«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Понедельник 29 июня 2020

В современных реалиях развитие таких личностных качеств, которые помогли бы человеку не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей, становится по-настоящему важным.

В настоящее время реализация ФГОС второго поколения [5] не только создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности   школьника, но также способствует творческой самореализации педагогов.

Практически каждый предмет школьной программы может быть использован  как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

 

 

Автор: Бочарова Анастасия Сергеевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность:  учитель английского языка

 

 

 

 

 

Автор: Волобуева Марьяна Николаевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность:  учитель английского языка первой категории

 

 

 

Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения зачастую приводит к тому, что обучающиеся не могут проявить себя и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке обучающихся. В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили развить лучшие личностные качества учеников и востребовать их творческий потенциал в современном мире.

К новым интерактивным и более эффективным методическим средствам, и приемам, которые способствуют повышению познавательной и творческой активности ребенка, учат ребенка учиться самому и помогают ему овладеть навыками практического применения знаний в жизни, можно отнести лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Впервые термин лэпбук появляется в книге Тэмми Дьюби [8] в 2006 году. Тэмми – писательница, а также мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому. В России яркими лэпбукерами можно считать Татьяну Пироженко – писателя, разработчика карточек для известной компании «Умница», активного блоггера, маму двух детей. Татьяна сама разрабатывает шаблоны лэпбуков и активно их применяет на практике.

По сути, лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

В такой папке собирается материал, который помогает ребёнку систематизировать знания; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал и закрепить полученные знания по заданной теме в занимательно-игровой форме.

Лэпбук — это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, но и, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Данная тематическая папка имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • обучение простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий (в том числе в качестве группового проекта);
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Работа над созданием лэпбука состоит из нескольких этапов:

  1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая, в зависимости от интересов обучающихся и их возраста.
  2. Пишем план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
  3. Создаем макет.

Чтобы создать макет лэпбука понадобятся инструменты:

  • распечатанные шаблоны лэпбука [6] или самостоятельно нарисованные шаблоны;
  • лист плотной бумаги формата А3 или листы А4 для изготовления самой папки;
  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ученика, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Каковы преимущества использования лэпбуков над другими формами урочной деятельности?

  1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, особенно если ваши ученики относятся к визуалам и кинестетикам по типу восприятия информации.
  2. В любое удобное время у ученика есть возможность открыть сделанный своими руками лэпбук и с радостью повторить изученный учебный материал.
  3. Ученик научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что может в дальнейшем послужить хорошей подготовкой к написанию рефератов и исследовательских работ.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в мини-группах, что будет способствовать достижению такого личностного результата освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Кроме того, ученики научатся быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Создание лэпбука может стать формой представления итогов проектной работы или творческой разработкой обучающихся в рамках проведения тематической недели в школе.

Пример лэпбука, созданный ученицей 3 класса

Как мы уже сказали ранее, во многих случаях создание лэпбука является заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы в рамках изучения определенной темы. Мы хотим поделиться другим вариантом использования лепбука на уроках — для систематизации и обобщения знаний и умений по изученным темам. Данная технология была выбрана неслучайно. Во — первых, такая форма работы более интересна для учеников, так как они не знают, какое именно задание их ожидает. Каждое открытие «кармашка» в лэпбуке станет для них своего рода неожиданностью, сюрпризом.  Во — вторых, работа в группе поможет ученикам научиться работать в команде, сотрудничая друг с другом и оказывая помощь в спорных ситуациях. Таким образом, более сильные ученики команды испытают себя в роли экспертов и помогут более слабым ученикам чувствовать себя уверенно. В — третьих, данная форма работы снимает мышечное и зрительное напряжение на уроке, так как у учеников будет возможность передвигаться от стола к столу и обращаться к экрану только в конце урока для подведения итогов урока и проведения рефлексии. В — четвертых, многократное повторение одного и того же учебного материала в разных форматах поспособствует успешному закреплению учебного материала и подготовке обучающихся к применению знаний. В – пятых, использование лэпбука в данном формате позволит использовать его многократно, так как кармашки могут быть заполнены заданиями по абсолютно разным темам.

Урок с использованием лэпбука состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Для проведения урока необходимо объединить 2 парты вместе таким образом, чтобы за ними удобно разместились 4 ученика. На каждом столе стоит табличка определенного цвета с номером команды. Также этот номер соответствует номеру лэпбука (это облегчит последующую проверку ответов). Ученики занимают свои места, предварительно взяв карточку определенного цвета из мешочка. Цвет карточки соответствует цвету табличек на столах. (Например, если ученик достал розовую карточку, то он занимает свое место за столом с розовой табличкой). Учитель может подкорректировать состав команд по своему усмотрению (если в одной группе, оказались, например, только сильные / слабые ученики. Каждой команде выдается лэпбук и чистый лист формата А4.

  1. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

На листах каждая команда фиксирует номер лэпбука (соответствует номеру таблички на столе). По команде учителя ученики открывают «кармашки» с заданиями, советуются друг с другом, приходят к общему решению и записывают ответы на лист. Ученики по своему усмотрению могут записывать ответы как поочередно, так и доверять запись ответов одному ученику. Через 5-6 минут ученики передвигаются по часовой стрелке к другому столу с другим лэпбуком, беря с собой только свой лист с ответами. Снова фиксируют номер лэпбука и выполняют задания. Таким образом, за 1 урок ученики выполняют от 9 – 12 заданий (по 3 задания в каждом из 4 лэпбуков).

3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После выполнения всех заданий учениками мы приступаем к проверке. Все ответы выводятся на экран и обсуждаются фронтально с классом. Ученики исправляют неправильные ответы, записывают правильный ответ на листах, подсчитывают количество допущенных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Команды подсчитывают количество допущенных ошибок, оценивают свою работу на уроке, готовность к полугодовому тесту (поднимают карточки с соответствующим цветом – зеленый (готов) / желтый (надо повторить отдельные темы) / красный (не готов). В конце урока в качестве домашнего задания ученики подробно записывают темы, которые необходимо будет повторить к полугодовому тесту.

Анализ результатов показал, что ученики чувствуют себя достаточно уверенно перед проведением полугодового теста и допускают минимальное количество ошибок.

Подводя итог всему выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что использование лэпбука на уроках разных предметных областей в качестве продукта самостоятельной творческой деятельности обучающихся, а также как способ систематизации и обобщения полученных знаний для подготовки к успешному написанию контрольной работы достаточно продуктивно.

Например, в соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В основе метода «лэпбук» лежит системно-деятельностный подход, который помогает разнообразить организационные формы и учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Несомненно, для проведения урока с использованием лэпбука требуется большое количество времени, кропотливой работы и фантазии как обучающегося, так и педагога, но когда мы видим огонек в глазах учеников, то понимаем, что труды не были напрасны и такой урок, несомненно, останется приятным воспоминаем в памяти учеников и учителя.

Список используемой литературы:

  1. Врублевская М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа. — 2002. — № 4. — С. — 14-17.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Питер, 1997. — 156с.
  3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар.науч.конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
  4. Клименко Т.М. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. – Ессентуки, 2016
  1. ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] /Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: https://fgos.ru/
  2. Технология «лэпбук» (lapbook. лэпбук) и ее применение. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nitforyou.com/lepbuk/
  3. Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html
  4. The Ultimate Lap Book Handbook, by Tammy Duby and Cyndy Regling. 2006
  5. Interactive Notebooks. Language Arts. (content editor – Angela Triplett). – Carlson-Dellosa Publishing. LLC, 2015

Комментарии закрыты.