Внеурочная деятельность в изучении английского языка в условиях реализации ФГОС
Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Пятница 8 ноября 2019Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы (начального, основного, среднего) общего образования. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей.
Автор: Васильева Елена Владимировна, учитель английского языка
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №419 Санкт-Петербурга
В соответствии со Стандартом в образовательном учреждении учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся были заняты в первой и во второй половине дня.
В первой половине дня учащиеся должны изучать учебные предметы, в соответствии с программой и Учебным планом. Во второй половине дня должна быть организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Предметное содержание занятий организуется с учетом пожеланий обучающихся, родителей и требований программы. На занятия внеурочной деятельностью отводится десять часов в неделю во второй половине дня, в среднем по два часа каждый день. Эти часы не входят в обязательную учебную нагрузку.
Образовательные учреждения самостоятельно формирует учебный план и предметное содержание занятий.
Для более полного раскрытия темы необходимо упомянуть нормативные документы, на основании которых организуется внеурочная деятельность в школе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
В соответствии со ФГОС нового поколения обучение носит деятельностный характер, а главной задачей является личностное развитие учащихся. При решении этой задачи необходимо проводить процесс совершенствования педагогических технологий.
Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, поэтому внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников, так как дает дополнительные занятия (часы) и особые формы и методы, отличные от урочных форм.
Отсюда происходит цель внеурочной деятельности — вызвать интерес к изучению иностранного языка и постоянно его поддерживать.
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку в школе направлена на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:
- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка (предметные результаты);
- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов (метапредметные результаты);
- развитие интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);
- патриотическое воспитание, а также уважения к представителям других культур (личностные результаты).
Существуют ли отличия внеурочной деятельности от урочной? Да, довольно существенные.
- Одной из главных отличий внеурочной деятельности является добровольный характер участия. На занятия приходят дети по желанию, из обеих группы класса. Это ведет к большей мотивации детей в изучении английского языка, лучшему формированию коллектива по интересам, более полной оценке знаний детей и более качественной работы учителя уже на уроке.
- Отсутствие строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, приводит к повышению интереса к этим занятиям. На внеурочные занятия начинают ходит не только отличники, но и учащиеся, испытывающие трудности с английским языком, так как здесь они могут продемонстрировать свои знания и умения, в той форме в какой это возможно.
- Отсутствие строгого учета знаний, навыков, умений, оценок в баллах приводит к повышению мотивации и интересу к изучению английского языка детей с разным уровнем знаний, они не бояться отвечать, так как оценки не ставят.
- Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений приводит к формированию групп по интересам с высокой мотивацией, формируется самостоятельность и ответственность за их выполнение.
Существует несколько направлений внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное направление
- Духовно-нравственного
- Социальное направление
- Общеинтеллектуальное направление
- Общекультурная деятельность
Все эти направления можно использовать во внеурочной деятельности по английскому языку, но наиболее предпочтительными являются: общеинтеллектуальное и общекультурное. Эти два направления можно в полной мере применять на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку.
Внеурочная деятельность организуется через различные формы. Это могут быть линейные формы (занятия, кружки), т.е. еженедельные занятия и нелинейные (конференции, фестивали, конкурсы). т.е. мероприятия, проводимые один, два раза в год.
Существует множество форм внеурочной деятельности, многие из них, используются мною в работе:
- Экскурсии: в начале года можно заказать абонемент на экскурсии, связанные с культурой или искусством Британии;
- Кружки: организовать кружок британской или американской литературы;
- Занятия: проводить занятия по английскому языку, взяв за основу дополнительный учебник, отличный от основного УМК;
- Посещение театров: посещать театральные постановки британских и американских авторов «Кантервильское привидение», «Гамлет», “Ромео и Джульетта”, необходимо учитывать возраст учащихся, а также посещать постановки классического прочтения, т.к. для понимания детей классическое прочтение наиболее приемлемо;
- Конференции: участвовать в работе конференций с докладами, проработанными на внеурочных занятиях по истории, литературе и т.д. англоговорящих стран.
- Ученическое научное общество: участвовать в работе научного общества с предъявлением своих изысканий, желательно на английском языке;
- Олимпиады (очные, дистанционные): систематически участвовать в разного рода олимпиадах (Всош, educa.ru и др.)
- Соревнования; организовывать различные соревнования, викторины на уровне параллели, школы, класса;
- Конкурсы (очные, дистанционные): систематически принимать участие в дистанционных конкурсах “Британский Бульдог”, очных конкурсах, например: конкурс чтецов “English poems to enjoy” в рамках Недели гуманитарного цикла;
- Фестивали: принимать участие в фестивалях народов мира с представлением песен, стихов или сцен на английском языке;
- Поисковые и научные исследования: участвовать в разного рода лингвистических, исторических исследования, учитывая возраст, интерес, знания учеников.
- Общественно-полезные практики.
Все, вышеперечисленные формы внеурочной деятельности, используются мною в работе, с учетом возможностей и желания детей.
Каков же результат? Есть ли он?
Результат – это итог участия школьника в деятельности: выступление и призовое место на конкурсе чтецов, показ сценки на фестивале Народов мира, посещение театральной постановки.
Есть ли эффект? Новые знания, чувства, действия и новый опыт, полученный в ходе деятельности, сформируют личность ученика.
Значение внеурочной деятельности огромное как образовательное, так и воспитательное. У учащихся расширяется культурологический кругозор, повышается творческая активность и мотивация к изучению английского языка, организуется досуг. Все это ведет к достижению результатов освоения программы общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном и формированию полноценной личности, что в полной мере соответствует ФГОС нового поколения.
Список литературы
- 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 127.
- 2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
- 3. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инстумент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2000. – №5. – С. 6–11.
- 4. Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка / Н.В. Литонина // Иностранные языки в школе. – 2012. – №6. – С. 69–74.
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296. http://www.garant.ru