Учебно-методический комплекс серии «Сферы» (авторы Алексеев А. А., Смирнова Е. Ю. и др.): сочетание инновационных и традиционных подходов при обучении английскому языку в начальной школе
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 12 марта 2020В условиях единой информационно-образовательной среды меняются подходы к обучению иностранному языку, ориентированные на формирование глобальных навыков 21 века.
Это требует формирование основных навыков и умений, которые обеспечивают эффективность и качество образования.
Автор: Кузнецова Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ «СОШ №20», г. Химки
Должность: учитель английского языка
Какими же навыками должны овладеть обучающиеся начальной школы? Недаром говорят, что «началка» – начало начал, т. е. в начальной школе закладываются необходимые навыки для дальнейшего развития ребенка. Обучающиеся 21 века должны уметь решать комплексные задачи, мыслить творчески и критически, уметь работать в команде, формировать суждения и принимать решения и переключаться с одной задачи на другую.
В начальной школе обучающиеся должны научиться читать, овладеть элементарными навыками письма, это абсолютно необходимо для дальнейшего развития учащегося и расширения общего кругозора.
Очень важный момент, который касается обучению чтению и изучению алфавита: обычно и учителям и родителям хочется знать, а когда же ученики будут знать алфавит и правила чтения?
Авторы нового учебно-методического комплекса (УМК) по английскому языку серии «Сферы» прозрачно освещают эту тему, объясняя принципы обучения чтению и сроки их реализации.
Чтение формируется по следующим принципам:
- буква + звук
- слово
- фраза
- предложение
К концу 2 класса учащиеся овладеют навыками чтения, и постепенно алфавит будет освоен.
В данном случае УМК “Сферы” полностью соответствуют этим требованиям, который сочетает в себе инновационные и традиционные подходы.
Какой же УМК нужен современному учителю и в чем инновационность этого УМК?
Во-первых, ориентированность на формирование целостной картины мира, отражающей единство представления содержания, понятийного аппарата и формата УМК.
Во-вторых, реализация индивидуализации обучения, т. е. создание индивидуальных траекторий исходя из способностей и возможностей учащихся. Такой подход дает возможность всем обучающимся стать успешными.
В- третьих, методическая поддержка учителя: рабочие программы, календарно-тематическое планирование, поурочные методические рекомендации, авторские и методические вебинары, семинары и видеолекции.
В-четвертых, полный комплект для ученика: учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, аудиокурс.
УМК дает возможность активно включать родителей в образовательный процесс, благодаря наличию практико — ориентированных заданий, проектных и исследовательских работ в которых могут принимать участие родители и члены семьи.
УМК построен по модульному принципу. В учебниках для начальной школы по 9 тематических циклов (Units), которые состоят из 5 уроков (Lessons), плюс разделы «Упражнения к рассказу/истории/сказке» (“Story exercises”) и «Проверочное занятие» (“Checkpoint”).
Каждый тематический модуль включает задания по аудированию, чтению, письму и говорению. Обучающиеся знакомятся с реалиями стран изучаемого языка и родной страной, все упражнения снабжены четкими, короткими инструкциями и красочными иллюстрациями.
В УМК очень удобная навигация, на самых первых занятиях обучающиеся знакомятся с условными обозначениями, которые понятны и на протяжении всего курса начальной школы не меняются, что формирует устойчивый навык работы с различными упражнениями и учитель не тратит дополнительное время на объяснение, что нужно выполнять.
Рубрики упражнений «приглашают» учащихся выполнить задания вместе, например: «Давай говорить», «Давай слушать», «Давай выучим новые слова», «Давай тренироваться» и т. п., что снимает психологическую нагрузку и располагает учащихся к неформальному общению на уроке.
Хотелось бы отметить сменность заданий, что абсолютно необходимо в начальной школе, т. к. время восприятие одного задания не превышает 1–3 минут.
Каждый цикл начинается с вводной страницы с коротким планом, чему научатся ученики, освоив данный цикл.
Учитывая особенности учащихся начальной школы, инструкции к заданиям и упражнениям в учебниках и компонентах для 2 и 3 классов даются на русском языке, а в 4 классе – на английском языке.
Хотелось бы отметить систему упражнений в УМК серии «Сферы» – от простого к сложному, от аудированию к говорению, от чтения к письменному высказыванию.
На самом раннем этапе формируются навыки говорения: например, описание картинок от описания по образцу к самостоятельному высказыванию.
В УМК много заданий, которые предполагают парную и групповую работу, что формирует взаимодействие обучающихся на уроке.
Особое внимание в УМК уделяется формированию навыков чтения, т. к. одной из первостепенных задач обучения в начальной школе – это научить обучающихся читать.
У учителей всегда возникает вопрос: а каким должен быть текст для чтения?
В первую очередь – соответствовать интересам учащихся, нести определенную информацию, соответствующую возрасту учащихся.
В УМК серии «Сферы» есть подсказки для учащихся как работать с текстом, например:
Не пытайся понять каждое слово, просто постарайся услышать информацию, которая необходима, чтобы дать ответ на вопрос.
Тексты разнообразны: диалоги, связанные тематические тексты. В 4 классе текст связан с изучением грамматики. Таким образом можно отметить, что изучение грамматики представлено через контекст.
В каждом цикле обучающиеся знакомятся с культурой страны изучаемого языка и родной культурой.
После ознакомления с информацией о цирке, учащимся предлагается выполнить проект по теме.
Каждый цикл заканчивается разделом самопроверки и самооценки, суммируя то, чему научились учащиеся, освоив данный цикл.
В УМК серии «Сферы» есть необходимые справочные разделы: грамматический справочник, англо-русский словарь и таблица базовых неправильных глаголов.
УМК серии «Сферы» полностью соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту и, несомненно, несет огромный потенциал для обучающихся, учителей и родителей.
В заключение также отмечу, что специалисты издательства «Просвещение» и авторский коллектив всегда оперативно оказывают методическую поддержку и отвечают на любые вопросы. Свои вопросы, комментарии, пожелания и запросы на проведение авторских и методических семинаров можно отправлять по адресу spheresteam@yandex.ru.