Организации учебного сотрудничества на занятиях по немецкому языку
Автор: Лидия СЕМЕНОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Вторник 11 февраля 2020
Процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся и педагога, под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность. Эффективность обучения немецкому языку в полной мере зависит от того, насколько согласованны действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушатся, нарушается взаимодействие между обучающимися, что приводит к нарушениям их деятельности. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения».
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Автор: Семенова Лидия Георгиевна
МОУ Гимназия № 4 город Волгоград
Учитель немецкого языка, почетный работник сферы образования Российской Федерации
Процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся и педагога, под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность. Эффективность обучения немецкому языку в полной мере зависит от того, насколько согласованны действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушатся, нарушается взаимодействие между обучающимися, что приводит к нарушениям их деятельности.
Большую роль также играет взаимодействие личностей, складывающееся меду ними взаимопонимание, которое, по определению В.А. Кан-Калика, является основой содружества на уроке. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл, складываются отношения партнерства, проявляющиеся во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» ( Дьяченко В.К.).
Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Machen wir zusammen! (Действуем вместе!)». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование немецкого языка: в совместном оформлении стендовых газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке. (Дьяченко В.К.).
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода (Полат Е.С.).
На своих уроках я часто использую такие педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
- единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций;
- единого учебного материала, общих ресурсов;
- одного поощрения на всех.
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
4) Рефлексия — обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников (Бим И.Л.).
Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникнуть в его содержание, дает возможность систематически проговаривать учебный материал, выразить свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок (Полат Е.С.).
Группы учащихся (в основном это 3-4 человека) я формирую до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не удается, состав группы можно менять от урока к уроку. При делении учащихся на группы я часто использую прием «мозгового штурма». Все учащиеся берут карточки с заданием (они разные), прочитав задание, они находят свою группу. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, класс (языковая группа) работает над темой « Города Германии. Лейпциг, его достопримечательности » в 11 классе .Каждой группе (в классе четыре группы по три-четыре человека) дается задание Первая группа работает над темой «История города», вторая – над темой «Лейпциг – город музыки»,третья – над темой « Лейпциг – город науки», четвертая – над темой «Лейпциг – город книги». В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуют в коллективном обсуждении, задают вопросы друг другу. Целью данного урока является речевая практика, развитие коммуникативных умений.
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.
Я сама часто выбираю учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, поскольку цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы (Гальскова Н.Д.).
Чаще всего на уроках иностранного языка сотрудничество детей проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в этих ситуациях диалога на уроке можно наблюдать картину, когда, обращаясь к партнёру по диалогу, ученик смотрит на учителя и фактически реплики обращены к нему. Высказывая своё мнение о действиях одноклассника, ученики говорят: «Er sagt …(Он сказал ..).», «Sie meint…..(Она думает …) ». Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика (Полат Е.С.). При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Работая в группах, мои учащиеся часто получают такие задания:
- выполнить задание по «цепочке» — прочитать, переспросить и т.д.;
- изготовить опорные сигналы для закрепления изученного грамматического материала;
- изготовить бумажные слайды, например, по теме «Времена года», «Праздники и традиции немецкоговорящих стран»;
- нарисовать учебные комиксы для пересказа текста;
- перевести и инсценировать рассказ;
- подготовить реферат; презентацию;
- составить к тексту расширяющие, репродуктивные вопросы;
- составить загадки и кроссворды по изученным темам;
Практика показывает, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции учащихся в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:
а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;
в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
ЛИТЕРАТУРА:
- Кан-Колин В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987 г.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991 г.
- Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Иностранный язык в школе. – М., 1991 г.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. – М., 2000 г.
- Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. – М., 1988 г.