ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ УМК «МОЙ ВЫБОР – АНГЛИЙСКИЙ» (OPTIONS) 10–11
Автор: Марина ШИРИНЯН | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Понедельник 8 июня 2020Один человек пристал к Аристотелю с нудным и длинным рассказом.
Наконец он спросил молчавшего все время философа:
– Я не утомил тебя?
На что тот ответил:
– Нет, я не слушал. Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
На современном этапе развития общества важнейшей задачей для выпускников образовательных организаций становится не только практическое овладение иностранным языком, но и приобретение тех коммуникативных навыков и умений, которые в дальнейшем помогут им использовать иностранный язык в сфере профессионального общения. К таким профессионально значимым коммуникативным навыкам и умениям относятся навыки и умения проведения презентаций. Презентация как одна из интерактивных форм обучения нашла широкое применение на занятиях по иностранным языкам, так как именно здесь отрабатываются навыки и умения речевой межкультурной коммуникации. Согласно современному словарю русского языка «Презентация – (от лат. – «представление, вручение») – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного».
Автор: Ширинян Марина Витальевна
Методист Редакции романских языков Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»
Особенность презентации на уроках иностранного языка состоит в том, что это преимущественно подготовленная речь ученика, основанная на полученной или изученной самостоятельно информации. Помимо монологической речи важную роль играет умение учащихся задавать вопросы презентатору и умение на них отвечать, то есть умение вести дискуссию. Во время дискуссии предполагается, что учащиеся приводят примеры в подтверждение своей точки зрения; спорят, отстаивают своё мнение, выдвигают аргументы, соглашаются или же выражают несогласие с точкой зрения оппонента. Во время этого обсуждения в речи учащихся активизируются и закрепляются устойчивые словосочетания, речевые клише, грамматические конструкции.
Успешность презентации зависит от таких факторов, как достижение учениками определённого уровня сформированности умений и навыков как подготовленной, так и неподготовленной иноязычной монологической речи; овладение речевыми клише, необходимыми для осуществления коммуникативных намерений говорящего на разных стадиях презентации; знание структурных особенностей презентации и логической последовательности её компонентов.
Помимо создания документа и грамотного его оформления, от выступающего с презентацией требуется еще и умение искусно донести её содержание до аудитории. Поэтому одним из важных этапов формирования презентационных навыков и умений является обучение логическому структурированию презентационной речи и использованию речевых моделей или формул, которые помогают выступающему добиться запланированной цели.
С поставленными задачами поможет справиться УМК «Мой выбор – английский» (Options) для 10–11 классов. Так, в учебниках и рабочих тетрадях «Мой выбор – английский» предлагаются задания, а также справочная информация (рубрики “Useful English”,“Everyday English”; раздел “Presentation Skills”), которые дают возможность для организации ученических проектов и помогают сформировать навыки публичных выступлений.
Раздел “Presentation Skills” позволит детально разобраться с видами, типами презентаций, с принцами ее создания. Кроме того, на страницах раздела вы познакомитесь с формами и методами работы на уроке, которые можете использовать для формирования навыков публичных выступлений.
После овладения теоретической основой по организации и созданию презентаций, вы можете перейти к процессу овладения практических умений. Представленные речевые клише в рубриках “Useful language” и “Plan and Useful Language” помогут вам оформить устную речь во время выступления.
Из сказанного становится очевидным то, что совершенствование презентационных навыков и умение выступать перед аудиторией закладываются в содержание и технологию УМК «Мой выбор – английский».
Наряду с этим необходимо отметить важность методической поддержки при работе с УМК и учебными пособиями. Поэтому для более детального изучения рассматриваемой темы вы можете обратиться к следующим электронным ресурсам:
- На образовательном ресурсе YouTube канале «Просвещение». Иностранные языки» размещены записи вебинаров, видеолекций и видеороликов, освещающих многие аспекты изучения иностранных языков.
- Методический журнал «Просвещение. Иностранные языки» познакомит вас со статьями авторов, методистов и учителей по работе с УМК издательства «Просвещение».
Анализ различных источников позволил заключить, что для обучения навыкам презентационной деятельности как нельзя лучше подходят занятия по иностранному языку, что позволяет интенсифицировать диалогическую и монологическую речь, а также сформировать целый ряд познавательных и творческих способностей обучающихся для передачи профессиональной информации. Кроме этого, в процессе изучения структуры презентации и правил представления устного доклада учащиеся формируют навыки успешной презентации не только на иностранном, но и на русском языке, что очень важно для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Источники:
- А. В. Муромцева Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации — М.: Флинта. Наука, 2017.
- Современный толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. — М. : Ридерз Дайджест, 2004.
- Options – новый УМК для изучения английского языка как второго иностранного
- «Английский с “Options” – это здорово!»
- Особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому как второму иностранному языку (на примере УМК Options)
- Обучение аудированию на старшем этапе обучения английскому как второму иностранному языку (на примере УМК Options)
- Совершенствование грамматической компетенции на среднем этапе обучения английскому как второму иностранному языку (на примере УМК Options)
- Key to success or how to pass RNE with “Options”
- Дополнительное образование в школе: цели, задачи и технологии на основе УМК Options («Мой выбор – английский») авторов Е.Г. Маневич, А.А. Поляковой, Д. Дули, В.Эванс
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» (с использованием пособия «Звезды моего города» и интернет-портала «City Stars»)