ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМЫ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Автор: Юлия ДУЛИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 20 мая 2020В статье раскрывается алгоритм использования известных телепередач при организации ролевых игр на иностранном языке. Показано, что игровые технологии способствуют развитию социальной компетенции обучающихся, повышают уровень учебной мотивации учащихся, раскрывают их творческий потенциал и повышают уровень иноязычной коммуникативной компетенции.
Автор: Дулина Юлия Владимировна
Место работы: МБОУ Экологический Лицей №66 Имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка
Должность: учитель
Современное образование ставит перед учителем серьёзные задачи совершенствования приемов и методов обучения, развития социально- приспособленной и гармоничной личности. В современном обучении присутствует острая нужда не только в качественном освоении новых знаний учащимися, но и в подготовке образованного, думающего и творчески развитого человека. Современный человек должен обладать всеми навыками для построения грамотных социальных отношений с окружающими людьми, для приспособления к переменам социальной жизни, для того, чтобы правильно и незамедлительно принимать решения, адаптироваться в современном социально-экономическом окружении.
В наши дни качественное образование невозможно представить без изучения иностранных языков. Педагоги находиться в постоянных поисках новых способов организации учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал повышению качества обучения, позволял раскрыть творческий потенциал учащихся, повышал уровень мотивации и способствовал усвоению социальных норм. Решению этих задач может способствовать использование в учебном процессе различных игровых технологий.
Игра представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В педагогической игре есть четко поставленная цель обучения и планируемый результат, в отличие от игр в целом. Игра выполняет такие важные цели и задачи, как развитие памяти, мышления, эмпатии, расширение кругозора, стимулирование познавательной активности, формирование обще учебных навыков и навыков социального взаимодействия. В ходе игры формируются коммуникативные, организаторские умения, происходит приобщение к нормам и ценностям общества.
Игра — мощное средство развития социальной компетенции учащихся, включающая в себя умения, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и эффективно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социокультурным назначением игры является синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Изучение иностранного языка – это всегда взаимодействие с другими членами коллектива, коммуникация всегда происходит в коллективной деятельности, когда учитель общается с классом, ученики между собой, ученик с классом и т.д. Групповая деятельность оказывает позитивное воздействие возбуждения интереса у каждого ученика.
Урок иностранного языка выступает в качестве социального явления, где кабинет – это определенная социальная среда, в которой преподаватель и ученики вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении является результатом использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активного учебного процесса дает использование языковых и ролевых игр.
Ролевая игра выступает технологией, при которой обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из её участников.
Ю.В. Рындина отмечает, что «войдя в роль, ученики «вживаются» в различные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни, демонстрируя в полном объёме иноязычной коммуникативной компетенции определённое решение проблемы. Таким образом, основная цель ролевой игры заключается в том, чтобы сформировать у школьников умение реализовать свои замыслы и проекты различной степени сложности. Она позволяет избавиться от мыслительных шаблонов; учит чётко и ясно формулировать свои мысли на иностранном языке; оттачивает многие публичные качества личности: самостоятельность, инициативность, оригинальность, креативность, стремление выразить свою собственную истину».
Н. А. Березина и М. В. Фоминых выделяют следующие методические преимущества ролевой игры:
- могут быть привнесены разнообразные формы опыта, структуры, большой объем лексического материала;
- учащиеся тренируются говорить на любую тему;
- ролевая игра – отличный способ «репетиции» разнообразных социальных ролей;
- игры помогают неуверенным в себе ученикам «раскрыться», стать менее застенчивыми;
- учащиеся тесно общаются между собой, что способствует сплоченности коллектива;
- учащиеся могут меняться ролями, что помогает в полном объеме усваивать речевой материал;
- проявляется интерес, дисциплина, умственная и физическая активность.
Е.И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре на иностранных языках как особому виду детской деятельности:
- наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также ролей, игровых предметов;
- обязательное осознание детьми игрового результата;
- осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата;
- возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
Ролевая игра — это некое упражнение для овладения навыками и умениями межличностного взаимодействия. С этой точки зрения ролевая игра выполняет функцию обучения.
На российском телевидении существует интеллектуальная игра или так называемая игра-викторина, которая называется «Своя игра». В игре есть ведущий и участники. В каждом выпуске программы три интеллектуала занимают места за игровыми стойками-пультами. Игроки отвечают на вопросы на разные темы и из разных областей науки. У каждого вопроса свой определенный вес или стоимость. У каждого участника есть свой счет очков или баллов, если он отвечает правильно, его счет увеличивается, если нет – очки снимаются. Тот участник, который набирает наибольшее количество суммы на счету, объявляется победителем игры.
На основе этой викторины нами была смоделирована игра на английском языке «My own game».
Основной процесс в игре – ответы на вопросы викторины. Это разнообразные вопросы, как по конкретным темам в английском языке (времена, фразовые глаголы), так и общие темы на словарный запас.
В игре принимают участие 3 команды по 5 игроков. Их основная цель – дать правильные ответы на вопросы и заработать как можно больше очков. Перед началом игры у каждой команды 0 очков на счету. Смысл игры заключается в том, что 3 команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. В игре всего три раунда – два раунда являются основными, третий — заключительный. Каждый из основных раундов содержит 30 вопросов – 6 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свой вес – в первом раунде за вопрос дается от 100 до 500 очков, во втором – от 200 до 1000. Чем выше стоимость вопроса, тем он, как правило, сложнее. В начале игры первая команда выбирает вопрос. Этот вопрос ведущий читает вслух, любая команда может ответить на него, подняв карточку. Игроки могут поднимать карточку не в любой момент, а только после того, как ведущий прочитает его. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившей команды и эта команда выбирает следующий вопрос. В случае, если был дан неверный ответ, очки со счета команды снимаются, а остальные команды получают право ответить на этот вопрос. Если по истечении пятнадцати секунд вопрос никто не выбирает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий вопрос.
Каждый раунд разыгрывается до тех пор, пока в нем не закончатся вопросы. Так же в викторине есть специальные вопросы – «Кот в мешке», «Вопрос-аукцион».
Вопрос «Кот в мешке» по правилам игры должен быть передан другой команде по их желанию. Ведущий сообщает тему вопроса, причем эта тема обычно не совпадает с исходной темой выбранного вопроса. Получившая вопрос команда сама определяет стоимость этого вопроса (она должна быть самой маленькой или самой большой в раунде).
Также в игре есть так называемый «Вопрос-аукцион». На этот вопрос участники отвечают без поднятия карточки. Каждая команда может делать ставку на вопрос и право отвечать достается команде, сделавшей наибольшую ставку. Самой первой делает ставку команда, которая выбрала этот вопрос. Если у этой команды на счету сумма, которая меньше, чем стоимость самого вопроса, эта команда может играть только за эту стоимость. После этого ставку делает следующая команда, у которой сумма на табло меньше. Если есть команды, у которых равные по сумме очки, ведущий сам определяет, кто будет делать ставку. Команда может повысить ставку или вовсе отказаться от торгов. Далее по очереди каждая команда делает ставку. Если ставки больше, чем количество очков какой-либо из команд, эта команда исключается из торгов.
Далее — финальный раунд. Если есть команды, у которых на счету 0 очков или отрицательное их количество, эти команды покидают игру. Если все команды имеют 0 очков или отрицательное количество очков, победитель – команда, у которой количество очков ближайшее к 0, а финальный раунд не проводится.
Команды делают ставки на вопрос. Ведущий озвучивает вопрос финального раунда, дает одну минуту на то, чтобы подумать над ответом. Началом минуты служит команда «Время!».
После ответов команд ведущий озвучивает правильный ответ, и оглашает ставку. Если ответ правильный, счет увеличивается на сумму ставки, в противном случае уменьшается на нее же. Если правильного ответа среди ответов нет, ведущий объявляет победителя (команда, у которой больше всего очков) и правильный ответ. В случае равенства очков у команд игрокам задаются дополнительные вопросы.
Вся игра сопровождается мультимедийной презентацией, карточками для поднятия и ответа на вопрос, доской с маркерами для записи счета команд.
Примеры вопросов и заданий:
I ROUND
ACTORS AND ROLES — 100: In how many nominations did the Titanic film receive an Oscar?
PHRASAL VERBS — 100: Translate the sentence: Children want to keep on playing basketball. Дети хотят продолжить игру в баскетбол.
CITIES OF THE WORLD — 100: In this city there are world-famous film studios located and popular films are created. (Log-Angeles)
TENSES — 500: Fill in the gap At 5 o’clock tomorrow he _______ (work).
will be working.
AT HOME — 100: How is the room where people have rest called? Living room
II ROUND
CARTOONS – 200: In this cartoon the main character is a super hero. He rescues those in need, fights evil, climbs the walls, weaving a web. He puts on a suit with an image of an insect. Spider-man
CARTOONS – 1000: This is the longest animated series in the history of American television, lasting 29 seasons and extended to the 30th (The Simpsons).
GEOGRAPHY – 400: Where is the city of Baden-Baden located? Germany.
CARS – 600: What type of racing is Formula 1? Ring racing
GAMES AND TOYS – 600: The name of this board game is the same as that of the short-footed cat breed. Munchkin.
DOING SPORTS – 200: The beginning of the path to the finish. Start.
FINAL
When learning etiquette in America, sometimes gestures are used that denote the Latin letters «b» and «d». “B” means “bread” What’s “d” stands for?
Drink.
Предложенная игра носит повторительно-обобщающий характер, поскольку актуализирует ранее изученную лексику. Так же она способствует развитию социальной компетенции учащихся, т.к. все учащиеся активно взаимодействуют между собой в ходе игры, отвечая на вопросы. Следует также отметить, разработанный механизм помогает повысить интерес учащихся к английскому языку, повышает уровень учебной мотивации и развивает интеллектуальный и творческий потенциал.
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — Библиогр.: с. 155-158. — ISBN 978-5-09-020588-7.
- Березина Н.А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н. А. Березина, М. В. Фоминых // Молодой учёный. — 2014. — № 5.2 (64.2). — С. 4.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение. — 1991. «.— 222 с. — (Б-ка учителя иностр. яз.). — ISBN 5-09-001716-6
- Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Роговой. — М.: Просвещение, 2001. — 127 с.. ISBN 5-09-001029-3
- Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. — М: Просвещение, 2012. — 240 с. ISBN: 978-5-09-018296-6