ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 24 июля 2020
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
(В. Ключевский)
Процесс обучения английскому языку на начальном уровне напрямую зависит от возраста обучаемых, их мотивации, интересов и потребностей. Как же обучать английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста? Какие учебные пособия использовать в образовательном процессе? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с возрастными особенностями детей данного возраста.
Автор: Казарян Лилит Меружановна
Место работы: ГБОУ Школа 2051
Должность: учитель английского языка
Автор: Одинокова Елена Васильевна
Место работы: ГБОУ Школа 2051
Должность: учитель английского языка
Дети трех — шести лет… Как найти к ним подход? Как наладить продуктивную работу?
В возрасте от трех до шести лет дети стремятся познать мир и делают они это посредством ролевых игр. Ребёнок стремится строить взаимоотношения с окружающими людьми, копируя при этом их поведение, хочет быть социально значимым. Учителям, работающим с дошкольниками, рекомендуется использовать учебные материалы и тематику для изучения английского языка с учетом данных требований. Нужно подбирать «нужные» и «полезные» темы для этого возраста. Ребята с удовольствием изучают цвета и основные глаголы, знакомятся с названиями продуктов, предметов гардероба, частей интерьера, названиями диких и домашних животных. В процессе обучения происходит активное взаимодействие с воспитанниками детского сада, постоянная их мотивация. Как известно, искренность учителя – залог успешного взаимодействия с учеником. Игра для детей данной возрастной категории – процесс познания окружающей среды. Как отмечал А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Учителям известно, что дошкольники пока не умеют четко сформулировать ответы и заучивать правила. Дети во время игры спонтанны и мотивированы. Игра для них – воображаемый мир, в котором все происходящее – правда. Дошколята не могут долгое время сидеть на одном месте. Педагоги, работающие с детьми трех — шести лет, постоянно переключают активность, вводят новую лексику в неожиданном для ребенка контексте, подыгрывают, задают вопросы. Для игры подходит всё: различные игрушки, конструкторы, картинки, карандаши, книги… Игра помогает сделать акцент на развитие памяти и воображения, особенно если она сопровождается песнями и физкультминутками, а также просмотром мультфильмов и театральных постановок на английском языке. При этом учитель показывает пример, подсказывает, придумывает различные ситуации и принимает в них активное участие. Педагог старается сделать все возможное для того, чтобы ребенок поверил ему и раскрылся.
Для организации продуктивных и познавательных занятий, приносящих удовольствие и детям дошкольного возраста, и педагогам, необходимо правильно подобрать учебные пособия. Мы активно пользуемся ПМК «Happy Hearts» — курсом английского языка для самых маленьких. При помощи данного ПМК знакомство дошкольников с английским языком происходит с учетом их возрастных интересов. Программно-методический комплекс «Happy Hearts» — совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing». Учебные пособия очень красочные, рассчитаны на детей трех — шести лет и прекрасно подходят для проведения групповых занятий. Серия «Happy Hearts» помогает детям изучить основы английского языка (правильное произношение, понимание нюансов языка, умение воспринимать английскую речь на слух). Все уроки сопровождаются видеоматериалами, играми и песнями, весёлым общением с учителем в компании с марионеткой — котом Кенни, главным героем курса, т.к. вся подача материала плотно завязана на сюжете о приключениях сказочных зверюшек. Все задания имеют игровую основу, введены тактильные упражнения с вырезанием, вклеиванием стикеров, рисованием. С ПМК «Happy Hearts» познавательный процесс становится естественным и увлекательным. Всё это делает изучение английского языка еще более привлекательным для дошколят.
Работа с детьми в возрасте от шести — семи до десяти лет тоже достаточно приятна и интересна. Учащиеся начальной школы открыты всему новому, а неподдельное любопытство подгоняет их узнавать все больше и больше. Они еще не потеряли детский интерес к окружающему миру, но уже настроены на серьезный лад. Для познания мира им уже недостаточно игры, хотя она помогает мотивировать детей в процессе изучения иностранного языка. У детей шести — семи лет начинают формироваться познавательные и интеллектуальные способности. Основная деятельность учеников начальной школы – учение. Дети данной возрастной группы становятся более внимательными, у них активно развиваются речь и память. Как и чем учителя английского языка могут заинтересовать учащихся данной возрастной категории? Прежде всего, не стоит забывать про задания в игровой форме. Для того, чтобы ученики получали удовольствие от изучения английского языка и не теряли к нему интерес, учителям начальной школы рекомендуется выбирать правильную тактику работы и индивидуально мотивировать учащихся. Одно из правил, которым нужно руководствоваться – не сравнивать своих учащихся с другими учениками. Каждый ребенок – личность, не похожая на других. Сравнение в данном случае является демотиватором. Для того, чтобы урок проходил успешно и плодотворно, педагог должен ставить цели и задачи для себя и для учащихся, постоянно помнить о них и стараться прикладывать максимум усилий для их достижения. Во время проведения урока нужно максимально разнообразить учебный процесс, используя новые подходы в его организации, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на информационные технологии. Учебные занятия в начальной школе разнообразны и занимательны благодаря использованию информационных технологий.
Разнообразить уроки английского языка можно также при помощи рисования. В этом случае ученик полностью погружается в процесс, не ощущает отрыва занятий от реальной жизни. Дети любят рисовать. В процессе рисования развивается их воображение. Можно предложить нарисовать иллюстрации к новым словам или к грамматическим конструкциям. Например, на уроке с названиями времен года, можно предложить ученикам нарисовать времена года и подписать их названия. Учителя часто фантазируют, придумывают новые интересные задания, чтобы учащиеся с удовольствием работали над их выполнением.
Для обучения английскому языку на начальной стадии мы используем УМК «Звёздный английский» («Starlight»). Авторы УМК: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Это совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российских и зарубежных методик обучения иностранному языку. УМК «Starlight» очень красочный, интересный, увлекательный по содержанию, опирается на определённый сюжет, что помогает заинтересовать учащихся, вовлечь их в учебный процесс. Учебный материал в данном УМК дается детям младшего школьного возраста в доступной, игровой форме. В процессе обучения английскому языку по УМК «Starlight» появляется возможность использовать различные образовательные технологии, а также создаются благоприятные условия для обучения детей с учетом индивидуальных особенностей ученика. Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и её формирование с помощью данного УМК имеет много возможностей.
Чтобы идти в ногу со временем, педагогам нужно постоянно развиваться и получать новые знания: читать профессиональную литературу, оканчивать курсы повышения квалификации и онлайн-программы, участвовать в профессиональных конкурсах.
Использованные материалы: