«РЕФЛЕКСИЯ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 20 июля 2020Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Автор: Волобуева Марьяна Николаевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка первой категории
Автор: Чернякова Инна Геннадьевна
Место работы: ГБОУ СОШ № 598 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка первой категории
Этапы современного урока нам знакомы. А что же такое рефлексия?
Reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- физическая (успел – не успел);
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация видов рефлексии (по функциям):
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Итак, сегодня мы хотим поделиться с некоторыми приемами рефлексии на уроках на средней и старшей ступени обучения.
Интеллектуальная рефлексия
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1.Выбери верное утверждение.
Choose the right statement.
2.Паучок (солнышко, цветочек).
Фиксирует ассоциативные связи любого понятия.
3.Таблица.
Фиксирует знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
4.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.
5.Синквейн.
Приём синквейна помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
составление четверостишия по схеме:
- первая строка – понятие, выраженное существительным,
- вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
- третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
- четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
6.Сигналы рукой.
Палец вверх: я понимаю и могу это объяснить.
Палец в сторону: я не совсем уверен в том, что понимаю, или мне нужна дополнительная помощь для понимания.
Помахать рукой или палец вниз: я еще не понимаю.
7.Продолжи фразу.
Continue the phrase.
- It was interesting to me…….
- We figured out……
- I realized…….
- It was hard for me…..
- Tomorrow I want a lesson…….
8.Вопросы.
Answer the questions.
- What is the topic of today’s lesson?
- What is the purpose of the lesson?
- What is the most important at the lesson?
- Why have we done these exercises at the lesson today?
- What was easy (difficult) for you?
- Are you satisfied with your work?
- What do you want to praise yourself or any of your classmates for?
- What will the next lesson be about?
- What will be our challenge in the next lesson?
9.Пчелиный улей.
Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
10.Верно-неверно.
Предоставьте учащимся предсказуемые неправильные представления об определенном понятии, принципе или процессе. Спросите учащихся, согласны они или не согласны с каким-либо понятием, принципом, процессом, и почему они согласны или не согласны с таким представлением, попросите их объяснить свое представление. Проверка ошибочного представления может быть проведена в виде теста с множественным выбором или теста с ответами бинарного типа (верно-неверно).
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Характеристика цветов Макса Лютера
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
- синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
- зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
- жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
- фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
- чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
- коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
1.Лесенка.
Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
1) Крайне скверно. (Extremely bad) (коричневый)
2) Плохо. (Badly) (синий)
3) Хорошо. (Well) (красный)
4) Уверен в своих силах. (Self-confident) (зеленый)
5) Комфортно. (Comfortable) (жёлтый)
2.Мишень настроения.
В какую область настроения он попал сегодня?
В зависимости от этого рисуется (наклеивается/раскрашивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон (с опорой на характеристику цветов Макса Лютера).
3.Закончи фразу.
Finish the phrase.
What emotions do you feel? Why?
I feel….. because …. was not bored
worked hard
didn’t relax
answered properly
was active
was emotional
fulfilled the task
received a reward
received a good mark
Рефлексия деятельности
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
- Огонёк общения.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко/клубок ниток. Тот, у кого в руках сердечко/клубок, говорит:
- Today I worked hard…
- Today I was not active at the lesson…
- Уборка в доме.
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором — мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
1.Закончи фразу.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Today I found out……
- It was interesting……
- It was difficult…..
- I performed tasks…..
- I realized that……
- Now I can….
- I felt that…..
- I got….
- I learned….
- I managed…..
- I could…..
- I’ll try…..
- I was surprised…..
2.Плюс-минус-интересно.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
3.Анкета.
Анкетирование позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять — это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
4.Светофор.
- Зелёный цвет – побольше таких дел.(I wish the next lesson was as good as this one)
- Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.(The lesson was pretty good except few tasks)
- Красный цвет – дело не понравилось. (I don’t like the lesson)
5.Парковка для вопросов.
Прием «Парковка для вопросов» – это заранее подготовленное место для вопросов, идей учащихся, возникших у них в течение урока. Для этого можно использовать часть доски, лист ватмана, прикрепленный к стене, и стикеры. Это место, где учащиеся могут оставлять вопросы, просьбы о помощи и дополнительной практике. Парковка для вопросов может стать таким полем, на котором учащиеся делятся наблюдениями, обмениваются своими взглядами. Этот прием – еще один инструмент измерения того, как учатся учащиеся, что они думают, какие трудности испытывают, а главное – использование данного приема не занимает слишком много времени. Это отличный способ для учителя убедиться, что идеи пересматриваются и что учащиеся получат ответы на свои вопросы на следующем уроке
6.Туман.
Прием помогает учителю выяснить глубину понимания урока, темы пройденного материала. Обычно дается 1 минута на выполнение данного упражнения, но учитель может дать учащимся больше времени на предоставление ответов на поставленный вопрос. В данном упражнении (чаще всего к концу урока) учитель задает вопрос: «Какой отрезок сегодняшнего урока был наиболее «туманным» (непонятным)?»
Итак, необходимо отметить, что рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
- Самостоятельность.Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость.Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.