Использование лингафонного кабинета при подготовке обучающихся к устной части итоговой аттестации
Автор: Ирина КУРИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 7 апреля 2020
По последней информации, решение сделать государственный экзамен по иностранным языкам обязательным принято и постепенно воплощается. Уже с 2020 года английский язык станет обязательным на итоговой аттестации после 9-го класса, а с 2022 года он будет включен в ЕГЭ. Выпускник сможет сам выбрать уровень – базовый или углубленный, но независимо от выбранного уровня, экзамен будет содержать письменную и устную часть.
Автор: Курина Ирина Викторовна
Место работы: ГБОУ СОШ № 544 с углубленным изучением английского языка
Должность: учитель английского языка
На сдачу устной части будет отводиться 15 минут, выпускникам придется беседовать не с учителем, а с компьютером. Устная часть – добровольная. С другой стороны, без устной речи максимальные 100 баллов не набрать. За устную часть дают 20 баллов, за письменную — 80. Перед учителями был поставлена задача о том, как организовать обучение, чтобы оно способствовало успешной сдачи экзамена.
Во время информационных технологий каждый школьный предмет имеет свою специфику и естественно специфику использования новых, продуктивных технологий. Развитие информационно — коммуникационных технологий открыло новые возможности в обучении иностранному языку.
Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал учащихся.
Современные технические средства (ТС) выступают как новые орудия труда учителя, повышая культуру его работы. ТС используются при проведении различных видов занятий в качестве средства предъявления учебной информации, контроля усвоения знаний, отработки у обучающихся тех или иных навыков, автоматизации самого процесса обучения.
Применение технических средств позволяет более рационально распределить учебный материал, интенсифицировать процесс обучения, больше внимания сосредоточить на содержательных его моментах. Технические средства активно воздействуют на организацию учебного процесса, формы и методы преподавания, влияют на интеллектуальное развитие учащихся, т.е. усиливают развивающую и воспитывающую функции обучения. Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка.
Лингафонный кабинет дословно означает: лат. lingua — язык и греч. phone — звук, речь.
Лингафонные кабинеты — это классы или аудитории, оборудованные лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами) для современного обучения. Современные лингафонные системы просты в использовании, что не требует дополнительного повышения квалификации преподавателей и обучающихся. Лингафонные кабинеты предназначены как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Работа в лингафонном кабинете дает преподавателю широкие возможности для контроля и корректировки учебного процесса, а также позволит ему создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам, что способствует повышению качества обучения в лингафонных кабинетах. Более того, работа в лингафонном кабинете – это интерактивность и наглядность, превращающая обучение в увлекательную и интересную игру. Иными словами, работа в лингафонном кабинете это современный взгляд на традиционный процесс обучения.
Для эффективного использования лингафонного кабинета, необходимо, чтобы учитель понимал роль, преимущества, место и значение ЛК, знал психолого-педагогические основы эффективного использования ЛК, а также владел методикой использования ЛК.
Рассматривая преимущества лингафонного кабинета можно выделить следующее:
- различные формы работы (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная);
- четкое определение условий применения технических возможностей лингафонного кабинета в зависимости от целей, содержания этапа обучения;
- управление познавательной деятельностью как на этапе формирования умений и навыков, так и на этапе контроля;
- характер взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- возможность комплексного использования (подключение CD-плеера или телевизора).
В лингафонном кабинете применяют в работе аудиоматериал (аудиокурсы к УМК или фонетические курсы, озвученные носителями языка), с помощью которого эффективно решаются следующие дидактические задачи:
- формирование артикуляции и ритмико-интонационных навыков;
- формирование и совершенствование навыка чтения;
- формирование и совершенствование навыка аудирования;
- формирование и совершенствование лексического и грамматического навыка говорения;
- развитие и контроль речевого навыка устной речи (монологическая/ диалогическая);
- контроль понимания прослушанного;
- контроль усвоения лексического материала.
Лингафонный кабинет выполняет следующие функции:
- аудио- и видеосвязь преподавателя с отдельным обучающимся;
- обмен видеофайлами между обучающимся и учителем; передачу файлов выбранным участникам образовательного процесса (обучающие и информационные материалы и т.д.);
- сбор файлов у обучающихся (результаты тестов, домашние работы и т.д.);
- вызов обучающимися преподавателя;
- просмотр видео, обучающимися и учителем;
- текстовое общение всех пользователей;
- возможность контроля работы каждого обучающегося учителем с выдачей задания;
- дистанционный запуск программ на компьютерах обучающихся;
- дистанционное открытие веб-сайтов на компьютерах обучающихся.
В свете требований к современному уроку главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к обучающему, а обучение их приемам самоконтроля и самообучения. Обучающий объективно оценивает работу одноклассника или группы учеников. Необходимо научить обучающихся оценивать работу, обосновывать оценку. При работе с лингафонным кабинетом учитель может организовывать взаимоконтроль и коррекцию полученных результатов. Взаимоконтроль и взаимопроверка являются особой формой контроля.
Работа в лингафонном кабинете дает преподавателю широкие возможности для контроля и корректировки учебного процесса, а также помогает подготовить обучающихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Экзамен по устной части по окончанию 9 (ОГЭ) класса включает в себя чтение текста вслух без предварительной подготовки, участие в социологическом опросе на английском языке и монологическое рассуждение по конкретной теме. В то время как экзамен по устной части по окончанию 11 класса (ЕГЭ) включает в себя чтение текста вслух, условный диалог-расспрос, тематическое монологическое высказывание, тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения.
При рассмотрении функций лингафонного кабинета, можно с уверенностью сказать, что необходимость и польза работы в лингафонном кабинете неоспорима. В педагогической деятельности тестирование как способ оценки знаний используется давно, но в свете подготовки обучающихся к итоговой аттестации интерес к этой форме оценке значительно вырос. Составной частью программы мультимедийного лингафонного класса является система тестирования — специальное приложение для создания и редактирования тестов, проведения тестирований и анализа результатов. В вопросах тестов могут быть использованы: изображения, аудио и видеоматериалы, материалы сети Интернет. Программа позволяет быстро создавать вопросы различных типов:
‒ выбор правильного варианта ответа;
‒ выбор нескольких правильных вариантов ответа;
‒ установить соответствие; расположить в указанном порядке;
‒ вставить пропущенные слова; ввод текстового ответа с клавиатуры;
‒ запись голосового ответа. При создании теста учитель может:
‒ установить ограничение во времени для ответа на вопрос;
‒ ограничить время на прохождение теста;
‒ указать сложность вопроса в баллах; задать максимальную оценку.
Также программной предусмотрена передача экрана, как учителя, так и любого обучающегося, например, если ученик подготовил какое-либо сообщение и желает продемонстрировать результаты работы классу.
Необходимо заметить, что использование мультимедийного лингафонного кабинета на уроках иностранного языка помогает обучать всем четырем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму), формировать лингвистические способности, создавать ситуации общения, тем самым, позволяя сбалансировать образовательную деятельность, применять индивидуальный подход в обучении, повышать качество обучения, развивать творческий потенциал обучающихся и способствовать развитию УУД. Все это можно достигнуть только при правильной организации образовательной деятельности. Следует грамотно подходить к вопросу организации урока с использованием мультимедийного кабинета. Необходимо помнить, что главные ценности использования мультимедийного лингафонного кабинета — это соответствие цели и направленность на достижение запланированных результатов. Также необходимо понимать о важности разработки УМК, включающих примерные варианты рабочих программ, отражающих ход и технологии развития УУД обучающихся.
Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает учителю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой и определенным образом на продуктивность педагогического труда. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.
Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают урок на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий и как следствие, реализации своего ученического потенциала. Заинтересованность учащихся в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено на нет.
Список литературы
1. Полушкина Г. Ф. Научно-методическое сопровождение использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества преподавания / Г. Ф. Полушкина // RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V. I. Pishhik, N. G. Poteshkina, Ju.A. Vedvedev.2016;
2. Полушкина Г. Ф. Учебные ситуации по формированию универсальных учебных действий учащихся с использованием интерактивной доски / Г. Ф. Полушкина // Образование в Кировской области. — 2014. — № 4;
3. Полушкина Г. Ф. Использование мультимедийного лингафонного кабинета на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 622-624. — URL https://moluch.ru/archive/136/38017/