«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Познавательные действия по решению задач (проблем)

Пятница 10 апреля 2020

Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности (ФГ) обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В современном мире ФГ становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

 

 

Автор: Ширинян Марина Витальевна
Методист Редакции романских языков Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»

 

 

 

 

Советский и российский лингвист, и психолог А.А. Леонтьев предлагает следующее определение ФГ: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции ФГ, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment — PISA).

ФГ как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире. Уровень ФГ как показатель образованности включает «знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций».

ФГ как метапредметный образовательный результат и уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Она способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой. Для успешного формирования ФГ, выделяют следующие группы метапредметных результатов:

  • Познавательные логические действия
  • Познавательные знаково-символические действия
  • Познавательные действия по решению задач (проблем)
  • Познавательные действия по работе с информацией и чтению
  • Познавательные и коммуникативные действия в части ИКТ-компетентности.

Содержание учебников серии «Сферы» направлено на достижение каждого из них. Однако, в данной статье на примере учебников серии «Сферы» для 10-11 классов мы рассмотрим только одну группу метапредметных результатов «Познавательные действия по решению задач (проблем)» и начнем со следующих умений:

  • Владеть рядом общих приёмов решения задач (проблем).
  • Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

В учебниках серии «Сферы» предлагаются   задания, а также справочная информация (раздел Skills File – «Учись учиться»), которые помогут развить у ваших учащихся вышеуказанные умения и навыки.




Представлять основные соотношения, следующие из условия, в виде графиков, схем, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений помогут следующие упражнения:

 

 

Учебники содержат также набор упражнений, которые направлены на развитие умений старшеклассников представлять информацию в виде ментальных карт, таблиц и других моделей, используя их для нахождения решений. Важно отметить наличие сопровождающих заданий, которые требуют анализа результатов, обобщения, обсуждения получившегося решения.

 

 

 

 

Кроме того, одной из целью использования методов познания специфических для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов является интерпретация художественного произведения с учетом исторической эпохи его создания, специфики вида искусства, к которому относится произведение, и творческого своеобразия автора.


 

 

Из сказанного становится очевидным то, что четко сформулированные образовательные результаты (метапредметные) закладываются в содержание и технологию УМК серии «Сферы».
Наряду с этим необходимо отметить важность методической поддержки при работе с УМК и учебными пособиями. Поэтому для более детального изучения рассматриваемой темы вы можете обратиться к следующим электронным ресурсам:
⇒ На образовательном ресурсе YouTube канале «Просвещение». Иностранные языки» размещены записи вебинаров, видеолекций и видеороликов, освещающих многие аспекты изучения иностранных языков.
⇒ Методический журнал «Просвещение. Иностранные языки» познакомит вас со статьями авторов, методистов и учителей по работе с УМК издательства «Просвещение».

Анализ различных источников позволил заключить, что мир развивается, следовательно, требования к знаниям растут, формируются новые качественные показатели. ФГ выступает показателем способности человека адаптироваться к изменениям социума. Для ее формирования необходимо создавать на уроке особую образовательную среду. Педагогам необходимо суметь найти подходы и методы, чтобы развивать человека, который сможет ориентироваться в современном мире, способного найти пути решения своих проблем.

Источники:

  1. Конасова Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы. – Волгоград. – Учитель. – 2012.
  2. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат / Лебедев, О.Е. //Образовательные результаты/ Под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 1999. – С.45
  3. Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования
  4. Интеллектуальные умения учащихся в языковом образовании: ориентир — PISA
  5. Готовность учителя к руководству исследовательскими проектами учащихся (на материале УМК «Звёздный английский»)
  6. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» (с использованием пособия «Звезды моего города» и интернет-портала «City Stars»)
  7. Иноязычное образование, современный УМК и функциональная грамотность как одно из важнейших личностных качеств обучающегося на примере УМК серии «Сферы» для 10-11 классов (А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова и др.)
  8. Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 1
  9. Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 2

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.