Перспективная модель измерительных материалов по программам основного общего образования или как выбрать УМК для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ 2020 по английскому языку с инновационным УМК «Сферы» авторов Алексеева А. А., Смирновой Е. Ю., Абби С. и др.
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Вторник 19 ноября 2019На сайте ФИПИ опубликована перспективная модель измерительных материалов по программам основного общего образования для общественно-профессионального обсуждения.
Как всегда учителя задают вопрос: а есть ли учебник, который готовит учащихся к сдаче ОГЭ в новом формате? И будет ли ОГЭ обязательным экзаменом?
Автор: Кузнецова Татьяна Александровна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №20», г. Химки
Ну, во-первых, любой учебник, включенный в Федеральный перечень, соответствует ФГОС и готовит к итоговой аттестации.
Во-вторых, учебник предназначен не для натаскивания на экзамен, а для развития всех видов речевой деятельности.
В-третьих, в каждом учебнике есть система упражнений, направленных на овладение экзаменационными навыками.
Хотелось бы отметить, что ОГЭ – это не федеральный экзамен, и каждый регион решает об обязательности этого экзамена.
Недавно УМК «Сферы» был включён в федеральный перечень учебников. Комплекс сочетает в себе традиционные и инновационные подходы к обучению английскому языку.
УМК создан в сотрудничестве российских учителей-практиков и зарубежных специалистов.
Перспективная модель измерительных материалов отражает интегрированный характер предмета, задания охватывают все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции и основные содержательные линии курса иностранного языка.
Ключевым словосочетанием здесь является «интегрированный характер», т. к. Раздел 1 предполагает задания по аудированию и письменной речи.
Интегрированные задания по аудированию и письменной речи включают в себя:
- задания на восстановление предложения в соответствии с прослушанным текстом;
- задание на заполнение таблицы в соответствии с прослушанным текстом;
- задание на преобразование линейного текста в нелинейный (из таблицы в новый самостоятельно созданный текст);
- задания на создание небольшого письменного высказывания с вербальной опорой в тексте задания с выражением и аргументацией собственного мнения.
На примере отдельных разделов рассмотрим возможности УМК в плане подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Цикл “Teen World”. В цикле представлена система заданий, связанных с чтением, говорением и письменной речью.
Упражнение 1 предполагает чтение текста о подростках из разных стран и выполнение ряда заданий.
В упражнении 1B учащиеся делают заметки в соответствии с планом.
В задании 3B они должны написать небольшое письменное высказывание, используя таблицу или интеллектуальную карту.
В упражнении 3C учащиеся пишут письмо сверстнику из другой страны с выражением собственного мнения о том, что общего и что отличного в жизни подростков их разных стран.
Это не что иное, как интегрированные задания, основанные на развитии различных навыков чтения и письменной речи.
А умение делать заметки, составлять списки в соответствии с прослушанным текстом или текстом для чтения – навык, который может пригодиться учащимся и при изучении других предметов.
Раздел «Чтение» в перспективной модели КИМ практически не изменился. Вместо заголовков даны вопросы, на которые нужно найти ответы, один из вопросов останется без ответа и задание на определение утверждений, соответствующих содержанию текста (1 – True, 2 – False, 3 – Not stated), осталось прежним. Какие же задания предлагает УМК «Сферы»?
В УМК представлены самые разнообразные тексты:
- с пониманием основного содержания; используются несложные аутентичные тексты в рамках предметного содержания, объем – до 700 слов;
- с выборочным пониманием запрашиваемой информации, которые содержат некоторое количество незнакомых языковых явлений, объем – до 350 слов;
- с полным пониманием прочитанного; осуществляется на несложных аутентичных текстах, объем – около 500 слов.
В УМК представлена система упражнений для работы над каждым текстом, включающая предтекстовые упражнения, упражнения для выполнения в процессе чтения текста и послетекстовые задания.
Раздел лексика и грамматика.
В “Part A. Practice” учащиеся совершенствуют лексические и грамматические навыки.
Нужно отметить, что в УМК имеется избыточный материал для совершенствования лексико-грамматических навыков.
В перспективной модели КИМ задания на лексику и грамматику практически не изменились, только сократились до 12 заданий.
Они предполагают умение образовывать и употреблять в речи родственные слова с использованием аффиксации, словосложении и конверсии.
В соответствии с таксономией Блума (Bloom’s Taxonomy) на основании одного упражнения от получения определённых знаний по теме учащиеся переходят к систематизации и анализу, а также к продуктивному заданию на основе полученных знаний.
Цикл “Life in a big city”.
Например: “Part A. Practice”, стр. 34.
В упражнении 1 представлена последовательная система работы над лексикой. Сначала учащиеся записывают слова, связанные с темой «Город», затем работают в парах, сравнивают написание слов, затем составляют выражение, добавляя прилагательные и выполняют продуктивное задание, составляя предложения в соответствии с темой.
В каждом разделе есть рубрика “Exam practice”, который ориентирован на подготовку к экзаменам и включает в себя упражнения на развитие всех видов речевой деятельности.
В УМК ведется тщательная отработка грамматических явлений через набор упражнений.
Постоянное повторение грамматических явлений и лексики дает учащимся возможность лучше запоминать материал. Так, учитель может выбрать те темы, которые являются проблемными для учащихся.
Раздел «Говорение» ОГЭ не изменился.
Задание 1 предполагает чтение текста вслух. В УМК «Сферы» предлагаются разнообразные тексты и их вполне можно использовать для совершенствования умений чтения.
В задании 2 требуется ответить на вопросы. УМК «Сферы» успешно решает эту задачу, т. к. после текстов есть вопросы на понимание содержания текста. Иногда учителя считают ответы на такие вопросы лишней тратой времени. Однако можно разнообразно организовать работу, и здесь важно использовать поурочные методические рекомендации, в которых авторами предлагаются разные варианты выполнения упражнений одного типа.
Такие тренировочные задания позволяют учащимся совершенствовать умения ответов на вопросы.
Задание 3 предполагает устное высказывание в соответствии с планом по заданной теме.
В УМК «Сферы» есть система упражнений для отработки различных тем.
Таким образом, можно утверждать, что УМК «Сферы», несомненно, готовит учащихся к сдаче ОГЭ.