · A tooth-teeth · A foot-feet |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | ВАЖНО помнить основные случаи образования степеней сравнения.
Записывая в бланк ответ в превосходной степени ВАЖНО помнить, что артикль THE не переносится в бланк ответа. |
Например,
· Long-longer- (the) longest · Big-bigger-(the)biggest · Beautiful – more beautiful –(the) most beautiful · Easy-easier-(the) easiest ИСКЛЮЧЕНИЯ: · Many/much – more – the most · Little -less-the least · Good-better-the best · Bad-worse-the worst |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ | ВАЖНО помнить, как образуются от количественных числительные порядковые числительные.
При переносе в бланк записываем ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ без артикля the. |
Например,
· One – the first · Two – the second · Three- the third · Five-the fifth · Eight- the eighth · Nine-the ninth · Twelve-the twelfth · Twenty- the twentieth |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕСТОИМЕНИЯ | ВАЖНО знать основные правила склонения личных и притяжательных местоимений. | ЗАПОМНИТЕ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАГОЛЫ | ВАЖНО научиться в КОНТЕКСТЕ употреблять базовые времена группы SIMPLE, CONTINUOUS, времена PRESENT/PAST PERFECT, PRESENT PERFECT CONTINUOUS в активном залоге.
Научиться различать активный и пассивный залог (в этих заданиях PRESENT/PAST SIMPLE PASSIVE). Повторить, как работает в английском языке СОГЛАСОВАНИЕ ВРЕМЕН в самых простых случаях (главное предложение в тексте стоит в прошедшем времени, значит первая форма глагола меняется на вторую). ЗНАТЬ основные случаи образования неправильных глаголов, глаголов TO BE, CAN. |
Например,
· I ______(GO) to school yesterday. (Ответ: WENT) · He _____(STUDY) it at the moment. (Ответ: ISSTUDYING) · The house ______(BUILD) by them last year. (Ответ: WASBUILT) · He said that they _____(ARRIVE) the next day. (Ответ: WOULDARRIVE) · He ________(NOT CAN) swim last year. (Ответ: COULDNOT) НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ в заданиях 19-25:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЧАСТИЯ | ВАЖНО помнить про употребление двух форм причастий: например, WRITING-WRITTEN, GIVING-GIVEN | Например,
· This name comes from the word … _______ (MEAN) (Ответ: MEANING) · I saw the birds ______(FLY) …. (Ответ: FLYING) · The ______(GIVE) name…(Ответ: GIVEN) · The ……Sea is really a saltwater lake · ______ (LOCATE) in the heart of Central Asia. (Ответ: LOCATED) |
Рассмотрим конкретное задание 19-25.
James Naismith invented basketball in 1891. Naismith was a Canadian, but lived in the United States. He was a teacher at Springfield Training School in the state of Massachusetts. He __________ sports and found there were no interesting games to play indoors in the winter months. So he thought of a game. Naismith’s students played the first game of basketball in the Springfield gym in 1891. There were nine ________ on each team. They used a soccer ball. They put peach baskets on the gym wall. The goal or purpose of the game was to throw the ball in the basket. That is why he called the
game basketball. A man with a ladder _________ to the basket. He climbed the ladder and took the ball out of the basket. Luckily, only one man got the ball into the basket in the _______ game. Basketball is a very fast game. |
TEACH
MAN GO ONE |
ПОМНИТЕ:
- Текст прочитывается полностью, подчеркиваем ключевые слова.
- Обращаем внимание на слова-маркеры (now, yesterday, by Dad etc.), на слова, которые окружают слово в задании 19-25(контекст).
- При переносе в бланк обращаем внимание на орфографию(написание) того или иного слова, формы записываем в бланке слитно, без пробела.
Проверим данное задание:
James Naismith invented basketball in 1891. Naismith was a Canadian, but lived in the United States. He was a teacher at Springfield Training School in the state of Massachusetts. He taught sports and found there were no interesting games to play indoors in the winter months. So he thought of a game. Naismith’s students played the first game of basketball in the Springfield gym in 1891. There were nine men on each team. They used a soccer ball. They put peach baskets on the gym wall. The goal or purpose of the game was to throw the ball in the basket. That is why he called the
game basketball. A man with a ladder went to the basket. He climbed the ladder and took the ball out of the basket. Luckily, only one man got the ball into the basket in the first game. Basketball is a very fast game. |
TEACH
MAN GO ONE |
ПОМНИТЕ:
По окончании выполнения заданий 19–38 не забудьте перенести свои ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1! Запишите ответ справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответов в заданиях 19–31 буквы записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Наш опыт апробации доказывает эффективность обучения английскому языку и одновременной подготовки к ЕГЭ по УМК СФЕРЫ. В этом году уже третий выпуск ребят заканчивал обучение по СФЕРАМ в 10-11 классе, часть ребят выбрала и ЕГЭ по английскому языку, все преодолели необходимый порог и получили достаточно высокие баллы на экзамене.