МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Галина КОМАРОВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Понедельник 27 июля 2020
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
Помня учение древних, необходимо осознавать, что мир наш, несмотря на свою сложность, обладает целостной структурой. Но понять эту целостность мы порой не в силах, поскольку изучаем разрозненные дисциплины, часто не наблюдая связей между ними.
В настоящее время школа работает в режиме новых стандартов общего образования, отличительной особенностью которых является введение нового методологического подхода с выходом на метапредметные результаты обучения. В широком значении термин «метапредметность» означает «научиться учиться». Актуальность проблемы заключается, на наш взгляд, в создании условий активного использования метапредметных связей в учебной и внеурочной деятельности.
Автор: Комарова Галина Васильевна
Место работы: МОУ «СОШ № 102», г. Саратов
Должность: учитель, почётный работник общего образования РФ
В настоящей учебно-методической разработке мы предлагаем к рассмотрению метапредметный подход, реализация которого может быть осуществима при создании условий для активного использования метапредметных связей во внеурочной деятельности.
Метапредметный подход — это организация деятельности учащихся не с целью преподнесения им знаний в готовом виде, как заученное правило, а обучение их различным возможностям получения этих знаний.
В век информационных технологий ребёнок сталкивается с трудностями, поскольку на него со всех сторон обрушивается такой поток информации, который он часто просто не в силах воспринять: Интернет, цифровое телевидение, пресса, да и просто общение со сверстника.
Учитель должен помочь ребёнку обрести не только универсальные знания, но и научить его ориентироваться в нестандартных ситуациях, проявляя активную, созидательную позицию, ориентированную на успех.
Современная педагогика обладает целым арсеналом педагогически приёмов, технологий, методов, способов, одним из самых современных же является метапредметный подход.
Работа с младшими школьниками.
Новые образовательные стандарты позволили увеличить количество преподаваемых часов за счёт ведения кружковой работы у самых маленьких школьников.
Практически метапредметный и межпредметный подходы для этой возрастной категории детей очень схожи. Приставка «мета», означающая – «над», «всеобщее», очень близка по своей сути к «меж» — « в связи с чем-то».
Нами разработан курс для учащихся 2 класса «Занимательный немецкий», который позволяет совмещать преподавание лексико-грамматического материала с пением, рисованием и ритмикой. Скороговорки, стихи, песни с ритмическими и танцевальными движениями под музыку являются неоспоримым показателем не только мотивационной заинтересованности детей, но и существенно влияют на качественный показатель успеваемости.
Среди рассматриваемых тем курса следующие:
1.Знакомство | 9. Я и моя семья |
2 Учимся играючи | 10. Мы играем и поём |
3. Поиграем? Споем? | 11. А это мы умеем! |
4.Знакомимся с Германией. День Святого Мартина. Конкурс фонариков | 12. Готовимся к Рождеству. Конкурс рождественских открыток |
5.Знакомимся с персонажами немецких сказок | 13. Подготовка к празднику «Прощай, второй класс!» |
6. Мы готовимся к «Празднику алфавита» | 14. Читаем сказки. «Как Каспер рассмешил Принцессу», «Золотой гусь» |
7. «Праздник алфавита» | 15. Праздник «Прощай, второй класс!» |
8. Занимательная грамматика | 16. Славно потрудились |
И уже здесь мы применяем первые уроки исследовательской деятельности. Так, готовясь к празднику «День Святого Мартина», проводимого обычно в рамках лингвострановедческого проекта «Традиции Германии», ребята изучают историю, страноведение, литературу, хореографию немецкоязычных стран. А «Конкурс фонариков» превращается в настоящий праздник творчества.
Рис. 1. На празднике «День Святого Мартина» в читальном немецком зале.
Метапредметность подхода состоит в том, что ученик практически сам вырабатывает схемы мыслительной деятельности, которые лежат над предметом, но реализуются в ходе работы по заданной тематике.
Особенности работы на среднем и старшем этапе обучения языку.
Для детей этой возрастной категории проектная деятельность выступает как средство формирования метапредметных умений и навыков, являясь одной из моделей личностно – ориентированного, развивающего обучения. Метод проектов не только создаёт положительную мотивацию на саморазвитие личности, приучает человека брать на себя ответственность за принятое решение. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают следующие метапредметные навыки и умения: личностно — интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, регулятивные — систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); познавательно-творческие (умение воплощать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные — (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Последняя, в свою очередь, должна быть подкреплена аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Владение данными навыками проектно-исследовательской деятельности помогает учащимся при подготовке к научно-практическим конференциям, фестивалям творчества, различного уровня конкурсам, в выставках и художественных акциях, в оформлении интерьера школы.
Уже много лет нами ведётся кружок для средней ступени обучения школьников «Художественно-речевая деятельность», где и получают свою творческую реализацию коммуникативные и другие учебные действия.
Примерное предметно-тематическое содержание курса:
Социально-бытовая сфера | Учебно-трудовая сфера | Социально-познавательная сфера |
Семья. 3ч
Внешность.3ч Моя комната 2ч Животные. 3ч Продукты питания. 2ч |
Классная комната. 2ч
Школьные вещи. 2ч Расписание уроков. 2ч Каникулы, отдых. 2ч Друзья 2ч |
Времена года. 3ч
Погода. 2ч Праздники.4ч Выходной день. 2ч
|
Этапы работы:
— подготовительный: определение проблемы, цели достижения практического результата; формирование подгрупп для совместной работы.
— второй этап: работа над темой в поиске нужной информации. Дети обсуждают, действуя, делают выводы;
— третий этап: обработка полученной информации, выбирается тип проекта (коллаж, газета, театральный тип), оформление его.
— четвёртый этап – презентация и защита проекта с последующим обсуждением «За круглым столом».
Оцениваем проекты сообща по критериям, которые определяем сами: единство формы и содержания; полнота работы; аргументированность; глубина знаний, межпредметные связи.
Таким образом, применение проектной деятельности как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности формирует метапредметные умения и навыки, соответствующие требованиям к коммуникационному взаимодействию, взаимопониманию.
Библиография
- Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. I. Челябинск, 2011.
- Аксенова Н. И. Системно—деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции. СПб., 2012.
- Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении. М., 2012
- Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2.
- Комарова Г.В. Проектно-исследовательское обучение на уроках немецкого языка, сборник научных статей к международной научно-практической конференции «Мозаика инновационных методик преподавания немецкого языка». Вып.2.- Саратов: ИЦ «Наука», 2011, стр.59.
- Комарова Г.В. Средства повышения мотивации на уроках иностранного языка, сборник методических разработок «Находками делюсь с коллегами», выпуск №38, Международный центр регистрации серийных публикаций, Франция, Париж, Ален Руколь, 2013.- стр.153.
- Комарова Г.В. Возможности раскрытия творческих способностей учащихся с помощью слова, сборнике научных статей к международной научно-практической конференции «Мозаика инновационных методик преподавания немецкого языка». Вып.7.- Саратов: ИЦ «Наука», 2016, стр.20.
Интернет-ресурсы
- Кафедра философии образования МИОО
- Учебно-методический комплекс «Перспектива»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»