«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Среда 6 мая 2020


В статье представлен ретроспективный анализ использования новейших технологий в обучении иностранному языку в средней школе. Дан ретроспективный анализ применения мобильных технологий в иноязычном образовании. Рассмотрена специфика понятия «электронное обучение», что обозначает применение электронных средств обучающимися и преподавателями в качестве инструментов для осуществления коммуникаций на иностранном языке; показаны методические возможности «электронной почты» и блог-технологий, которые способствуют развитию умений письменной речи и социокультурной компетенции обучающихся; обосновывается понимание термина «мобильное обучение» в условиях иноязычного образования; доказано, что широкое распространение мобильных телефонов, смартфонов и планшетов имеют неоспоримое превосходство в обучении иностранным языкам. Делается вывод, что мобильность обучения — уникальное явление, так как владельцы мобильных устройств получают учебный опыт, участвуя в процессе в пределах содержания обучения того образовательного учреждения, где обучающийся находится.

 

Автор: Шемякова Лариса Алексеевна
Место работы: МОУ СОШ № 10
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Ученый методист Е.И. Пассов оставил нам педагогам свое наследие в виде коммуникативного методов обучения и воспитания, главной идеей которого является взаимодействие обучающихся в рамках диалога культур. Полагаем, что современные мобильные технологии смогут решить многие поставленные ученым вопросы [1].

Мобильное обучение стало одним из форм современного иноязычного образования, что находит отражения и ФГОС, и в Образовательных программах. Практические вопросы освещаются в академических журналах и конференциях, изучаются различные компоненты мобильного обучения, которые отражаются на растущей мобильности обучаемого, обучении и технологии обучения, самообучения и саморазвития обучающегося средствами иноязычного образования [2].

История зарубежной лингводидактики отмечают три главных этапа информатизации и их взаимосвязь с изменением парадигмы образования, «системы наиболее общих представлений о принципах и особенностях взаимодействия всех компонентов образовательного процесса (Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева» [3, с. 30], в том числе и в обучении иностранному языку.

I. 1960-е – 1970-е гг. – бихевиористский;

II. 1970-е – 1980-е гг. – коммуникативный;

III. Современный – интегративный [4, с. 11].

Во второй половине 50-х гг. американский психолог Б.Ф. Скиннер предложил сделать более эффективным управление усвоением учебного материала и разработать программу с последовательной подачей информации маленькими порциями на основе бихевиорического подхода. Такие программы способствовали более успешному обучению слабых учеников. Таким был первый этап алгоритмизированного программного обучения.

С появлением ЭВМ в Университете штата Иллинойс в результате привлечения специалистов из разных областей знаний: инженеров, физиков, психологов, педагогов была создана логическая система автоматизированного обучения PLATO (ProgrammedLogicforAutomatedTeachingOperation) для поддержки обучения.

В 70-годы появились первые компьютерные среды, которые с одной стороны, имели преимущества, а с другой стороны, отсутствие дидактических теорий и моделей обучения способствовали пересмотру отношения к восприятию, памяти, воображению, протекающие процессы в головном мозге человека посредством общения с компьютером, который осуществляет переработку и хранение информации – происходит когнитивная революция  [5, с.  487–521].

Есть мнение, что содержание образования может быть тем же, но его предъявление осуществляется посредством совершенно новых методов в комбинации с Интернет- технологиями, с появлением которых создались новые виды письма и получения информации, новые способы, передающие видео клипы. Все эти виды деятельности связаны с уникальной функцией – мобильностью  [6, с. 12-21].

Остановимся более подробно на современном этапе мобильного обучения. Необходимо подчеркнуть, что в образовательных  программах  средней школы делается акцент на  осуществление образовательной деятельности с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также организация онлайн встреч сотрудников.

Электронные формы взаимодействия между людьми, непрерывно осуществляющиеся во всем мире с помощью мобильных телефонов, электронной почты, Интернет, блогов, чатов, вики, успешно внедрены в образовательный процесс интерактивного взаимодействия, как специальной формы организации познавательной деятельности, когда учебный процесс по изучению иностранного языка протекает таким образом, что практически все обучающиеся и преподаватель оказываются вовлеченными в процесс познания [7, с. 94].

IV. Термин «электронное обучение» (e-learning) обозначает применение электронных средств обучающимися  и преподавателями в качестве инструментов для осуществления коммуникаций на иностранном  языке, что способствует интенсификации мыслительной деятельности и мотивирует участников диалога к постоянному обучению в условиях современной образовательной  среды, которая способствует совершенствованию образовательного процесса, усилению развивающего эффекта взаимодействия его субъектов [8, с. 24].

Мобильные телефоны или планшеты стали неотъемлемой частью жизни всех обучающихся, с их помощью они слушают музыку, смотрят фильмы или сериалы ВВС, бродят в сетях Интернета в поиске нужной информации, создают презентации, используя мультимедийные приложения, рисуют и даже играют на музыкальных инструментах.

Еще 10 лет назад телефонный звонок в аудитории или сигнал о полученном сообщении студентом вызывал негативную реакцию у преподавателя. Теперь мы видим перспективу в мобильном обучении, которое может стать основным направлением в обучении и самообучении иностранному языку. Оно уже внедрилось в учебный процесс и требует методической поддержки. Это значит, что необходимо определить цели его применения и его содержание.

Мощность мобильных телефонов превосходит мощность компьютеров начала 90-х гг. Любой человек будь то сотрудник компании, ученик школы или студент университета сможет легко и быстро подключиться к учебному процессу, почитать книгу, повышая свою эрудицию, выполнить тестовые задания по иностранному языку или совершить виртуальную экскурсию по музею или картинной галерее.

Мобильное обучение иностранному языку и культуре в средней школе с применением электронно-почтовой группы исследовались учеными с 1990-х гг. по настоящее время в США и странах Западной Европы (FischerG, CastanosF., BlochJ., MaegherM., Sayers, BelzJ.) с целью формирования межкультурной компетенции «предполагающей терпимость, открытость к новому знанию, умение выбрать верную тональность и средства общения, коммуникативную стратегию и форму саморепрезентации (О.А. Леонтович)» [3, с. 30]. Однако, отмечаются негативные последствия от применения технологии электронно-почтовой группы, если не проводится анализ письменных сообщений с носителями языка. О создании ложных стереотипов, культурном шоке, неприятии культуры изучаемого языка свидетельствуют эксперименты, проведенные между американскими и мексиканскими студентами (М. Маегер, Ф. Кастанос) и результаты обмена письменными сообщениями между представителями немецкой и американской культур (Г. Фишер).

Методические возможности электронной почты раскрывали в своих трудах В.Г. Апальков, П.В. Сысоева, Н.А. Сушкова. В результате исследований ученые создали методики с акцентом на развитии умений письменной речи, формируя социокультурные и межкультурные компетенции обучающихся.

Блог-технологии также способствуют развитию умений письменной речи и социокультурной компетенции  обучающихся (уровни В1 – С2) (И.А. Евстигнеева, О.В. Борщева, О.В. Пустовалова, И.К. Забродина). Поскольку блог является личным пространством общения, в отличие от форумов, чатов, конференций, пользователь может сам создать свой круг общения и администрировать процесс коммуникации, что очень важно для организации учебной дискуссии по какому-либо вопросу.

Широкое распространение мобильных телефонов, смартфонов и планшетов имеют неоспоримое превосходство в обучении иностранным языкам, о чем свидетельствуют данные ForresterResearch, опубликованные в 2013 г. Использование мощным устройством iPad новых Интернет-приложений напрямую связан с облачными технологиями. По мнению Джорджа Колони, председателя и СEO Forrester, рынок уже насыщен различного рода приложениями и увеличится еще на 85 %.

Пользователи успешно справляются и с Web технологиями, и мобильными технологиями.

Мобильное обучение (Mobilelearning) – это передача знаний на мобильное устройство (телефон или карманный компьютер) с использованием WAP или GPRS— технологий. При помощи выбранного устройства можно выйти в интернет, скачать материалы, ответить на вопросы в форуме или пройти тест. Наиболее объемные материалы как правило загружаются на телефон или КПК через персональный компьютер или карту памяти. Цель m-learning – сделать процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.

Мобильное обучение становится популярным в силу ряда причин, в частности:

— все большее число сотрудников имеют частичную занятость, либо работают вне офиса;

— распространение мобильных приложений и компьютерных игр используются особенно молодежью (20-35 лет);

— возможность доступа к высокоразвитому скоростному Интернету помогает осуществить новую виртуальную образовательную среду, в которой  обучающиеся  могут учиться даже тогда, когда находятся за тысячи миль (и в другом часовом поясе) от учителя и сокурсников;

— мобильное устройство может вмещать большое количество книг и других учебных материалов, оно не тяжеловестно, без труда переносится и все время под рукой;

— повышает мотивацию к долговременному обучению (life-learning);

В связи с расширяющийся тенденцией использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях учитель иностранного языка сталкивается с проблемой интерактивной и дистанционной передачи не только учебного содержания предмета, но его культурного и воспитательного аспекта. В последнее время Интернет-платформа MOODLE стала самой популярной системой дистанционного обучения, позволяющей создавать каждому учителю свои индивидуальные электронные курсы обучения иностранному языку [9, с.  19].

Безусловно, есть и проблемные моменты в мобильном обучении: маленький экран, ограниченность клавиатуры, постоянная работа кистями рук и пальцами, осуществляя навигацию, высокая стоимость мобильного устройства.

Любопытный пилотный проект был проведен в Канаде с сентября 2002 по май 2003 г., в котором приняли участие 200 студентов из двух университетов SenecaCollege и NorthernAlbertaInstituteofTechnology (NAIT).  С помощью КПК HP iPAQ, которые были им выданы, студенты имели беспроводной доступ к учебным материалам курса по основам бухгалтерского учета. Помимо этого, в процессе обучения студенты пользовались sms-сервисами и доступом к аудио- и видеоресурсам.

Мобильное обучение это — личностно центрированное обучение, а не педагогически центрированное, где установленные аппаратные средства находятся под защитой руководства образовательной организации. Мобильное обучение более гибкое, доступное, персонализированное, способствующее постоянному обучению, что усиливает его продуктивность и эффективность, особенно в рамках индивидуализации и разноуровневой дифференциации, выстроенное с учетом индивидуальных особенностей восприятия и познания при изучении иностранного языка [10]. Т.С. Макарова и др. отмечают возможности интеграции мобильных приложений в качестве дополнения к основным УМК по иностранному языку, что позволит работать с аутентичными материалами в любое время, в любом месте, в комфортном режиме [11, с. 105].

Тем не менее, Guralnich [2008] предлагает дизайнерам сконструировать контент мобильных программ именно для обучающихся с применением мобильных технологий, а не заимствовать из опыта электронного обучения. Преимущество мобильного обучения – полный контроль доступа информации на мобильное устройство, что позволяет новому поколению наслаждаться определенной долей свободы и независимости, как в урочной, так и во внеурочной деятельности [12, 13].

Мобильность обучения, отмечает Walker [2007], абсолютно уникальное явление, так как владельцы мобильных устройств получают учебный опыт, участвуя в процессе в пределах содержания обучения того образовательного учреждения, где обучающийся  находится. Контекст обучения индивидуален и отличается от жестких рамок традиционного контекста, предлагаемого в классной комнате, лекционном зале или компьютерной лаборатории.

Таким образом, выявились ключевые термины «мобильность» и «обучение».  С одной стороны, «мобильность» относится к возможностям технологии в физическом контексте и деятельности обучающихся  как участников учебного процесса в образовательной организации. С другой стороны, «мобильность» относится к деятельности во время обучения, к поведению школьников, когда они используют мобильные технологии.

Литература

  1. Манако, А.Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации [Текст] / А.Ф. Манако, А.С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – 2014. – № 1. – Т. 17. – С. 487–521.
  2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования.5- 11 классы [Текст]. — М.- Просвещение, 2000 г.- 172 с.
  3. Жаркова Т.И. Тематический словарь терминов по иностранному языку [Текст] / Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 320 с.
  4. Есенина, Н.Е. Теория и практика использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в техническом вузе [Текст] / Н.Е. Есенина. – М.: Изд-во «Спутник», 2012. – C. 11.
  5. Инновационные направления в развитии системы воспитания [Текст] Сергеева В.П., Кирмасов Б.А., Подымова Л.С., Сороковых Г.В., Клочкова Л.И., Попов Ю.А., Рудь Н.Н., Савкина И.Ю., Грошева Р.Н., Чернышева Н.В. Методическое пособие / Москва, 2012.- 248 с.
  6. Сороковых Г.В., Бобунова А.С. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка [Текст] // Иностранные языки в школе. –2018. — №9. — С. 18-24.
  7. Инновационные направления в развитии системы воспитания [Текст] Сергеева В.П., Кирмасов Б.А., Подымова Л.С., Сороковых Г.В., Клочкова Л.И., Попов Ю.А., Рудь Н.Н., Савкина И.Ю., Грошева Р.Н., Чернышева Н.В. Методическое пособие / Москва, 2012.- 248 с.
  8. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям [Текст] Сергеева В.П., Подымова Л.С., Сороковых Г.В., Сухова Е.И., Алисов Е.А., Клочкова Л.И., Сергеева И.С., Зиборова Ю.В., Белов А.А., Зарубина Е.В.//коллективная монография / Москва- АПКи ППРО, — 168 с.
  9. Сороковых Г.В. Программа-концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] / Г.В. Сороковых. – М.: Тезаурус.- 2004- 108 с.
  10. Гвоздева А.В., Сороковых Г.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков [Текст] // Иностранные языки в школе. 1999. № 5. С. 73-79.
  11. Макарова, Т.С. Мобильные приложения в условиях инклюзивного иноязычного образования обучающихся с ОВЗ [Текст] / Т.С. Макарова, М.А. Молчанова, Е.А. Морозова, С.Г. Старицына // Научное мнение. 2017. № 1. С. 103-107.
  12. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах.- М. Изд-во «Просвещение» .2013 г. – 175 с.
  13. Ваулина Ю.Е., Д. Дули Д., О.Е. Подоляко О.Е., Эванс В.,  УМК Английский язык.  5-9 класс (базовый уровень),   Москва Просвещение, 2018

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.