Проектная работа: развитие предметных и метапредметных УУД
Автор: Анна ФЕДОТОВСКАЯ | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Понедельник 10 февраля 2020Практика показывает, что на уроках английского языка в школе наиболее целесообразно рассматривать метод проектов как комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, а также увидеть и оценить результат своего труда и услышать мнение окружающих.
Автор: Федотовская Анна Владимировна
МБОУ «Гатчинская школа №8 «Центр образования»
Особенностью проектной деятельности на этапе старшей школы является практически полная самостоятельность обучающихся в реализации проектной деятельности. У обучающихся имеются достаточные навыки общения, чтобы работать в группе, самостоятельно распределить обязанности внутри нее; обладают необходимыми поисковыми и исследовательскими умениями для извлечения и анализа информации. Деятельность учителя — координация и консультативная помощь на этапе подготовки рабочего и окончательного варианта работы, в организации презентаций, их обсуждении и аргументированном оценивании. Появляется возможность разнообразить формы проектов, например, круглые столы, ролевые игры, дискуссии, использующиеся для тематических монопроектов. Такие проекты не требуют много времени – обычно эта работа занимает 1-2 недели и проводится как обобщение темы и саморефлексия освоенных навыков. В течение учебного года реализовывались и исследовательские проекты. Так, например, в рамках изучения темы «Наука» учащиеся 10 класса проводили эксперимент, выявляющий влияние различных условий на растения и описывали его в презентации. Другим интересным опытом стал проект «Пельменизация», где обучающиеся представляли свою бизнес-идею для привлечения туристов в город.
Удачной формой тематического проекта в 10 классе оказалось создание сайта. Своеобразным толчком к этому послужил текст в учебнике Spotlight, посвященный влиянию глобального потепления на популяцию белых медведей. Заданием к этому тексту было создание презентации о влиянии глобального потепления на другие виды животных. Ребята заинтересовались этой темой, нашли много актуального и увлекательного материала, которым хотелось поделиться и таким образом, возникла идея о создании сайта. Мы выделили следующие группы: ответственные за техническую реализацию проекта, за отбор текстовой информации по темам и отбор видеоинформации. Также, использовался материал, собранный в проектной работе по этой теме за предыдущие годы. Эта работа потребовала двухмесячной подготовки и совместной работы учителя и всей группы в целом, и каждого обучающегося в отдельности, но в результате мы получили красочный и информативный сайт, “Влияние глобального потепления на окружающий мир планеты», посвященный изучению проблемы защиты природы, путям решения этих проблем на глобальном уровне.
Работа над созданием сайта позволила обобщить и систематизировать лексико-грамматический материал по теме «Окружающая среда. Экология», то есть, мы можем говорить здесь о развитии таких предметных умений на уроках английского языка, как самостоятельное высказывание, связанное с результатами проектной работы; полное и точное понимание публикаций научно-популярного характера, умение отбирать и использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией; владение фонетической стороной используемой лексики. Однако реализация данной работы была бы невозможна без таких умений, как умение ставить цели и задачи; находить и планировать способы их достижения; организовывать совместную познавательную деятельность как с одноклассниками, так и с учителем; умения разрешать конфликтные ситуации; выслушивать чужие мнения и отстаивать свое; использовать различные источники получения информации с помощью компьютера; умения выбирать нужную, надежную и достоверную информацию; владение устной речью.
Таким образом, общими усилиями был создан цифровой образовательный ресурс, который может быть использован на уроках английского языка для формирования и активизации лексических навыков, развития навыков аудирования и чтения по теме «Экология». Помимо этого, сайт будет полезен в качестве источника информации: может быть использован как учебное пособие на межпредметном уровне, так как сведения, размещенные на нем, могут быть актуальны и на таких предметах, как биология и география. Возможно использовать такой сайт и для интегрированных уроков.
Опыт показывает, что метод проектов, применяемый систематически и последовательно на разных этапах образовательного процесса — один из способов стимулирования познавательной учебной деятельности учащихся. Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке и во внеучебной деятельности способствует формированию и развитию коммуникативной и информационной компетенции, исследовательских умений; совершенствованию умений самопрезентации обучающихся, умения сотрудничать, искать пути решения проблем.
- Главная страница сайта
- Страница, посвященная альтернативным источникам энергии