РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга ОЧКАСОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 24 июня 2020В данной статье раскрываются цели, принципы системно-деятельностного подхода, а также особенности реализации данного подхода на уроках немецкого языка. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока
Автор: Очкасова Ольга Александровна
Место работы: МБОУ «Гимназия №64» города Липецка
Должность: учитель немецкого языка
В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход.
Для реализации современных требований общества к образованию педагогами многих российских школ используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. Знакомство с данной технологией произошло 6 лет назад, когда гимназия №64 начала сотрудничество с Центром системно-деятельностной педагогики АПКиППРО «Школа 2000…» под руководством Л.Г. Петерсон. C тех пор наша является федеральной стажировочной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики АПКиППРО «Школа 2000…», а активно стараюсь реализовывать системно-деятельностный подход на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности.
Цель данного подхода — развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.
Не секрет, что ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Существует много мнений по поводу того, все ли предметы школьного учебного плана могут преподаваться в деятельностном методе, т. е. любое ли предметное содержание органично вплетется в таким образом организованный учебный процесс. В группе наших учителей-экспериментаторов, которые внедряют деятельностный метод в свою практику, есть представители всех предметных областей. Я пытаюсь наложить принципы данного подхода на свой предмет – немецкий язык. Надо сказать, что работа эта нелёгкая, требующая немалых усилий. Но даже первые, промежуточные результаты доказывают, что она ненапрасная.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании иностранного языка обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- деятельности
- непрерывности
- целостности
- минимакса
- психологической комфортности
- вариативности
- творчества
Задача учителя иностранного языка при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
В рамках системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка автором используются различные педагогические технологии:
- проектная методика;
- использование информационно-коммуникационных технологий;
- электронное обучение;
- игровые технологии;
- обучение в сотрудничестве и т.д.
В настоящее время в образовательной деятельности уделяется большое внимание использованию метода проектов.
Успешная реализация проекта зависит во многом от его типа и направленности. Так, если в основу проекта положено исследование проблемы в гуманитарной сфере, например в лингвистике, то интересный по содержанию доклад после презентации на конференции исследовательских работ и обсуждения, скорее всего, будет пылиться на полке в кабинете учителя или дома у ученика. Таким образом, мотивация на выполнение таких проектов у школьников довольно низка. Каково же решение?
Проектная деятельность должна захватывать учеников. В конце почти каждой пройденной темы (раздела), ученику можно предложить творческую работу. Это может быть создание электронного коллажа, проекты, презентации на различные темы. Дети создают презентации по различным темам: “Mein Lieblingsfest”, “Eine virtuelle Reise durch Deutschland”, “Feste in Russland” и многие другие.
Кроме того, мною используются следующие приемы активизации деятельности учащихся:
- Творческий конкурс «Предложи свой перевод стихотворения (пословицы)».
- Составление рассказа по набору картинок.
- Информационные проекты учащихся по темам: «Идеальное государство» (10 кл), «Экологические проблемы» (8 кл), «Капсула времени» (11 кл), «Зачем изучать немецкий язык» (8 класс) и др.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у учащегося, что, несомненно, влечет за собой повышенную его мотивированную активность. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Особенно интересными для учащихся являются проекты по созданию мультипликационных фильмов. Я считаю, они дают возможность привлечь к исследовательской деятельности учеников, которым трудно дается изучение немецкого языка, но волшебное слово «кинематограф» вызывает неподдельный интерес у многих. Так команда исследователей-лингвистов дополняется командой монтажеров, раскадровщиков, режиссеров и т.д. В процессе съемки им приходится постоянно иметь дело с иноязычным текстом, вникать в содержание проекта, слушать ребят, которые хорошо владеют языком. А следом возникает желание самому оказаться в кадре, найти интересную тему и стать автором проекта, который потом поможет другим ученикам изучать язык не с интересом. Учитель, руководитель проекта, не только выполняет роль направляющего, но и подсказывает методы и приемы, для создания заданий по материалу проекта. Это позволяет обучающимся посмотреть на работу учителя с другой стороны, воспринимать учителя не только как речевого партнера, а также как участника совместного творчества. Одним из примеров мультипликационных проектов стал проект в 6 классе по переводу и озвучке всем известного мультфильма «Смешарики» на немецкий язык.
С учениками мы стараемся принимать участие в таких наиболее популярных школьных проектах, как Odyssee spielend, reisend» это E-Mail игра для учащихся в возрасте до 15 лет. Правила: 4 — 5 классов отправляют один раз в неделю зашифрованную информацию о себе, своей стране, своем городе. В течение первых трех недель классы не знают, где находятся их партнеры по переписке. Задача состоит в том, чтобы при помощи полученной информации определить, в какой стране, в каком городе находятся партнеры по проекту.
Один из самых популярных проектов среди учащихся – это проект по переписке Гете института “Das Bild der anderen”. Цель проекта – совершенствование коммуникативных навыков во время переписки. Во время данного проекта группа учащихся находит себе друзей по переписке и общаются на предложенные темы.
Уже несколько лет мы принимаем участие в экологическом конкурсе проектов «Школа за экологию».
Начиналось наше увлечение этим международным проектом в 2016-2017 учебном году, когда группа учащихся 11-х классов вместе с учителем немецкого языка Очкасовой О.А. и учителем биологии Волокитиным А.С. объединились в одну команду, целью которой стала борьба за сохранение деревьев города и области и озеленение школьной территории. Результатом стала посадка новых деревьев на школьной территории, а также проект на немецком языке для участия в конкурсе Гете-Института «Schule macht Umwelt».
На этом мы не остановились, и уже в 2018-2019 учебном году родился новый международный проект для участия в том же конкурсе Гёте Института «Спасти жизнь деревьям!»». На этот раз мы с группой учащихся 10А класса не остались равнодушными к проблеме вырубки лесов и решили организовать сбор макулатуры всей школой. Конечно, проект способствовал не только развитию экологического сознания учеников, но и формированию языковой компетенции. В процессе проекта был снят видеоролик, который по достоинству был оценен операторами местных СМИ. Проект получил призовое место в конкурсе Гете-Института «Schule macht Umwelt».
Огромную роль в реализации системно-деятельностного подхода играют информационно-коммуникационные технологии. Уроки с применением ИКТ повышает мотивацию и формирует ключевые компетенциии. Использование информационно коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет расширить границы класса, создать атмосферу иноязычной среды, окунуться в культуру других стран.
Разнообразную помощь и огромную информационно-дидактическую поддержку, оказываемую учителям, преподающим немецкий язык как иностранный (DaF) можно найти на страницах сайта Гете-Института www.goethe.de .
Построению практических заданий уделяется особое внимание. Онлайн-сервисы подобно www.learningapps.com, www.quizlet.com, www.wordle.net, www.gloaster.com позволяют организовать учебный процесс с наибольшей степенью интерактивности и обеспечить свободный обмен приложениями между участниками. Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки.
Для эффективной организации познавательной деятельности мной часто используются игровые технологии. Установлено, что учащиеся быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Чтобы устранить это и поддержать интерес к изучаемому на уроке материалу, необходимо введение игровых ситуаций, занимательного материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть самыми разнообразными по своему цели, содержанию, способам организации и проведения.
С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
- Цепочка.
На доске написать слово, ученик добавляет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова. Можно усложнить, использовать лексику только по заданной теме.
- Bingo.
Известная игра, имеющая различные вариации (проводится в паре). Ученику предлагается написать 5-10 слов из активной лексики урока в тетрадь. Затем учитель зачитывает слова из активной лексики, если у ребят есть совпадения, то они зачеркивают слова. Чем больше слов совпадет, тем лучше и т.д. Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель дает карточки учащемуся. Затем называет какое-то слово, например, «die Tafel». Учащийся должен расставить карточки так, чтобы получилось слово.
Орфографические игры предназначены для тренировки правописания на иностранном языке. Например, можно написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, die Sehenswürdikeit. Учитель дает задание: нужно написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Ученик пишет по вертикали.
- Игра «Домино».
Это игра для закрепления грамматического материала (образование составных числительных).
Учащийся получает набор домино, где в одном поле- числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать их так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления)
Кроме того, я применяю игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами.
Например, лексическая игра — “Закончи предложения”.
- Meine Eltern …
- Ich stehe gewöhnlich um auf, …
- Jede Jahreszeit …
- Ich mag, wenn die Menschen …
- Die Schule ist ein Ort, …
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр, которые создают условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Особое внимание хотелось бы уделить созданию микроклимата при обучении немецкому языку, то есть имитации языковой среды. Для этого учителями может активно использоваться Skype для проведения веб-конференций или же сервис Voki для создания говорящих образов.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.